Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В  условиях  переходной  экономики  России, прогнозы  Минэкономразвития  и  Банка  России  по  некоторым  оценкам  и  экономическим  показателям  отличаются.  Ведомства  по  разному  оценивают  вероятности  разных  сценариев.  Как  правило,  это  связано  с  наличием  разных  подходов  в  расчетах  при  составлении  прогнозов  и  фактических  показателей  за  отчетный  период.

Банк  России  в большей  степени  учитывает  монетарные  факторы,  как  инфляция  в  экономике,  денежное  обращение,  процентная  ставка  и  кредитование.  При  этом  применяются  в  анализе  и  расчетах:  эконометрические  модели,  экспертные  суждения  о  состоянии  и  динамике  совокупности  показателей  экономики  и  финансов,  как  внутренних,  так  и  внешних,  показателей  финансовых  рынков  и  мировой  экономики.  Методы  комбинированных  расчетов  и  разных  моделей  экономики.  При  этом  прибыль  банков  в  результате  их  деятельности  не  должна  влиять  на  объективность  их  оценок  и  быть  главным  показателем  эффективности  их  работы,  создавать  камеральный  всеобъемлющий  (тотальный)  контроль  за  экономической  деятельностью  хозяйствующих  субъектов,  расчетами  физических  лиц,  учитывая  их  права  и  не  нарушая   эаконодательство  РФ.

Минэкономразвитие России  учитывает  и  считает  темпы  экономического  роста,  валовый  внутренний  продукт,  промышленное,  сельскохозяйственное  производство,  работы  и  услуги,  выполнение  планов  и  задач   как  экономический  орган  Правительства  РФ.  Используют  прямые  и  усредненные  расчеты,  индексы  цен  и  коэффициентов, индексации,  экстраполяции,  балансов  и  т.д.

Ведомства  используют  разные  источники  отчетов,  информации,  подходов,  мировые  события,  политические  решения,  задачи  Правительства  и  стратегические  цели.

Определенные  трудности  управления  и  регулирования  российской  экономикой  вызывает  наличие  фактически  двух  частей  реального  сектора  экономики:  планово-рыночной  и  второй -  директивно  управляемой,  которые  находятся  не  в  сопоставимых  условиях  деятельности.

По  оценкам  экспертов,  разрыв  между  показателями  прогнозов социально-экономического  развития  России  на  долгосрочную  и  краткосрочную  перспективу  Министерства  экономического  развития  РФ  (МЭР)  и  Центрального  банка  России  (Центробанка) увеличиваются  и  поэтому  требуют  большей  координиции  и  законодательного  регулирования.  Выбор  метода  прогнозирования  влияет  на  принятие  решений,  поскольку  прогнозирование  -  важный  инструмент  стратегического  планирования  и  управления  повседневной  (текущей)  деятельности  исполнительно-распорядительных, банковских, финансовых, контрольных,  статистических  и  законодательных  органов  власти,  а  также  влияет  в  целом  на  состояние  макро-экономики  и  деятельность  хозяйствующих  субъектов  и  физических  лиц.

В  сентябре  2025  года  Минэкономразвития  РФ  опубликовало  два  сценария  развития  страны,  разработанного  в  недрах  министерства  экономического  развития  на  ближайшие   три   года  (2026 – 2028):  базовый  (на  основе  которого  сформированы  параметры  бюджета  на  очередную  трехлетку)   и  консервативный  (рассчитанный  исходя  из  некоторого  ухудшения  внутренних  и  внешних  факторов  состояния  экономики).  О  характеристиках  указанных  сценариев  на  своих  страницах  рассказывает  издание  «Коммерсант»  («Экономика  в  двух  сценариях»,  26.09.2025 года, автор  Евгения  Крючкова).

Базовый  сценарий,  который  МЭР  позиционирует  как  наиболее  вероятный,  предполагает  рост  ВВП  в  2026  году   на  1,3  процента,   снижение  инфляции до  4  процентов  и  средний  курс  рубля  92,2/$.  Консервативный  вариант   рассчитан  исходя  из  более длительного  периода  жесткой  денежно-кредитной  политики  и  развития  процесса  замедления  мировой  экономики  (относительной  рецессии,  и  даже  стагнации),  поэтому  предлагает  менее  оптимистические  показатели.

