Джон Кейнс (1883 – 1946 гг.) - известный английский экономист, основатель нового кейнсианского направления в политэкономии начала ХХ века.
Кейнс посетил Советский Союз трижды – в 1925, 1928 и 1936 годах. Во время первой поездки он даже принял участие в праздновании 200-летия Российской академии наук. В своей книге, критикуя большевизм за чрезмерную жесткость и следование марксистскому учению, он все же видел в нем силу, способную сконструировать новую систему, осуждающую личное обогащение и наполняющую общество «новой верой».
Кейнс подробно пишет обо всех достоинствах и недостатках советской экономической модели, развивает свою теорию о государственном регулировании экономики. Ценность и значимость работ Дж. Кейнса в том, что он сумел, как и Карл Маркс, В.И. Вернадский и другие ученые, увидеть глубокие проблемы капитализма и либерализма ХХ века, которые на переломе двух эпох развития человечества, приведут к критике «общества потребления и комфорта», способствующего гигантскому разрушению биосферы Земли и постепенному завершению существования капиталистического строя.
С.С. Дзарасов (1928 – 2015 гг.), академик РАЕН, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства Российской академии наук, д.э.н., профессор.
В блестящей плеяде ученых-экономистов, создавших и обогативших экономическую теорию. Дж. Кейнс занимает особое место наряду с другими ее наиболее выдающимися учеными – классиками – Адамом Смитом и Карлом Марксом. Если основатель экономической науки А. Смит объяснил рыночную конкуренцию с точки зрения трудовой стоимости, то К. Марксу принадлежит заслуга раскрытия анатомии капитализма путем анализа стоимости и прибавочной стоимости. Спустя без малого сто лет после «Капитала», Дж. Кейнс совершил новую революцию в экономической теории, доказав возможность и необходимость регулируемого развития капитализма, для сохранения жизни человечества, природы и биосферы Земли.
К сожалению, в неоклассических учебниках об этом вкладе Кейнса в лучшем случае только упоминается – без раскрытия содержания самого регулирования. Основной же упор кейнсианской трактовки капитализма перенесли на показ рыночного определения спроса. Кейнсианство трактуется не как теория занятости, производства и совокупного спроса, как это делал сам Кейнс, а как управление спросом в духе монетаристской теории обмена, спроса и предложения.
На самом деле, он утверждал, что «совокупный спрос» (т.е. общие расходы в экономике), определяет общий уровень экономической активности, и что неадекватный совокупный спрос может привести к длительным периодам высокой безработицы. Кейнс выступал за использование фискальной и денежно-кредитной политики для смягчения негативных последствий экономических спадов и депрессий. Он подробно изложил эти идеи в своем большом произведении «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 году (прим. ред.).
Операция по переделке наследия Кейнса при активном участии Пола Самуэльсона, получила название «неоклассического синтеза». Удаление критической направленности кейнсианства и его трактовка в духе неоклассической ортодоксии были призваны примирить одно с другим и изолировать подлинных последователей Кейнса, предоставив их научной общественности и остальному миру как малозначимую секту непримиримых.
В третьем издании своего учебника П. Самуэльсон писал: «В последние годы 90% американских экономистов уже не делятся на «кейнсианцев» и «антикейнсианцев». Вместо этого они стремятся соединить все ценное из старой экономической теории и новых теорий определения дохода. Результат этого синтеза, который можно назвать неоклассической теорией, принимается в общих чертах всеми, за исключением пяти процентов крайне левых и столько же крайне правых».
Авторы другого учебника «Экономикс» - Баумоль и Блиндер, пошли еще дальше. Они пишут: «Отличия между кейнсианцами и монетаристами сильно преувеличены в средствах массовой информации. Если же взять основы этих экономических теорий, - утверждают они, - то едва ли есть разница между ними» (Baumol and Dlinder, 1982, р.264). Если это так и кейнсианство и монетаризм тождественны, то зачем иметь разные названия одного и того же ?
