ЗАВИСТЬ Зависть и неблагодарность – самые чудовищные, дьявольские качества человека. (И. Кант) Одним из реальных «достижений» буржуазной контрреволюции в России, внедрения в сознание людей либеральной идеологии, определяющей смысл бытия в потребительстве, наслаждении, заботе исключительно о себе любимом, явилось резкое деление населения на довольных реформами и недовольных ими - на богатых и бедных, обкраденных в материальном или духовном смысле. По некоторым данным сегодня в РФ за чертой бедности проживает более тридцати процентов населения! Зато одна сотая – блаженствует в земном раю! Неудивительно, что абсоютное большинство тоскует по утрате СССР и Советской власти. Очевидно, эти люди никогда не будут испытывать христианской любви друг к другу! Естественно, охвативший мир кризис усугубляет этот раскол – богатые становятся богаче, бедные – беднее! Нельзя не отметить, что за последние двадцать лет принципиально изменилась мораль российского общества. Нравственные нормы всегда определяются господствующим классом. Сегодня это новая буржуазия, в руках которой находится мощное оружие манипулирования сознанием народа – развитые как никогда ранее – электронные и печатные СМИ. На смену гуманному советскому альтруизму пришёл чёрствый и жестокий эгоизм, на смену советскому патриотизму – космополитизм, на смену честности и порядочности – изворотливость и подлость, на смену сочувствию и соучастию - равнодушие и злорадство. Жестокая, безжалостная конкуренция из области хозяйственных отношений перешла в область быта. Пышным цветом расцвели такие отвратительные человеческие качества как алчность, корыстолюбие, лживость, лицемерие, неблагодарность, неуважение к родителям и старшим, предательство, зависть. В обществе резко упала традиционная человеческая мораль. По мнению многих авторитетных философов, крах морали – свидетельство угасания цивилизации. В данном случае - древней, своеобразной, русской! Увы, власть, не накладывая нравственных ограничений на деятельность СМИ, разрушая налаженную систему образования, отрывая воспитание от образования, поощряет этот губительный процесс! Ранее мы уже уделили какое-то внимание многим человеческим порокам, порождённым и поощряемым либерализмом. Дошла очередь и до зависти. По обыкновению, прежде всего, обратимся к авторитетам. Словарь по этике гласит: Зависть – противоположное доброжелательности враждебное чувство досады по отношению к счастью, благополучию, успеху материальному, культурному или духовно-нравственному превосходству другого лица, общности, организации. Зависть часто вызывает у людей негативные желания, такие как желание, чтобы более успешный испытал несчастье, потерпел неудачу, был дискредитирован и т.п. Часто зависть подталкивает «человека» и на активные действия: очернительство, донос, клевету, в наше время совсем не редко – даже на убийство. Зависть охватывает минимум двух человек, то есть она всегда социально окрашена. Вне социума не может быть и зависти. Объектом зависти чаще всего становятся те люди, условия жизни которых соответствуют пожеланиям завистливого человека, целям его жизни, жизненным идеалам. Объектом зависти часто бывают успехи людей с близкими завидующему возможностями (стартовыми условиями): способностями, образованием, служебным положением, происхождением, социальным статусом. Обуреваемые завистью люди часто апеллируют к идее социальной справедливости: распределению доходов, должностей, социальных ролей и других благ, не желая понять, что справедливость – это соответствие воздаяния деянию и не будучи критичными к самооценке! Некоторые мыслители прошлого: Ф. Бэкон, Ф. Ницше, О. Шпенглер и другие считали, что чувство зависти более свойственно низшим классам общества, агрессивной толпе. И именно зависть является главным мотивом их революционной деятельности. Однако реальная жизнь опровергает это. Зависти в равной степени (а может быть, и в большей!) подвержены и материально благополучные классы. Сегодня мы не редко являемся свидетелями кровавых разборок между их представителями, в основе которых лежит зависть менее удачливых нуворишей к более успешным! И сколько же бывших советских людей досрочно окончили свой земной путь, благодаря возникшей в них в девяностые годы зависти! Зависть носит всеобъемлющий характер! В Социальном словаре можно прочитать: «Зависть – чувство досады, снижения самооценки, вызванные успехом, благополучием других людей». В Юридическом – «Зависть – негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений, благ. Влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям». Словарь «Психология», как и следовало ожидать, даёт более полное толкование интересующего нас понятия. «Зависть - проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в обретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, социального статуса, личных качеств и пр.) воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями». (Аффект – душевное волнение, страсть). К. Маркс считал социально-экономическими истоками зависти общественно-экономическую систему, основанную на принципах потребительства. Психологической основой зависти является отсутствие у индивида чувства гуманности, то есть отношения к другому человеку как к самому себе, неспособность радоваться его успехам. Психология различает «белую» и «чёрную» зависть. «Белая» зависть – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается для неё стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Напомним, что соревнование гуманно и принципиально отличается от конкуренции! «Чёрная» зависть – негативная эмоция, побуждающая субъекта совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Предельный случай «чёрной» зависти – синдром Сальери. Зависть, безусловно, - результат эгоцентризма человека, самовлюблённости. Итак, природа зависти диалектична. Это чувство может, как подталкивать к аморальным поступкам, так и стимулировать развитие соревновательности в социально-профессиональной деятельности на пользу общества. Например, зависть к образованности и мудрости человека может способствовать рождению учёного и мудреца, а вот зависть к богатству – рождению ещё одного алчного нувориша! Зависть можно рассматривать как следствие неадекватного восприятия реальности. Человек разумный, высоконравственный свободен от зависти, не подвержен этому чувству. Он понимает, что в жизни всё чем-то предопределено, имеет свои причины. Все людские блага – результат проявления каких-либо способностей. И нет смысла питать «чёрную» зависть к человеку, добившемуся успеха благодаря своим, не данным тебе способностям. Если существует возможность развить подобные способности, трудись, развивай, соревнуйся! Человеку одарённому природой (или Богом!) особыми способностями не завидуй, ибо ты не получил такого подарка и уже, вероятнее всего, не получишь! Криминальному, аморальному (с точки зрения высокой морали!) успеху завидовать тоже не следует, поскольку сам можешь стать аморальным типом и, таким образом, изменишь свом принципам. Кроме того, надо помнить, что зависть, как порок, состоит в том, что завистник испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своей зависти. Если у человека нет такого желания, то нет и зависти! При этом досада, неприязнь, враждебность к кому-либо объясняется не завистью, а чем-то другим. Например, - несправедливостью, особенно остро ощущаемой человеком русским и слишком часто встречающейся в жизни сегодня. Напомним, что понятие «справедливость» относится к сфере распределения и характеризует гармонию между затраченными усилиями и вознаграждением, в самом общем случае – между деяниями и воздаяниями! Неприязнь и враждебность к сегодняшним российским нуворишам, как показывает опрос многих наших мыслящих сограждан, определяется не завистью к ним (они не хотели бы оказаться на месте абрамовичей, ваксельбергов, чубайсов, прохоровых и т.д !), а несправедливостью распределения социалистической собственности между гражданами России в период так называемых реформ! Кроме того, все нувориши обладают криминальными задатками, а порядочные, высоконравственные люди считают это постыдным! Нувориши же вместе с бывшим министром «культуры» России Швыдким стыд и совесть почитают просто химерой, мешающей наслаждаться жизнью! Возникает естественный вопрос: может ли быть единым народ, состоящий из столь различающихся миропониманием индивидов и способен ли он к подвигам во имя Отечества!? Нашими православными предками зависть испокон века всегда расценивалась как большой человеческий порок. (По-видимому, деление зависти на «чёрную» и «белую» произошло сравнительно недавно, вместе с развитием научной Психологии!) Само слово «зависть» происходит от латинского invidea, то есть этим человеческим качеством, его влиянием на общество люди интересуются очень давно! Христианство относит зависть к одному семи из смертных грехов, поскольку предполагается убеждённость завистника в несправедливости установленных Богом порядков. В соответствии с христианским учением за смертные грехи человек будет рассчитываться и после смерти. Запрет завидовать для верующих христиан содержится в десятой Моисеевой Заповеди, которая на современном русском языке звучит так: «Не пожелай жены ближнего (искреннего) твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни земли его, ни раба его, ни рабыни его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего суть ближнего твоего». Причём под ближним (искренним) здесь понимается всякий человек! Как всегда точны и остроумны русские народные пословицы, посвященные зависти: «Глаза завидущи, руки загребущи» или «Завидущие глаза не знают стыда». Иначе говоря, зависть и алчность неразделимы. Завистник лишён стыда, а, следовательно, и совести. Ведь стыд человеческий за свои деяния – есть внешнее проявление совести, нашего внутреннего стража высокой морали! Уместно