Базовый  прогноз  предполагает  замедление  роста  российского  ВВП  в  2025  году   до  1  процента,  после  4,1  процента  в  2024  году  в  связи  с  более  быстрым,  чем  ожидалось  ранее,  охлаждением  экономики  (в  апреле  рост  ВВП  по  итогам  этого  года  прогнозировался  на  уровне  2,5  процента).  В  2026-2028  годах  российская  экономика  предположительно  вырастет  по  годам  на  1,3  процента,  2.1  и  2,5  соответственно.  Инфляция  по  итогам  этого  года  прогнозируется  на  уровне  6,8  процента,  а  в  в  2026-2028  годах – на  уровне  целевых  4  процентов.  Прогноз  по  инфляции  уже  учитывает  предложенные  Минфином  налоговые  новации,  в  частности  повышения  ставки  с  2026  года   ставки налога   НДС   с  20  до  22  процентов.

В  свою  очередь  инвестиционная  активность  на  фоне  жесткой  денежно-кредитной  политики    в  этом  году  замедлится -  рост  ожидается  на  уровне 1,7  процента  против  7,4  процента  в  2024  году,  а  в  2026  году   динамика  станет  отрицательной – минус  0,5  процента.  В  2027 – 2028  годах  с  учетом  лагов  смягчения  денежно-кредитной  политики  рост  инвестиций  возобновится – до  3,8 процента  и  3,3  процента  соответственно.

Ненефтегазовый  экспорт   в  этом  году  сократится  на  2,4  процента (после  роста  на  2,3  процента   в  2024-м  году),  а  в  2026-2028  годах  вернется  к  росту  на  3,3  процента,  5,8  и    5,9  соответственно.  Вывоз  нефтегазовой  продукции  в  2025  году  снизится  на  1  процент,   (после  роста  на  2,7  процента  в  2024,    году),  а  затем  будет  постепенно  расти:  в  2026 году  на  2,9  процента,  в  2027  году – на  3,1  процента,  в  2028  году – на  4,6  процента.

Импорт  в  этом  году  сократится  на  2,4  процента,     и  сохранится  на  этом  уровне  в  2026  году,  а  в  2027-2028  годах  будет  расти  на  в  среднем  на  3,4  процента  в  год.  Цена  на  нефть  марки   Brent  прогнозируется  на  уровне  $70-72  за  баррель,  Рубль  будет  постепенно  ослабляться  с  86,1 руб./$ в  среднем  за  2025  год,   до  92,2  руб./$  в  2026  году,  95,8 руб./$  в  2027  году  и  101  руб./$  в 2028-м.

Среди  рисков  своего  прогноза  Минэкономики  называет  возможное  замедление  темпов  роста  мировой  экономики,  что  может  отразиться  на  спросе  на  товары  российского  экспорта.  Это  создает  риски  для  бюджета   в  части  нефтегазовых  долларов.

Внутренние  риски  связаны  с  более  длительным  периодом  жесткой  денежно-кредитной  политики – это  может  негативно  сказаться  на  инвестиционной  и  потребительской  активности.

Эти  риски  заложены  в  консервативном  сценарии.  Согласно  ему  ожидаются  более  медленные  темпы  роста  экономики  РФ:  в  в  2026  году – на  0,8  процента,  в  2027-2028  годах  – на  1,5  и  1,9  процента.  Показатели  инфляции  в  консервативном  сценарии  указаны  такие  же  как  и  в  базовом.  Инвестиции  в  2026- м  году  сократятся  сильнее – на  1,3  процента,   а  восстанавливаться  будут  медленнее  (в  2027  году – рост  на  2,2   процента,  а  в  2028-м – на  2,6  процента).  Курс  рубля  предполагается  более  слабый:  94,8 руб./$  в  среднем  за  2026  год,  99,3 руб./$  за  2027  год  и  104,2 руб./$  за  2028  год.  Цена  нефти  марки  Brent  составит  порядка  $50-60  за  баррель.

Для  сравнения  прогнозов  двух  ведомств  по  одному  из  основных  показателей  как  рост  ВВП  они  имеют  такие  различия:

- на  2025  год:  МЭР -   2,5 %,  ЦБ – 0.5 – 1.5 %;

- на  2026  год:  МЭР -  2,6 %,  ЦБ – 2 %;

- на  2027  год :  МЭР -  2,8 %,  ЦБ – 1,5 – 2,5 %.