Между тем это не одно и то же, и по крайней мере Самуэльсон это признает. Под «новыми теориями определения доходов» он имел в виду то, что было взято у Кейнса для переделки в духе новых потребностей свободной экспансии капитала. При этом ортодоксия также внесла в свою прежнюю теорию ряд кейнсианских поправок, в частности признала необходимость определенных функций государства в области денежной и бюджетной политики. О. Бланшар по этому поводу пишет: «В отличие от прежней неоклассической теории новый синтез не предполагал полной занятости в условиях Iassez-faire, однако считалось, что при правильной денежной и бюджетной политике старые классические истины вновь станут актуальными».
Многие современные последователи Кейнса не были согласны с таким искажением его теории и называют это «ублюдочным кейнсианством» (blastard Keynesian). Так посткейнсианцы называют такое кейнсианство, из которого удалено присущее Кейнсу критическое отношение к капитализму Iaissez – faire и к господствовавшей тогда и поныне в западном мире неоклассической ортодоксии в виде ее крайне правого крыла - монетаризма, связанного с именами Мизеса, Хайека и Фридмана.
При этом без должного внимания остался тот факт, что в течение четверти века после Второй мировой войны кейнсианские рецепты, даже в ограниченном варианте неоклассического синтеза, оправдали себя тем, что обеспечили западным странам и Японии высокие темпы экономического роста при отсутствии или минимуме безработицы. Однако со временем даже такое кейнсианство утратило ценность для жаждущей свободы экспансии и произвола капитала. Кейснсианские рецепты годились для развития национальной экономики, но не для осуществления такой активной внешней экспансии, которая в эпоху глобализации стала сулить транснациональным корпорациям наибольшие выгоды. В новой ситуации капитал требовал освобождения от кейнсианской узды регулирования и выхода на такой простор , где мог бы творить все, что ему угодно.
Разразившаяся на глазах Кейнса Первая мировая война, последовавшая за ней и потрясшая всю Европу русская революция (февральская и октябрьская 1917 года), предложившая реальную альтернативу капитализму, и неспособность стран-победителей понять подлинные причины, породившие войны и революции, а затем их возможные последствия повергли Кейнса в глубокое размышление. Последовавшая за ними в конце 20-х годов Великая депрессия еще больше усилила его потрясение.
Кипучая деятельность Кейнса и неимоверные интеллектуальные усилия, вершиной которых стала Общая теория занятости, процента и денег, является еще одним свидетельством того, что великие идеи не возникают на пустом месте. Они оказываются под силу тому, кто воспринимает драму эпохи как личную драму. Хотя и по разному: Маркс с намерением низвергнуть капитализм, а Кейнс - улучшить его, но оба с большей остротой и глубиной, чем другие, принимали к сердцу несправедливости общества, в котором они жили. Это особое восприятие реальности придавало им ту остроту зрения, благодаря которой они были способны видеть то, что не было видно другим.
Октябрьская революция была воспринята Дж. Кейнсом как серьезное предупреждение. Мы не знаем, изменилось ли понимание Кейнсом русской революции 1917 года через 15 лет, когда он увидел, что «выросшие в свободном воздухе» правители европейских стран одни за другими сдавали свои народы на милость врагу… Можно только предполагать, что переживший Вторую мировую войну проницательный Кейнс не мог не понять, что кроме героизма своего народа Советский Союз обладал другими немалыми достоинствами, чтобы устоять перед нашествием фашистских орд и стать спасителем европейской цивилизации от фашистской чумы. (Впечатления о Советской России. Должно ли государство управлять экономикой/ Джон Кейнс. –М.: Родина, 2022.–224 с.)
Академик РАН и НАН Республики Беларусь, Государственный секретарь Союзного Государства С.Ю. Глазьев в научной статье «О несостоятельности проводимой ЦБ РФ монетаристской политике» (2022 г.), отмечает, что теория Джона Мейнарда Кейнса (кейнсианство) имеет прагматический подход к денежно-кредитной политике. Глазьев ссылается на рассуждения Кейнса, которые по его позиции объясняют как проводить денежную политику в условиях, когда факторы производства не загружены, но дальнейшее расширение денежного предложения влечет инфляцию.
