Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Игорь Лозинский

«Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка», - это утверждение Петра Ильича Чайковского никто оспаривать не станет, но его вполне можно перифразировать, заменив слово «музыка» на «акварель». Да, есть и такой язык, на котором разговаривают со зрителями художники, владеющие приемами этой разновидности изобразительного искусства.

 

Прозрачно-акварельный мир  архитектора Игоря Лозинского

Случайно ли решил приоткрыть дверь в свой мир, созданный акварельными красками, Игорь Лозинский, представив нам для созерцания коллекцию из 30 произведений в галерее «Живая жизнь» в Московской библиотеке №6 имени В.В. Вересаева?

- Я, если честно, не очень люблю устраивать выставки: надо выбирать работы, а их очень много, и на их оформление тратится уйма времени и денег. В процессе подготовки испытываешь, в некотором роде, стресс. Но, когда ты все-таки ее сделаешь, то слышишь отзывы друзей, людей, которые пришли на выставку, и понимаешь, что это дорогого стоит.

Пейзажи, натюрморты, портреты – кажется, нет здесь ничего необычного: все жанры состоявшемуся мастеру подвластны. Однако цепляет концепция выставки, и она заключена в наименовании экспозиции - «Прозрачный мир».

- Мир вообще-то – это прозрачная субстанция, потому что в нем много слоев, и через них надо уметь видеть, - философствует автор, - не хочу сказать, что это особое умение, все мы умеем видеть через прозрачность этих слоев.

Так-то оно так, однако далеко не все могут отобразить это на бумаге и помочь увидеть другим то, что они не видят в жизни или видят, но не отдают себе в этом отчета.

Французский художник первой половины 19-го века Эжен Делакруа, исповедовавший романтическое направление в искусстве, писал: «То, что даёт тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги». Проще говоря, прозрачные краски позволяют просвечиваться любым ранее нанесенным цветам, а иногда и фоновой бумаге. И в случае с Игорем Лозинским всё так и есть, и его акварельные сюжеты настолько естественно ярки, красивы и понятны, что их немудрено воспринимать как живописные рассказы. О чем?

Посетители в растерянности: вроде как наши российские просторы, однако каждому предмету искусства полагается иметь пояснение в виде этикеток, и вот тут-то становится ясно: автор любит путешествовать. Там он и делает наброски. География весьма широка: от Италии («Умбрийские холмы» и «Рождество в Сан-престо») до Греции («Игра в тавли», «Греческие рыбаки», «Паралио»), а еще – зарисовки столиц ФРГ («Весна в Берлине») и Чехии («Зимняя Прага»). Загадочны и в то же время просты сюжеты из Сирии, где автор поет оды Дамаску и Пальмире, не менее эмоциональны рисунки из Словении и Хорватии.

Игорь Лозинский. «Умбрийские холмы»

Игорь Лозинский. «Умбрийские холмы»

Игорь Лозинский – это имя известно в мировой культурной среде, точнее, в архитектурной сфере. За четыре десятка лет он создал немало интересных проектов, и сейчас он востребован именно как архитектор. В Московском архитектурном институте, который окончил, впоследствии стал преподавателем и был удостоен ученого звания профессора.

- Это вовсе не редкость, когда архитектор берется за кисть и выдает шедевры. Это Вам помогает выразить свои чувства через акварель, масло или мешает?

- Точно не мешает, потому что архитекторы прошлого – это, как правило, художники, к примеру, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Я себя, конечно, не сравниваю с ними ни в коем случае. Смысл архитектурного образования, которое было еще на заре советской власти, не говоря уже о Российской империи, в том, что архитектура и другие искусства преподавались вместе. И у того же конструктивиста Константина Мельникова, например, учителем живописи был Константин Коровин, это подтверждает мысль о том, что архитектура и изобразительное искусство - части одного целого. Сейчас эти направления в вузах разъединены, и это мне кажется нелогичным, неправильным, искусственным и надуманным. Профессия архитектора, отдаляясь от профессии художника, к сожалению, очень многое теряет.

Студенты 2-го курса МАРХИ на практике в Великом Устюге

Студенты 2-го курса МАРХИ на практике в Великом Устюге. В центре – академик Е.А. Окиншевич, в первом ряду третий справа – И.З. Лозинский

Способностей к рисованию Игоря нельзя было не заметить, еще когда он был студентом. Об этом говорит его наставник, известный архитектор и художник, профессор кафедры живописи МАРХИ Евгений Окиншевич:

- Я увидел его страсть и любовь к моему предмету. Для меня это был подарок, потому что таких учеников не много. Я ему тогда сказал: «Продолжай, и продолжай, и продолжай!» Параллельно – архитектура, я тоже архитектурой занимаюсь: проектирую, строю, но не могу оторваться от мольберта. И у него должна быть такая же цель, мне кажется.

Игорь Лозинский на практике

Игорь Лозинский на практике

Что приближает акварель Лозинского к живописи? Пожалуй, экспрессия. Это особенно заметно в пейзажах. Всё пространство погружено в свет - он на деревьях, на водной глади, на чем только ни отражается. Мастера правомерно назвать солнечным человеком.

