АЛЧНОСТЬ Финансовый кризис, охвативший нашу планету, не мог оставить равнодушными миллионы людей. В СМИ появилась масса статей, анализирующих его причины и предрекающих последствия. К сожалению, большинство из них касаются только материальной стороны дела – финансов и экономики – хотя давно известно, что мотивами большинства преступлений являются человеческие качества – алчность и ложь. Именно на эти причины нынешнего кризиса указали лидеры мировых религиозных конфессий. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал, что кризис – это суд Божий над человеческой неправдой, над его алчностью, его желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи. «Наш мир рухнет, если люди будут искать исключительно личную выгоду!» - сказал папа римский Бенедикт XIV верующим, которые собрались на площади святого Петра в Ватикане в день католического Рождества. Понтифик определил кризис как результат всеобщего эгоизма. Лидер англиканского содружества архиепископ Кентеберийский Роуэн Уильямс в своей рождественской проповеди сказал, что кризис – результат неуёмной алчности, выход из него путем стимулирования всё той же алчности – вовсе не выход, а самый настоящий тупик. Духовный лидер буддистов далай-лама XIV в интервью журналистам «Нашей версии» в канун Нового года отметил: «Взгляните на крупных американских бизнесменов, среди них немало лжецов. Одна из причин того колоссального ущерба, который понесла Америка, заключается в том, что некоторые из бизнесменов и банкиров прибегли ко лжи и обману. И это в конечном итоге привело к обвалу». Надо полагать, что лидеры мировых конфессий, говоря об алчности и лжи, имеют в виду не мелких лавочников, а «сильных мира сего» - тех «элитарных» финансистов, которые в погоне за сверхприбылью и сверхвластью не останавливаются ни перед чем! С духовными лидерами солидарен и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. В Послании по случаю Международного дня борьбы с коррупцией 9 декабря 2008 года он отметил, что глобальный финансовый кризис вызван алчностью и коррупцией. Попробуем разобраться с ключевым понятием «алчность», для чего обратимся к компетентным источникам. Ясно, что алчность (жадность) – свойство человеческой личности. Однако в Словаре «Психология» соответствующая статья отсутствует. Тоже можно сказать и о Философской энциклопедии, и о многих философских словарях, и даже о Словаре по этике. По не совсем понятным причинам авторы не уделили этому важному понятию должного внимания, чего нельзя сказать о толковых словарях. Толковый Словарь В.И. Даля. Алчность – в прямом и переносном значении – жадность, ненасытность. Первоначально это относилось к пище и воде (алкать – хотеть есть, томиться голодом) позднее понятие расширилось. Жадный – ненасытный, падкий на что, на пищу, на богатство. Жадоба – жажда, алчба, алчность, страстное хотение, стремление, желание. Словарь русского языка С.П. Ожегова. Жадность – скупость, корыстолюбие, чрезмерное стремление удовлетворять своё желание. Словарь синонимов Н. Абрамова. Жадность – корыстолюбие. Толковый словарь Д.Н. Ушакова. Жадность – алчность, стремление удовлетворять непомерные, ненасытные желания; скупость, корыстолюбие. Энциклопедический словарь «Святая Русь». Жадность – алчное материальное стяжание, страстное, ненасытное желание присвоить себе всё одному, увлекаться корыстью. Человеческое качество, строго порицаемое на Руси. В книге «Премудрости Иисуса, сына Сирахова» говорится: «Око лихоимца не насытится, а обида лукавого иссушит душу его». «Взятки и мзды ослепят очи мудрых так, что зрячие уже не увидят». В наставлении отца сыну: «Дом скупца как туманная ночь, что скрывает звёзды и свет от многих очей. Горе лихоимцу, ибо богатство покинет его, огонь же примет его». Многие русские пословицы и поговорки однозначно указывают на отрицательное отношение к алчности людской. - «Много желать – добра не видеть». - «Жадные глаза не знают стыда». - «Сытый волк смирнее ненасытного (жадного) человека». - «Будь малым доволен больше получишь» . - Кто малым доволен, тот у Бога не забыт». - «Много сытно, мало честно». - Не до барыша, была бы слава хороша». - «По одёжке протягивай ножки». Перефразируя Аристотеля, можно сказать, что алчность заключается не в любви к жизненным благам, а в большей, чем должно, степени этой любви! Замечено, что алчность как стремление удовлетворять свои непомерные, ненасытные желания любым способом может проявляться в очень раннем возрасте. Так, может быть, это действительно инстинкт (как думает Ю. Мухин), доставшийся нам от далёких животных предков? Однако все животные инстинкты связаны с сохранением рода и вида. Они легко объяснимы. Алчность же этому не способствует и животному миру вообще не присуща. В противном случае хищные животные уничтожили бы всё живое на Земле. Сытый хищник в природе не станет убивать жертву. Нападает только голодный зверь. Львы, например, не охотятся, пока не доедят полностью убитую антилопу. Волк, забравшийся в овчарню, режет овец не про запас, а в охотничьем азарте. Запасать подкожный жир медведя или барсука заставляет необходимость – им нужно чем-то питаться во время длительной спячки. Это