С.Ю. Глазьев критикует теорию Кейнса за то, что она не признает важности совокупного предложения. По мнению Глазьева, экономика стоит на двух ногах, а не на одной, и совокупный спрос и совокупное предложение одинаково важны для экономики.
Также Глазьев отмечает, что теория Кейнса может быть применена только в период дефляции – когда цены падают, нужно их стабилизировать, на определенном уровне, когда увеличение совокупного спроса может остановить критическое падение цен. В любом другом случае, по его пониманию, теория Кейнса непригодна.
Идеи Кейнса применяются в российской экономики: - как поддержка занятости населения (при помощи субсидий частному бизнесу на выплату заработной платы); - реализации крупных проектов частно-государственного партнерства создающего занятость (мост на Крымский полуостров, Олимпиада в Сочи – 2014г., газовые магистрали «Северный поток – 2», «Сила Сибири» и др.); рост номинальных заработных плат; кредитная экспансия и стимулирование потребления»; «военного кейнсианства» (как форма фискального стимулирования, роста занятости, спроса и экономический рост).
Академик С.Ю. Глазьев свидетельствует, что в контексте российской действительности, проводимая ЦБ РФ политика научно не в полне состоятельна, ввиду неадекватности теории монетаризма экономической реальности. Борьба с инфляцией монетаристкими методами в предпосылки того, что экономика может быть «перегрета», а также повышение процентных ставок привели к текущей рыночной ситуации, в которой финансовый сектор экономики России отрезан от реального.
Журналист Дм. Верхотуров («Проза.ру») пишет, что теория Дж. Кейнса не представляет никакого нового вклада по сравнению с советской экономической теорией. Кейнс как был, так и остается приверженцем положения классической рыночной теории, согласно которому экономическая деятельность должна идти сама по себе. Он только дополнил этот постулат утверждением, что в кризисные моменты возможна определенная помощь государства. Последователи Кейнса дополнили это положение, подкрепив их теорией экономических циклов. То есть, пока идут дела на лад, государство вмешиваться не должно, но в пору спада и кризиса, государство может вмешаться и облегчить условия той «игры», которую ведут предприниматели, не ограничивая ни в чем их свободы.
Государства – члены большой «семерки» G-7 больше не являются центрами глобального экономического роста. Мировую экономику ждет в будущем глобальная децентрализация и отсутствие единой мировой столицы – заявил на ПМЭФ – 2025 заместитель руководителя Администрации Президента РФ Максим Орешкин. В статье «В США обвинили в рецессии теорию, набирающую популярность в России» (2022г.), Максим Орешкин поддерживал идеи Дж. Кейнса (теорию кейнсианства). Так он отмечает, что некоторые механизмы теории сработали так, как предполагалось, и это подтверждается опытом российской экономической политики.
Он напомнил, что модель роста экономики России исчерпана, и для дальнейшего развития необходим шаг вперед. Россия стала первой экономикой Европы и четвертой – в мире по паритету покупательной способности. «Но этот рывок в значительной степени произошел благодаря тому, что был активизирован «спящий», не задействованный потенциал экономики. Прежде всего – кадровый и производственный. Эта модель роста себя исчерпала».
Экономика РФ для дальнейшего роста должна сделать шаг вверх, на следующую технологическую и организационную ступень. По словам Орешкина М.А., мягкость посадки экономики РФ, скажется на бизнесе, банках и населении.
Однако, применение теории Кейнса в экономике может иметь и негативные последствия: например, вынужденное стимулирование производства или целых отраслей экономики (например Волжского Автоваза и др. крупных производителей), может привести к сокращению бюджетных средств и росту государственного долга (прим. ред.)
Александр Новак, заместитель Председателя Правительства РФ на ПМЭФ – 2024 отметил, что кейнсианство, по определению, политика увеличения государственных расходов в условиях спада экономики, отсутствия инвестиционной активности бизнеса, и низской потребительской активности населения. То есть государство «замещает» частные инвестиции и спрос. В России мы видим настоящий бум и инвестиций и потребления, а государство, по существу, лишь поддерживает и присоединяется к нему.