Денежно-кредитный  регулятор - ЦБ РФ  в  начале  сентября  представил  свои  прогнозы  развития  российской экономики (Коммерсант,  02.09.2025 г.).  Банк  России  представил  несколько  сценариев  развития  экономики  до  2028  года,  включая  возможный  глобальный  кризис,  аналогичный  событиям  2007-2008  годов.  Эти  прогнозы  опубликованы  в  проекте  основных  направлений  денежно-кредитной  политики  на  2026-2028  годы.

В  «рисковом»  сценарии  ЦБ  предполагает  усиление  внешнеторговых  противоречий,  что  приведет  к  замедлению  роста  крупнейших  экономик.  Деглобализация  и  обострение  торговых  отношений  между  США  и  Китаем  могут  вызвать  новый  финансовый  кризис. Спад  ВВП  России  в  2026  году  составит  2,5 – 3,5  процента,  с  последующим  восстановлением  в  2028  году.  Инфляция  в  первый  год  кризиса  может  достичь  10-12  процентов.    В  «базовом»  сценарии  ЦБ  рост  экономики  России  замедлится  до  1-2  процентов  в  2025  году.  А  инфляция  снизится  до  6-7  процентов.

В  «дезинфляционном»  сценарии  предполагается  высокая  отдача  от  инвестиций  и  рост  производительности  труда,  что  позволит  инфляции  снизиться  и  обеспечить  более  мягкую  денежно-кредитную  политику.  «Проинфляционный»  сценарий  предполагает  неустойчивое  снижение  инфляции  и  возможный  рост  цен  в  2026  году  из-за  расширения  программ  льготного  кредитования.

По  мнению  экспертов  (Новые известия,  02.09.2025 г.,  Екатерина  Максимова),  экономика  России  пошатнулась.  С  этим  фактом  соглашаются  не  только  экономисты,  но  и  министры.  Наблюдается  снижение  роста  ВВП  и  промышленного  производства,  в  частности  автопром,  добыча  угля  и  производство  стройматериалов.

Как  пишет  издание  Ведомости (08.09.2025 г.),  на  ДВЭФ  председатель  Правления  Сбербанка  Г.О. Греф  заявил  журналистам,  что  российская  экономика  во  втором  квартале  2025 г. вошла  в   «техническую  стагнацию». Президент  России  В.В.  Путин  в  ходе  пленарного  заседания  не  согласился  с  таким  описанием  ситуации  в  экономике.  Есть  мнения,  что  уже  наступило  переохлаждение,  но  в  то  же  время  статистика  кредитования  это   не  подтверждает,  отметил  Глава  Государства.  «У  некоторых  членов  Правительства  такое  же  мнение,  что  Центральный  банк  зажимает,  держит  высокую  ставку,  а  держит  он  для  того,  чтобы  побороть  инфляцию.  «, - подчеркнул  Президент  РФ.  По  словам  Президента,  цель  такой  политики  заключается  в  том,  чтобы  не  только  в  магазинах,  но  и  среди  участников  экономической  деятельности  цены  «припали»,  чтобы  они  не  росли.

В.В.  Путин  подчеркнул,  что  не  будет  давать  оценок  ЦБ,  при  этом  заверив,  что  в  «международном  финансовом  сообществе  наш  Центральный  банк  высоко  котируется».   ЦБ  борется  с  инфляцией  и  пытается  вернуться  к   известным  и  нужным  показателям – не  больше  4-5  процентов,  отметил  Глава  Государства  «Это  связано  с  высокой  ключевой  ставкой,  и  это  вызывает  вопросы  у  тех,  кто  занимается  реальным  производством  и,  наверняка,  многие  сидящие  здесь,  в  зале  скажут: да,  это  безобразие,  невозможно,  нужно  ключевую  ставку  резко  снижать»,  -  указал  Президент,  добавив,  что  такое  решение  разгонит  рост  цен.

Президент  РФ  подчеркнул,  что  в  некоторых  отраслях  ситуация  непростая.   В  то  же  время,  если  инфляция  будет  «захлестывать  экономику, то  ничего  хорошего  не  будет,  потому  что  невозможно  ничего  прогнозировать  даже  на  10  дней,   не  то,  что  на  годы  вперед», - указал  В.В. Путин,  добавив,  что  это  тонкий  вопрос. Президент  предложил  обратится  к  мнению  Главы  ВТБ  А.Л. Костина,  который  считает,  что  экономику  «уже  переморозили».  И  Министерство  экономического  развития  Вам  будет  то  же  самое  говорить  и  каждый  по-своему  прав» -  указал  Президент.  Властям  удастся  решить  вопросы  и  с  поддержанием  и  с  поддержанием  необходимых  темпов  экономического  роста  и  с  минимальным  уровнем  инфляции, - отметил  Глава  Государства.