сказать, что Моральный кодекс строителя коммунизма, регламентировавший поведение в обществе советского человека, был основан на христианских Заповедях! При почти полном материальном равенстве советских граждан в том обществе зависти практически не было места! В священной для мусульман книге «Коран» говорится, что Аллах сотворил человека склонным к зависти и ревности, назначив ему таким способом испытание верности своему учению. В Коране даны рекомендации, как бороться с этими пороками. В целом же мусульманская этика мало отличается от христианской. Либеральная, буржуазная мораль, на словах лицемерно осуждая зависть, на деле использует её, инспирируя с её помощью в обществе дух потребительства, наслаждения, наживы, поклонения золотому тельцу. Очевидно, процветающие в нынешней буржуазной России зависть и алчность, поддерживаемые и поощряемые властями, усугубляют раскол общества. Впрочем, это и понятно – власть боится объединения россиян в единый народ, ибо в единстве его сила! Таким образом, сама власть, сдерживая возрождение высокой морали, не принимая мер для борьбы с человеческими пороками, умышленно, в угоду своим хозяевам, тормозит развитие страны. В противном случае она могла бы изыскать возможности приостановить процесс духовного разложения, растления своего народа средствами массовой информации, достижениями современной «культуры». Конечно, желание успеха в жизни вполне естественно и присуще каждому нормальному человеку. Однако высоконравственный человек ограничен в методах его достижения. Моральные законы, как и юридические – суть система ограничений, накладываемых обществом на своих членов. Человек безнравственный испытывает зависть к успехам коллеги по службе, лицемерит, ревнует, в глаза говорит одно, за спиной – другое, склонен к доносу, предательству, клевете, очернительству. Примеров тому каждый может привести множество. Зависть, несомненно, связана с чувством собственного достоинства и гордостью. Человеческое достоинство – это самооценка человека. Она может совпадать с оценкой индивида окружающими и не совпадать, превышать её или быть ниже. В обоих случаях это создаёт дискомфорт личности, особенно, если она не слишком самокритична. Гордость соответствует высокой самооценке. Она получает удовлетворение в сравнении с чужой мелкостью. Гордость – есть наслаждение своим превосходством над кем-то. При обнаружении у других отсутствующих у себя достоинств, гордец может испытывать зависть. А отсюда и желание унизить превосходящего в чем-то субъекта. Гордость можно рассматривать, как стремление стать объектом зависти. Люди, смотрящие сверху вниз с гордостью, снизу вверх смотрят обычно с завистью. При этом гордость испытывает страдание. Она для гордости унизительна, так как является признанием чьего-то превосходства над собой, потому и старается скрыться за злословием, неприязнью, сарказмом, ненавистью. Зависть как утрата чувства собственного достоинства человеком часто оказывается «чёрной». Недаром гордыню (необоснованную гордость) христианское учение также считает смертным грехом! В заключение хочется особо подчеркнуть, что среди ныне живущих в России немало людей, испытывающих к нуворишам чувства, похожие на чувство «чёрной» зависти: досаду, неприязнь, даже ненависть и злорадство. Однако это далеко не всегда действительно «чёрная» зависть. Хорошим критерием для оценки причин возникновения таких чувств является тестовый вопрос: Хочет ли человек оказаться на месте нувориша? Положительный ответ – однозначное свидетельство наличия зависти. В противном случае причинами могут явиться: оскорблённое чувство человеческого достоинства, перечёркнутая нынешним режимом заслуженная честь (высокая оценка деятельности советским обществом), несправедливость дележа общественного достояния после буржуазной контрреволюции, замена социалистической системы ценностей на противоположную, духовный дискомфорт, утрата социального статуса и т.п. В данном случае бороться следует не с человеческим чувством, принимаемым за зависть, а с причинами этого явления. В Советское время не существовало такого разительного расслоения граждан СССР. Советская элита, в отличие от нынешней, если и имела, то не демонстрировала своё элитарное превосходство над массами. Потому и основные причины для зависти отсутствовали. Зависть не была столь массовым явлением. Сегодня СМИ постоянно дразнят обывателя размерами гонораров и доходов чиновников, «звёзд» и бизнесменов, непомерной роскошью их дворцов и празднеств и пр. и пр. И у него естественно возникает вопрос: почему так происходит? Вроде я «жил честно, целый век трудился, а умер гол, как гол родился!?» Отсюда и появляется непримиримая «чёрная» зависть! И в данном случае с причинами этого явления надо бороться, а не со следствием! Властям не следует ждать, пока сами народные массы захотят изменить существующее положение. Иначе будет поздно! Психология толпы непредсказуема!