В данный момент у нас идет развитие суверенной экономики, которая не только реагирует на рыночную конъюнктуру и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос – экономика предложения (как альтернатива учению «экономика спроса» Дж. Кейнса. Экономика предложения (нобелевский лауреат Роберт Манделл и Артур Лаффер) предполагает, что производство или предложение является ключом к экономическому процветанию, а потребление или спрос – является лишь второстепенным следствием – прим. ред.)
Как сообщает эл. ресурс @ Финансы, по состоянию на октябрь 2025 г. инвестиционная деятельность России, после двух лет заметного роста, находится в состоянии некоторой стагнации с признаками усиливающегося снижения. Основными драйверами экономики остаются потребление населения и бюджетные расходы, тогда как инвестиции выступают в некотором смысле – слабым местом, ограниченным дорогими кредитами, низкой рентабельностью и структурными проблемами. Таковы результаты очередного месячного анализа макроэкономических тенденций, опубликованного НП ЦМАКП. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что бурный рост инвестиций в последние пару лет заканчивается, но возлагают определенную надежду на снижение ключевой ставки.
По информации Банка России от 28 октября 2025г., председатель ЦБ РФ Э.С. Набиуллина считает, что инфляционные ожидания в ближайшие месяцы остаются высокими из–за роста НДС и отпускных цен на бензин. Тенденция формируется «под влиянием и роста НДС, и утильсбора на автомобили, и роста цен на бензин». Инфляционные ожидания пока не снижаются, несмотря на изменения в уровне инфляции. В течении 2026 года регулятор предполагает постепенно снижать ключевую ставку. Экономика РФ идет по сценарию управляемого выхода из перегрева спроса (когда совокупный спрос намного превышает возможности предложения – прим. ред.). Экономике РФ больше всего может навредить резкий рост совокупного спроса из-за несвоевременного снижения ключевой ставки.
Профессор В.Ю. Катасонов, размышляя о теории кейнсианства делает такой вывод: «Сегодня экономическая политика Запада, основанная на догматах либерализма, окончательно зашла в тупик. Обсуждаются разные варианты спасения капитализма. В этой связи опять наблюдается ренессанс кейнсианской модели, которая уже один раз спасла капитализм».
Отход от кейнсианства в западном мире начался на рубеже 70-80-х годов ХХ века. В Англии это выразилось в переходе к экономической политике получившей название «тэтчеризм», а в США таким переходом стала «рейганомика». Мировой экономический кризис 1920-1930-х годов, Великая депрессия 1929 - 1933-х годов наглядно продемонстрировали последствия, к которым приводит либеральный подход неоклассиков.
У кейнсианских идей внушительная интеллектуальная оппозиция, и голоса оппонентов звучат сейчас не менее громко, чем голоса неокейнсианцев. Однако финансовый кризис развивался так стремительно, что дебаты приходилось вести часто после того, как большинство стран выбрало первый ответ на кризис. И ответ был практически везде – решительно кейнсианским (материал из википедии –кейнсианство- прим. ред.).
Как сообщает Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по налогам и финансам Евг. Федоров («Всем!ру», 27 октября 2025 г.), анонсировано перераспределение части полномочий от ЦБ РФ к Президенту РФ. Минфин РФ, как орган Правительства РФ, предложил внести изменения в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-фз. Они предусматривают передачу Президенту РФ возможность вводить посредством указов или распоряжений ограничения и лимиты на выплаты в иностранной валюте, сроки, виды и объемы валютных операций резидентов РФ, а также требования к хранению валюты и/или ее конверсии. Обычные процедуры согласования между ведомствами (ЦБ, МФ, ФНС, ВЭБ) занимают недели, тогда как валютный рынок реагирует на часы.
Передача полномочий Президенту РФ позволит принимать решения – незамедлительно. Это изменение парадигмы в сторону Финансового Суверенитета. Депутат ГД Евг. Федоров обратил внимание, что передача Президенту РФ права прямого регулирования валютных операций - это не столько финансовая мера, сколько институциональное закрепление режима гибкого реагирования в экономике страны. И - серьезный удар по позициям либерал-глобалистов.
Г.Ф. Горбунов,
к.э.н., доцент, профессор ПАНИ


Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: