Сотрудничество нашей академии с Библиотекой №6 имени В.В. Вересаева открывает широкие возможности распространения гуманитарных идей в современном социуме через семинары учёных, выставки в галерее «Живая жизнь», мастер-классы известных мастеров изобразительного искусства, через встречи поэтов, писателей с читателями. Спасибо подвижнику новой России Светлане Николаевне Жуликовой за поддержку в организации совместных проектов.
Новый совместный проект – персональные тематические выставки академиков ПАНИ. Первый блин не оказался комом. 2 августа состоялось открытие выставки Светланы Рудягиной, избранной в июле 2018 года членом-корреспондентом ПАНИ на бюро МО ПАНИ. Она продемонстрировала своё мастерство живописца и графика.
Реставратор, живописец, педагог
Когда попадаешь на персональную выставку, один из вопросов, который почему-то задаешь себе: какую же из работ автор может назвать «визитной карточкой» экспозиции, в какой он наиболее искренен в своих размышлениях о мире и его содержании? Об этом подумалось на вернисаже Светланы Рудягиной в галерее «Живая жизнь» Библиотеки имени В.В. Вересаева, где 2 августа собрались ее коллеги по художественному цеху и академики Петровской академии наук и искусств (ПАНИ).
Открываем выставку «Следы на холсте. Прошлое и настоящее» Светланы Рудягиной
- Мы присутствуем на открытии выставки, и ее уникальность заключается в том, что небольшое пространства зала, - сказал, открывая выставку ее организатор, руководитель секции изобразительного искусства, профессор искусствоведения Владимир Кузнецов, - автор наполнила рассказом о себе, своих мыслях и чувствах, которыми она жила на протяжении предшествующих пятнадцати лет. Для человека искусства это значительный период, и в творчестве Светланы Рудягиной в этот отрезок времени не могли не происходить перемены. Самые «старые» работы датируются 2003-м годом, а последующие произведения говорят о том, что художник находилась (и находится) в постоянном поиске.
Действительно, возьмем хотя бы жанры, в которых состоялась Светлана Рудягина. До чего же живописны ее белые ночи, в которые она погрузилась, находясь в деревне Юково на берегу Белого моря.
«Белое море. Деревня Юково».
- Туда можно добраться только во время прилива на лодке, - вспоминает она место, поразившее ее своей первозданностью, - меня поразило то, что деревня заброшена, но постройки не старые, новая конюшня и дерево, материал, из которого сложено сооружение, совсем еще светлое, в домах телевизоры, домов больше 50, но живет в деревне один дед, остальные ушли на «Большую землю» - так называют остров поблизости, где лучше налажено сообщение, есть магазин, врач и коммуникации. На берегу моря стоят устройства для сбора и прессования фукуса – морских водорослей. Картина написана по этюдам и воспоминаниям, а ездили мы туда на пару лет раньше.
Светлана Рудягина рассказывает о том, почему она выбрала из своей коллекции эти работы
Пейзаж написан в 2003-м. И тогда же увидел свет ее «Натюрморт с самоваром». Уголок дома с патриархальной обстановкой: на столе – самовар, расписанный в стиле хохломы, берестяные туеса, деревянная ложка в крынке, рушник – так и хочется смотреть и смотреть, не отрывая взгляда от красиво накрытого стола.
«Натюрморт с самоваром»
Каждая работа содержит элемент загадки, недосказанности, приглашения к раздумью. И неважно, что изображено. Вот срезанный несколько дней назад пион, стоящий в вазе и отражающийся в зеркале, в котором он видит себя иным, молодым и красивым. Но несколько лепестков уже опали... У зрителя возникают в душе грустные мысли об увядании, которого ничто не способно избежать на этом свете.
И ещё один жанр, который подвластен далеко не всякому художнику, а вот Светлане Рудягиной он под силу – портрет.
- На выставке – зарисовки, которые получили свое развитие из набросков. Наброски я очень ценю за то, что нужен минимум средств для того, чтобы показать образ, и движение, и настроение, но наброски интересны самому художнику, а для зрителя надо добавить цвет, фактуру, детали.
На одной зарисовке – ученица педагога:
- Она всегда молчаливая, замкнутая, но раскрывается, когда работает над учебным заданием, и я ее иной не могла изобразить.
В лицах и фигурах персонажей автор умеет подметить и передать средствами изобразительного искусства психологическое состояние моделей: сосредоточенность, увлеченность и самозабвенность.
Вот мальчик, играющий на балалайке, сфокусировавший всё своё внимание на струнах; вот совсем юные балерины, старательно повторяющие позы за хореографом.
Юные балерины
Художнику интересно состояние человека, когда он трудится, хочет творить, осваивать новое. Состояние радости, шутки, игры тоже очень интересно уловить, но оно слишком мимолетно, чтобы этот след было возможно красиво оставить на плоскости, а состояние самоотдачи и самовыражения притягивает зрителя, будит в нем душевное состояние сопричастности.
Светлана Юрьевна отдает много времени для того, чтобы привить детям любовь к прекрасному, воспитывает в них эстетическое восприятие всего, что их окружает.
- В студии Дома детского творчества «Родник» занимаются более 60 ребят, которые хотят научиться рисовать, и это у них получается, правда, я не ставлю нереальной цели – сделать из всех художников. Если они после моих занятий в перспективе станут стремиться стать счастливыми, самореализованными людьми, которые будут ценить искусство и стараться привить вкус своим детям, - я буду считать, что моя миссия исполнена.
На открытие выставки приехала Джамиля Стороженко, дочь которой, Алина 4-й год познаёт в студии Светланы Юрьевны азы изобразительного искусства. Вот что она сказала:
- Нам очень повезло: это не только прекрасный художник, но и человек, умеющий разговаривать с нашими детьми на одном языке, недаром она считает, что, внешне изменяясь с годами, люди сохраняют внутреннее ощущение детсткости. Ее картины – тому подтверждение. Возможно, такой высокой степени чистота работ способствует тому, что они оказывают целительное воздействие на людей. У меня дома – две работы Светланы Юрьевны. Когда мне плохо, я смотрю на ее «Маки», изображенные на фоне ярко голубого неба, - и всё нормализуется.
Татьяна Апостол – её называет художник как одну из самых талантливых выпускниц, которая впоследствии окончила художественный колледж. Она твердо решила посвятить свою жизнь искусству.
Художник сохранила на всю жизнь впечатления от прочитанных в детстве и юности книг: ее мама Маргарита Степановна была заведующей библиотекой, и девочка часами поглощала литературу – детскую и юношескую.
Из серии «Про цирк. Клоуны»
Ей легко далась серия картин «Про цирк» (одну из работ «Клоуны» можно увидеть на выставке). Серию делала по заказу творческая группа из пяти человек. После «исследования» пространств интерьеров и событий в цирках на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского получилась интересная коллекция, выставленная в 2004-м году в ЦДРИ.
Академик ПАНИ Зинаида Фомина сказала о том, что своим творчеством Светлана Рудягина повествует о своей любви ко всему русскому: природе и людям. Ее пейзажи – это русское раздолье или тихие уголки Новоподрезкова, где она живет и творит.
«Новоподрезково»
Академику Елене Зеленчевой показалось интересным решение избитой темы подсолнухов – это растение уже отцвело, созрело, и его семечки уже начали выклёвывать птицы... Член-корреспондент ПАНИ Галина Семиглазова сказала: «Коллега обращается к самым разным техникам, в том числе и акварели. На выставке – два рисунка, на которых Сергиев Посад и Троице-Сергиева лавра. Эти работы свидетельствуют о том, что художник великолепно владеет рисунком».
Этому она научилась у великих мастеров-педагогов Академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Сергеевича Глазунова.
- Рисунок нам преподавала профессор Наталья Васильевна Соколова, - вспоминает Ирина Григорова, - она и в МАРХИ вела рисунок, от нее мы многое переняли. Без владения рисунком нельзя стать реставратором, а мы учились именно на этом отделении в академии. Искусство реставрации нам преподавала Нина Александровна Сарынина. В 1997-98-м годах: я, мой муж Максим, Светлана - в составе бригады реставрировали шесть картин Василия Петровича Верещагина, представляющих единый цикл: «Положение во гроб», «Несение Креста», «Снятие с Креста», «Распятие», «Моление о чаше» и «Се человек», чудесным образом спасенных перед взрывом храма Христа Спасителя. Размерами 3 на 5 метров они были намотаны на деревянные валы и хранились в Ленинграде, в Казанском соборе, где размещался Музей атеизма. Теперь они находятся в алтаре Храма Христа Спасителя.
Максим и Ирина Григоровы по-прежнему занимаются реставрационными работами (сейчас – в Новоиерусалимском монастыре), а Светлана пошла другим путем.
Академика ПАНИ и гости поздравляют Светлану Рудягину с успешной выставкой
- Наша сегодняшняя выставка – событие в культурной жизни Москвы, - сказала заведующая Библиотекой №6 имени В.В. Вересаева Светлана Жуликова, - нравятся работы Светланы и сама художница – всегда спокойная и уравновешенная, с хорошим вкусом и патриотическим взглядом на мир – этого нам сегодня очень не хватает. Приятного просмотра выставки, друзья! Она продлится до 28 августа.
Владимир Кузнецов (Влад Красноярский), руководитель секции искусствоведения Химкинского отделения Союза художников Подмосковья, руководитель секции изобразительного искусства МО ПАНИ, академик, профессор литературы и искусствоведения, кандидат пед. наук