Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Доклад на Президиуме ПАНИ

(27.03.2015г.)

                                     

Тот период нашей истории, горько названный «катастройкой», последующий развал СССР, с начавшимся бандитским хаосом приватизации и беспредельного воровства тяжело отозвался не только на промышленности и всем народном хозяйстве страны. Погром пришелся и на культуру в не меньшей степени.

 Уничтожение государственной идеологии и, как следствие, прекращение всякой поддержки культуры самим государством особенно в творческих союзов, как сосредоточий высокопрофессиональных мастеров, а туда в эти творческие союзы принимались именно люди, владеющие своей профессией на высоком творческом уровне – все это привело к как и общему падению культурного уровня в стране, так и падению художественного мастерства. Повсеместное шельмование творческих союзов как оплотов тоталитаризма, пропаганда абсолютной свободы творчества обернулась свободой от всех сдерживающих нравственных основ человеческого существования.

 Итог как мы теперь все увидели стал печален. Всплеск наркотизации, преступности, алкоголизма, развал семьи, аморальность СМИ – все это уже много раз обсуждалось и, к сожалению, эти проблемы на государственном уровне кроме всяких декларативных заявлений не решаются.

 Введение хоть какой-то нравственной цензуры оборачивается диким воем либералов о начале волны гонений. Попытка ввести нравственный курс основ православной культуры, где детям давались бы понятия, что такое плохо и что такое хорошо, встретили такое же бешеное сопротивление опять же со стороны либеральных кругов. Посыпались обвинения в клерикализме в повороте к средневековью, в домостроевщине. Хотя вряд ли кто из них читал Домострой  -этот чудесный учебник по устроению дома, хозяйства и семьи.

Под знаком общечеловеческих ценностей преподносится вседозволенность во всех наиболее гнусных проявлениях.

Но такого понятия как общечеловеческие ценности не может быть в принципе. Есть разные народы, племена, нации, расы, наконец, и у всех существуют свои условия жизни, продиктованные и климатом и географическим положением и традициями и историческим образом бытия. Еще великий русский мыслитель К.Н. Леонтьев писал в великом своем труде «Византизм и славянство» о Европе: «…она вторично смешалась в общем виде своем, составные части ее стали против прежнего гораздо сходнее, однообразнее, и сложность приемов прогрессивного процесса есть сложность, подобная пути какого-нибудь ужасного патологического процесса, ведущего шаг за шагом сложный организм к вторичному упрощению трупа, остова и праха! Вместо организованного разнообразия больше и больше распространяется разложение в однообразие!». « Дуб, сосна, яблоня и тополь недовольны теми отличиями, которые создались у них в период цветущего осложнения и которые придавали столько разнообразия общей картине западного пышного сада; они сообща рыдают о том, что у них есть еще какая-то сдерживающая кора, какие-то остатки обременительных листьев и вредных цветов; они жаждут слиться в одно, в смешанное и упрощенное среднепропорциональное дерево». « Идея всечеловеческого блага, религия всеобщей пользы, -самая холодная и в добавок самая невероятная, неосновательная из всех религий…в идее всеобщего блага нет ничего». Это было написано150 лет тому назад.

Нынче на Западе все это реализовано в полной мере.

Весной 2014 года в Санкт –Петербург приехала группа философов и художников из Франции. Была издана книга на русском языке со статьями освещающими положение деятелей реалистического искусства во Франции. На состоявшемся круглом столе прозвучало предупреждение для России, что все то , что нынче происходит в культурном пространстве во Франции и на западе в целом, все это вполне может произойти и в России, если продолжится тот либеральный курс который проводит наше правительство и это уже будет катастрофой всей мировой культуры. Тем более, что антинациональная деятельность галериста Гельмана встречала полную поддержку, отдавались на откуп целые города для пропаганды «нового» искусства, выдвинута была идея создания для этого пропагандирования Домов Нового Искусства с серъезным финансированием, озвучена Д. Медведевым, что искусство государством поддерживаться не будет, но новые направления будут встречать полную поддержку.

 Во Франции происходит в настоящее время, и это является государственной политикой, поддержка исключительно так называемого концептуального искусства, отрицающего всякое понятие традиционного, национального изобразительного искусства. Художник из творца становится компилятором, «концептором», ( определение французского художника и поэта Бориса  Лежена), нечто вроде карточного фокусника. Это все выдается за новое, за современное, отвечающее духу времени, оккупирует музейные пространства, тем самым узаконивая себя сакрально. Возникает такое понятие как «финансовое искусства» по определению члена французской делегации Од де Керрос. Немалую роль в этом играет и католическая церковь, поощряя и устраивая в храмах выставки подобных опусов.

 Это является целенаправленной политикой кругов, имеющих капитал и власть в союзе со СМИ, на лишение населения понятий самоидентичности, понятий нравственных, превращая его в послушное стадо. Отсюда и провокационные карикатуры, в частности последняя выходка «Шарли» окончившаяся трагедией, и непонимание вышедших на демонстрацию людей в знак протеста против расстрела издательства, что их используют как статистов для прикрытия дальнейших провокаций подобного типа. Лозунг «Я Шарли», который несли на себе участники той демонстрации означал, что человек поддерживает подобное глумление над религией.  Аналогичная провокация произошла совсем недавно и в Новосибирске на постановке оперы Вагнера «Тангейзер» когда подвергся глумлению образ Христа. Возмущение верующих было абсолютно справедливо, но суд пошел на поводу либеральной общественности и не нашел ничего такого плохого.

Оказывается, можно и рубить иконы, и глумиться над христианством и ничего за это не будет. Вот с исламом такое проходит сложнее, можно и без головы остаться. Интересно как бы среагировала прогрессивная общественность, если бы режиссер поглумился над иудаизмом? Оставляю вопрос открытым.  Было бы еще интересно узнать реакцию самого Вагнера на эту постановку, если был бы он жив. Но лев мертв и можно его пинать без боязни.  

Наступило время хаоса и торжества непрофессионализма, прикрываемого словами о свободе творчества, за которыми скрывается неспособность что-либо создать свое и за новизну выдается откровенное глумление над классическими произведениями. Пририсованные усы к Моне Лизе стали манифестом нового «искусства» без сдерживающих начал морали и нравственных понятий. Время от времени понимается вопрос о том, чтобы творческие союзы, как остатки тоталитаризма, распустить, делаются попытки экономически выдавить художников из творческих мастерских, попытки дискредитировать звание художника через заказные клеветнические показы или посредством акций, организованных так сказать новыми продвинутыми представителями, называюшими себя художниками, типа некоего Павловского.

 И это понятно: настоящее искусство раздражает и на фоне его становиться видна вся творческая беспомощность этих креативных концепторов.

 И все же, предоставленные сами себе творческие союзы продолжают выставочную деятельность, и Санкт-Петербургский Союз художников проводит порядка 60  и более выставок в год, которые посещает очень большое количество людей и по посещаемости выставочные залы СХ держат третье место после Эрмитажа и Русского музея. Это означает, что у людей несмотря ни на  какую пропаганду сохраняется здоровое чувство прекрасного и это радует, но этого мало.

 Необходима государственная поддержка творческих союзов, принятие их статуса, создать индекс творческих союзов, дабы отделить зерна от плевел. Для этого крайне необходимо принять Закон о творческих союзах.

 Нужно определить внятную государственную идеологию и проводить культурную политику, опирающуюся на традиционные ценности. Необходимо воссоздать госзаказ как государственную политику в сфере искусства, а вместе с этим и воссоздать Художественный фонд, через который пойдет исполнение этого заказа.

 С принятием Закона о творческих союзах будет внесена ясность в отношениях художника и государства. И это касается не только Союза художников, но и Союза композиторов, которого в нашем городе лишили чудного здания на Большой Морской улице, лишили нагло по-рейдерски. О Союзе писателей я уже и не говорю. Его развалили, всех перессорили и сожгли здание. С трудом существует и Союз архитекторов. Проблемы появились и у Домов Творчества - этих творческих лабораторий.  

 Должен быть решен вопрос о творческом стаже и пенсиях для творческих работников. В Санкт-Петербурге существует здание Общества поощрения художеств, выстроенное в дар по указу императора Александра II. В настоящее время с 1932 года здесь помещается Союз художников как правопреемник этого общества. Еще по договоренности с тогдашним мэром А. Собчаком здание было освобождено от арендной платы, что стало в то время благом и помогло сохранить уникальные выставочные залы с великолепной акустикой. Эти залы, в которых выставлялись великие мастера и императорской России, и советского периода после 2017 года, когда кончается срок отпущенной нашему Союзу льготы могут быть потеряны, как и само здание, если будет наложена непосильная арендная плата. Это здание должно быть либо возвращено в собственность Союза художников или вновь продолжена льгота по освобождению от арендной платы, ибо художники делают огромный вклад в дело сохранения культурного уровня как города так и страны. Если музыканты получают гонорар за концерты то художники за выставки не получают ничего, мало того они еще и платят за свое рабочее место в виде платы за мастерские. Вопрос о льготе по аренде в виде освобождения от платы, для здания Союза художников, если мы хотим сохранить культурное пространство, должен будет решаться на самом высоком городском уровне как губернатором так и депутатами. Это не такие большие деньги а результат будет несравнимо велик.

.В целях поощрения развития искусства государство должно вновь принимать участие в таком важном деле, как строительство творческих мастерских, предоставлении выставочных залов (в настоящее время цены на них запредельные и талантливый художник не в состоянии сделать показ своих работ). Для решения этих задач необходимо восстановить, как было в СССР отчисление 2% от сметной стоимости строительства на развитие изобразительного искусства, но это возможно только, если государство осознает, что искусство и культура есть дело государственное.

Один из тяжелейших вопросов- это наследие ушедших в мир иной художников. Наследники не всегда в состоянии его сохранить и в силу того, что негде хранить, а зачастую в невозможности осознать ценности этого наследия.

 Если же нет  наследников, то нередко все творчество отправляется на помойку. А это уже преступное небрежение своим интеллектуальным богатством. В этом случае наилучшим выходом было бы создание фонда-хранилища работ умерших художников, куда можно было бы родственникам передавать произведения, доставшиеся по  наследству, ввиду невозможности их сохранения дома.

 При этом возможно заключение договора о хранении и в случае продажи какого-либо произведения заключение соглашения о сумме вознаграждения за хранение данных произведений. Если же нет прямых наследников, то произведения должны стать собственностью государства и использоваться как  источник пополнения фондов музеев. Сейчас музеи, особенно малые переживают тяжелейшие времена.

 Швыдковщина нанесла удар по их самому существованию запретом научной и издательской деятельности, требованием чтобы музеи сами себя содержали, устраивали различные шоу. Государственные деятели, если они действительно государственные и не обделенные культурой,  должны осознавать, что 

развитие подлинного изобразительного искусства невозможно без нормального процесса художественного образования. Все реформы, все новшества, внедряемые нашим министерством образования и науки, только ухудшают и губят все, то лучшее, что было достигнуто поколениями педагогов императорской России и СССР, когда наше образование считалось лучшим в мире. Нынешнее образование еще держится благодаря тому старшему поколению, которое, несмотря на нищенскую зарплату, чудовищную загруженность часами и издевательской писаниной, исходящей от министерства, находит силы учить студентов знаниям и профессиональным навыкам. Именно на них, как тех, кто сопротивляется всеобщей дебилизации населения было направлено оскорбительное заявление министра Ливанова в марте 2013 года о том, что преподаватели, получающие 20000 рублей в месяц, - это плохие преподаватели, неудачники. В тоже время ставка доцента была на уровне 12000 рублей. И за это оскорбление всего преподавательского состава страны  министру ничего не было. Как будто ничего страшного. Монетизация совести произошла полная.

 Болонский процесс, с упорством, достойным лучшего применения, внедряемый и в художественном образовании, губительно сказывается на его качестве. Так называемые бакалавры, по сути дела –это недоучки и те еще 2 года, что необходимы для полноценного получения образования оказываются не всем доступны в силу ограниченности магистратуры.

 По сути дела –это погром классической русской школы художественного образования, так великолепно зарекомендовавшей себя на протяжении не одного столетия. Таким же погромом можно и назвать произошедшее недавно отделение Академии художеств от головных художественных институтов в Москве (ин-т им Сурикова)  и Санкт-Петербурге (ин-т им Репина). В данном случае произошел разгром, аналогичный разгрому Академии наук.

 Иначе как государственным преступлением эти деяния не назовешь, но это преступление совершено самими органами государственной власти.

Из этого всего следует, что для того, чтобы возродить культуру, образование как одну  из основ существования государства необходимо как можно скорее избавиться от либеральной идеологии, установок монетаризма.

 Надо  внести изменения в конституцию, приведя ее основные положения в соответствии с интересами прежде всего самой России, сделать государственной  идеологию, опирающуюся на традиционные ценности нашего народа. И здесь роль искусства будет и необходима и важна.

 

Сергеев Б.М.

Действительный член ПАНИ

Заслуженный художник РФ

Член Градостроительного совета Санкт-Петербурга

Почетный профессор Цзилинского университета (КНР)

Советник администрации г. Харбина по скульптуре

Член скульптурной комиссии Союза художников России

Комментарии для этой записи закрыты