Игорь Лозинский. «Рождество в Сан-Престо» 

Игорь Лозинский. «Рождество в Сан-Престо»

- Это абсолютно точно, - соглашается Евгений Анатольевич и добавляет: - есть акварелисты – они просто пишут нежные, прозрачные картины. Но у Игоря есть качество экспрессиониста: он не боится цвета, и при этом может делать нежные работы. Диапазон его таланта широк, и дай Бог, что когда-нибудь моего ученика сделают народным. Он уже достиг хорошего качества своих работ. Игорь, в первую очередь, прекрасный архитектор. Я своим студентам говорю: «Если архитектора считают хорошим специалистом в своем деле, то он и хороший художник, ведь основа того и другого – композиция». А вот хороший художник не всегда может быть архитектором… 

Игорь Лозинский. «Автопортрет»

Игорь Лозинский. «Автопортрет»

Удаются Лозинскому и портреты. Путешествуя по Греции со своим другом Сергеем Шереновым, тоже архитектором, Игорь Захарович сделал наброски, и в них легко угадать характер модели: уверенный, свободный, надежный («Мой друг Серёга»). В общем, целеустремленный. Кстати, Серёга подошел со всей ответственностью к просьбе друга оформить работы для выставки. Оформил по всем правилам дизайна, требующим «сочинить» некую конструкцию с учетом колористики изображения, его размера и содержания.  

рисунок

Весьма интересен рисунок, на котором образ его супруги. Они вместе 35 лет… Ольга сидела в первом ряду в галерее и внимательно слушала всё то, о чем говорили академики и гости:

академики и гости

- Мне очень приятно было всё это услышать. Тронуло до слез. Наш второй сын и я окончили архитектурный институт. Я немножко расстраиваюсь, что в такой творческой семье предпочла, чтобы они были главными гениями.

Всю церемонию открытия выставки снимал на видео старший сын Илья, выпускник ВГИКа, он профессионально занимается фото- и видеосъемками, пишет сценарии и воплощает их в жизнь.

Илья Игоревич снял с правильного ракурса ход события, продемонстрировав знания всех принципов репортажной съёмки, в том числе, выступления однокурсников и друзей.

- Не много людей есть, для которых искусство – это самое главное в жизни, а остальное прилагается, - сделал вывод Рубен Захарьян, фотограф, - Игорь живет и архитектурой, и изобразительным искусством. За время подготовки к выставке он успел побывать и в Керчи, и в Италии. Из Пальмиры привез прекрасные работы. По его возвращении я пришёл в мастерскую, он вдруг достал холст, масляные краски и за 30 минут набросал мой образ. Я посмотрел и понял, что он отобразил всю мою наглость, веселую напористость и вообще изобразил, всё моё нутро. Как он это увидел? Не понимаю. Интересно: он выхватывает из ситуации такие моменты, которые другой даже и не увидит.

- Игорь оттачивает свое мастерство на протяжении полувека, - делится своими наблюдениями друг художника со школьных времён Алексей Минин, инженер по проектированию космических двигателей, - я был вместе с ним во многих местах, изображенных на его работах. У меня впечатление от них не такое, как у людей, впервые увидевших эти работы. Для меня это - домашние светлые картины. Они вызывают приятные воспоминания о детстве, юности и зрелости. У Игоря Захаровича действительно талант от Бога.

Церемония облачения в мантию

Церемонию облачения в мантию  вновь избранного академика ПАНИ Игоря Захаровича Лозинского проводят В.С. Кузнецов и С.Н. Жуликова

На встрече академиков Московского отделения Петровской академии наук и искусств 3 августа 2021 года был вручен диплом действительного члена академии Игорю Захаровичу Лозинскому, теперь он академик, и после церемонии облачения в мантию его поздравила академик ПАНИ, Учёный секретарь МО ПАНИ, директор Библиотеки №6 имени В.В. Вересаева Светлана Жуликова:

- Столь интересная выставка акварелей у нас за 9 лет существования галереи проходит впервые, - сказала Светлана Николаевна, - это, безусловно, событие в истории культуры Москвы, в культурной жизни столицы. Получилась цельная экспозиция без вкраплений живописи и других техник, многоплановая, многоцветная и многожанровая. Во всех работах Игоря Лозинского чувствуется свет. Чувствуется: всё сделано с большой любовью к природе, к человеку, к миру. Мир прозрачен, и прозрачно искусство. Оно очень хорошо передает свои чувства, хорошо его доносит до зрителя.

Коллега Игоря Лозинского по искусству Мария Вальдес Одриосола

Коллега Игоря Лозинского по искусству Мария Вальдес Одриосола удостоена ученого звания профессора ПАНИ по изобразительному искусству, и она, получив документы, тоже не смогла удержаться и выразила восторг в адрес виновника торжества.

- Мария Сантьяговна, Вы как профессор изобразительного искусства, можете объективно дать оценку работе секции «ИЗО» МО ПАНИ и выставке?

- Планку мы держим, потому что показываем самое самобытное, оригинальное, творческое. Вот и сегодняшняя экспозиция - на высоте. Акварель – очень сложная техника, в ней практически нельзя ничего исправить, как, например, в живописи. Браво, Игорь!

И заключительное резюме того, кто радует людей чистотой и прозрачностью своей души:

- Я услышал отзывы старых и новых друзей, своего учителя в МАРХИ Евгения Окиншевича, и для меня их слова оказались очень важными, поскольку вдруг начинаешь понимать: работа, которая является, по сути, твоей жизнью (ты просто дышишь этим), вдруг кому-то интересна. И кто-то еще говорит про нее какие-то слова. Это для меня очень важно.

- Выставки проводятся в надежде на то, чтобы люди их посещали. Здесь в центре Москвы, конечно, поток людей, и многие увидят Ваши работы.

- Facebook нам в руки. Обязательно приглашу. Кстати, многие сегодня не пришли, потому что подумали: в день открытия будет много народу. Говорили: «Мы придем попозже, посмотрим».

Владимир Кузнецов (Влад Красноярский),

куратор выставки, профессор изобразительного искусства,

кандидат педагогических наук, вице-президент ПАНИ

Фото Влада Красноярского

и фото из семейного архива Лозинских

Комментарии для этой записи закрыты