не алчность, а инстинкт сохранения вида. Человек же может быть алчен. Такой человек для удовлетворения своих ненасытных, жизненно неоправданных потребностей присваивает результаты труда себе подобных. Причём чем больше, тем лучше! Человеческая алчность появилась очень давно, намного раньше, чем мир был захвачен нынешними алчными финансистами. Возможно, первыми ангелами алчности следует считать Адама и Еву, которые захотели больше, чем им было необходимо для жизни в Раю, и съели плод с запретного дерева, за что и был наказан весь род людской. Можно предположить, что появлению алчности в древних людях способствовал дефицит пищи. Об этом свидетельствует хотя бы этимология русского слова «алкать». Сакральным истоком алчности можно считать то, что богатство в древности выступало в качестве нематериальной ценности. Должно быть, не случайно русские слова «Бог» и «богатство имеют корневую связь. В драгоценных металлах воплощалось благополучие. Именно это и придавало ценность золоту и серебру. Сокровища нашими предками накапливались, не тратились, так как это обещало длительное процветание всему роду. Алчность имела мистико-эстетический оттенок. Деньги существовали независимо от экономики. Монеты служили в большей степени украшением. Кстати, эта традиция сохранилась до наших дней в более, чем западный духовном, восточном мире. Очень давно люди обратили внимание и на противоестественность, порочность этого человеческого качества. Например, известное латинское изречение, призывающее к скромности запросов: «Omnia mea mecum porto» (всё своё ношу с собой) появилось в VI веке до нашей эры. Ещё древний персидский поэт понимал: Изгони из сердца жадность, Ничего не жди от мира, И тот час безмерно щедрым Мир покажется тебе! «Ограничь себя и ты будешь счастлив!» - призывал мудрый Аристотель. Увы, обыватель не склонен прислушиваться к мудрецам! Напротив вместе с развитием цивилизации алчность захватывала всё большее количество людей. К чести древних мыслителей надо сказать, что они предвидели упадок нравственности. Особый упадок морали наблюдается в наше время – время торжества либеральной идеи. «Теперь ваше время и власть тьмы!» - пророчествовал евангелист Лука. (Ев. Лук. 22,53) Сегодня либеральные СМИ широко распространяют свой девиз: «Алчность – двигатель прогресса!» Только поэт-либерал мог сказать: От сотворения миром движет алчность, Все блага на Земле – её заслуга. Я презираю нищенскую стадность, За горсть монет продам и мать и друга! Российская действительность опровергает девиз либералов. Либерал-демократы (точнее наиболее активная часть – олигархи!) захватили власть в стране. Их алчность неописуема никакими словами. Этого не видит только тот, кто не желает видеть. В стране в кратчайшие сроки появились десятки долларовых миллиардеров, сотни долларовых миллионеров. Но где же их благотворное влияние на прогресс!? Скорее, наоборот: с приходом к власти алчных эгоистов-либералов в России наблюдается явный регресс во всех областях общественной жизни. Падение экономики, безработица, инфляция, преступность, демографический кризис, развал семьи, детская беспризорность, крайний упадок морали – вот чем отмечена власть алчных! Задумываются ли алчные нувориши, да и вообще люди алчные, о смысле своих обретений!? Огромные счета в банках, шикарные особняки и дворцы во всех частях света, океанские яхты, оборудованные системами противовоздушной и противолодочной обороны, президентские самолёты и автомобили - разве они являются предметами необходимости? Разве это не плоды труда миллионов людей, опущенных алчностью нуворишей в нищету? Может быть, всё же построение такого общества не следует называть общественным прогрессом!? Опыт показывает, что алчный человек чаще всего на вопрос: в чём смысл его накопительства, ответить не может. И хотя бессмысленность алчности очевидна, страдают этим недостатком порой совсем не глупые, весьма образованные люди. В результате внедрения либеральной идеи в сознание наших сограждан у нас появились трудоголики (работоголики). Как и у наркоманов, алкоголиков и игроков целью жизни у них стало удовлетворение неудержимого желания (богатства) любой ценой. Они жертвуют здоровьем, семьёй, потомством, личным временем, отдыхом, развлечениями ради денег. Во многих из них алчность зародилась под влиянием пропаганды буржуазного (потребительского) образа жизни в кино, театре, литературе, и на телевидении или из зависти преуспевшим. Ради денег люди забывают о собственном достоинстве, когда их, как скот или недвижимость, сдают в аренду или продают! Известно, что алчность и эгоизм неразделимы. Либеральное общество эгоистов, буржуазное общество, - это общество алчных людей! К слову сказать, честолюбие, ищущее удовлетворения с помощью богатства можно считать элементарной алчностью. Да, следует признать, что алчность людская влияет на экономический, материальный прогресс. Ради достижения материального комфорта люди могут трудится «в поте лица», изобретать, творить. Но ведь люди творили и творят не только ради материальных благ. Так в долиберальные времена (до XIX века) даже великие открытия делались за счёт самих энтузиастов, и наградой для них было только чувство удовлетворённости достигнутым. То же можно сказать и о временах социализма. Моральное удовлетворение для человека, продвинувшегося от животного состояния дальше основной массы, всегда было выше материального. Скорее алчность человеческая – тормоз общественного прогресса. Вспомним об утрате духовности, традиционной морали, которые действительно характеризуют прогресс человеческого общества, в результате перехода нашей страны к рынку и руководство идеями либерализма, потребительства, алчности! Так зачем же Природа «наградила» человека алчностью? Какую же пользу можно из неё извлечь? Если допустить, что в процессе эволюции человекоподобное существо превращается в человека, когда его духовная сущность (или Душа!) обретает возможность подавлять низменные качества (животные инстинкты) во имя более высоких целей – прежде всего, Долга перед предками, потомками, обществом – то возможность подавить в себе алчность можно считать критерием, окончательно выхода индивида из животного состояния. Родившаяся в глубокой древности из дефицита пищи алчность человеческая существует в любом обществе, где существует дефицит. По мере развития цивилизации она охватывала всё большее количество людей. Человечество пытается бороться с этим недугом. Так в средние века в Европе наиболее алчных людей казнили через повешение. Великий Данте алчность считал смертным грехом. Наибольшее распространение алчность получила во времена торжества либерализма. Теперь это явно отрицательное человеческое качество вошло в систему ценностей. Его, как отмечалось ранее, даже стали пропагандировать. Ведь алчность «способствует» прогрессу! Известно, что общественные ценности определяются социальной системой, которая старается всеми имеющимися на данное время средствами их утвердить. В наше время это делается с помощью СМИ, манипулирующих общественным сознанием. Именно они формируют нашу систему ценностей, наше понимание Добра и Зла, наше поведение и мораль в целом. Многим уже внушили, что жадность – часть человеческой натуры и этого нельзя изменить. Однако можно привести множество примеров того, как социум, среда определяет ценности. Например, на необитаемом острове, что являлось ценностью кошелёк или шпага Робинзона? Очевидно, что алчность не является инстинктом, доставшемся нам от животных предков. Это явление социальное, свойственное человеческому обществу. Алчность - признак преобладания у человека животного начала над социальным, исповедания им примитивной животной системы ценностей, его близости к первобытному состоянию. Как свинья никогда не может насытиться, так и алчный человек не может удовлетвориться достигнутым состоянием, ограничить себя. Он будет стремиться удовлетворить своё неограниченное ничем желание разбогатеть до тех пор, пока его силой не оторвут от «кормушки». Наивны те, кто думает, что существует предел накопительства для людей жадных. Сегодня довольно часто можно услышать: «Этот наворовался, его можно снова избирать в депутаты»! Увы, алчность беспредельна! Надо помнить, что людская алчность - порок, рождающий и другие не менее скверные, такие как бессердечье, эгоизм, душевная мелочность, себялюбие, зависть, скупость и многие другие. Не даром говорят: «У богатого зимой снега не выпросишь!» Алчный человек всё меряет на вес золота. Кроме богатства, денег для него не существует ничего святого. И страсть эта со временем не только не слабеет, но, напротив, усиливается. Для рождения алчности человеку достаточно сделать главной целью своей жизни стремление к обретению богатства и отбросить разборчивость в средствах её достижения. Жажда роскоши, питающая этот порок у одних людей, является причиной нищеты других. Но ведь богатством можно считать возможность удовлетворения разумных материальных и духовных человеческих потребностей. Иначе говоря, богатство вовсе не определяется банковским счётом! Верный путь к благосостоянию – умение ограничить свои желания! Он же - путь избавления от алчности! Ведь наши истинные потребности не так уж велики. Но жадность, зависть, честолюбие могут их развить до беспредела. Имеющий миллион обычно жаждет заиметь второй, ставший депутатом захочет стать президентом. Дальше – больше! Однако надо сказать, что не всякая алчность является пороком. К человеку, преодолевшему в себе алчность в смысле неудержимой жажды материальных благ, предпочитающему ценности духовные материальным, оторвавшемуся от животного мира и ставшему таким образом богоподобным, обращены слова Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». На современном русском языке это Блаженство звучит так: Отмечены Богом (избраны Им) те, кто безмерно желает Правды, Справедливости, высокой Морали. Они заслужили это и получат! Человек должен стремиться обрести те богатства, которые у него никто не может отнять, за которые его будут вспоминать добром и после его смерти, когда материальные богатства уже не нужны. Это богатство – наши добродетели! Давайте же будем считать не наши барыши, а наши добрые дела! Подводя итог каждому дню жизни, если он оказался недостаточно плодотворным, давайте скажем себе: «Сегодняшний день для меня был потерян!»