Российские  финансовые  власти,  Правительство  и  Центральный  банк  «ведут  себя  профессионально», - заверил  Президент  РФ.  Базовым  условием  для  развития  российской  экономики,  а  значит  и  для  социальной  сферы,  является  устойчивая  макроэкономическая  политика,- отметил  В.В.  Путин.

В  последние  два  года   ВВП  России  вырос  на  4,3  и  4,4  процента,  в  то  же  время   «и  инфляция  подросла».  Нужно  решать  проблемы  макроэкономического  характера,  а  для  этого   нужно  обеспечить  мягкую,  спокойную  посадку  экономики»,  чтобы  затормозить  рост  цен –  указал  он.

В.В.  Путин  прокомментировал  и  ситуацию  с  бюджетом,  вызывающую  в  последнее  время,  беспокойство  у  аналитиков  из-за  растущего  сверх  плана  дефицита.  Глава  Государства  признал,  что  расходы  казны  растут  и  это  связано  также  с  планами  инфраструктурного  развития,  в  том  числе  и  на  Дальнем  Востоке,  потому,  что  они  требуют  больших  денежных  ресурсов.  Кроме  того,  есть  траты,  связанные  с  образованием,  здравоохранением,  поддержкой   молодых  семей  с  детьми,   расходы  в  сфере  обороны  и  безопасности, в  том  числе   связанные   с  проведением  специальной  военной  операции. 

Как  известно,  Правительство  России  утвердило  24.09.2025  года  проект  федерального  бюджета  на три  года.  Приоритетными  направлениями  в  нем  остаются:  выполнение  социальных  обязательств,  финансирование  обороны  и  безопасности.

Работать  надо  над  доходной  частью  бюджета  и  «здесь  есть  о  чем  поговорить», - полагает  Глава  Государства – «не  увеличение  налогового  бремени,  а  повышение  эффективности  производства».  По  его  словам,  нужно  повышать  производительность  труда,  внедрять  новейшие  технологии,  лучше  организовывать  производство.  Бюджет  строится  на  сбалансированной  основе,  подчеркнул  В.В.  Путин.  Это  непростая   и  «нервная   работа», -  добиваться  баланса  между  различными  отраслями  экономики,  но  Правительство  с  этим  справляется,  заверил  Президент  РФ.

Слова  Президента  РФ -  это  очевидный  сигнал  о  том,  что  к  концу  2025  года  дефицит  бюджета  окажется  выше,  чем  он  установлен  Федеральным  Законом,  не  только  из-за  выпадающих  нефтегазовых  доходов,  но  и  в  результате  дополнительных  расходных  обязательств,  в  частности  планируется  распространить  ипотечную  программу  по  ставке  2  процента  на   Дальнем  Востоке  на  всех  работников  государственных  и  муниципальных  образовательных  учреждений,  кроме  повышения  бюджетникам  заработной  платы  в  2,5  раза,  превышающую  более  100  тыс. рублей.  Превышение  плана  может  составить  по  оценке  экспертов  5 – 6 трлн. рублей  (15-20  процентов  бюджета),    с  общим  размером  дефицита  в  пределах  2,5  процентов  ВВП  по  итогам  года.

Эксперты  считают,  что  рост  эффективности  экономики  возможен  за  счет  дополнительных  доходов,  из-за  высокой  стоимости  труда  бизнесу  нужно  будет  увеличить  рост  эффективности  использования  трудовых  ресурсов,  в  том  числе  за  счет  инвестиций  в  развитие  производства.

 Бюджет  также  может  нарастить  доходы  за  счет  новых  долговых  обязательств,  так  как  возможности  в  фискальной  части  после  масштабной  налоговой  реформы  будут  ограничены. Поднять  доходы  бюджета  возможно  без  повышения  налогов  за  счет  поступления  неналоговых  сборов,  нефтегазовых  поступлений,  за  счет  ослабления  курса  рубля,  оптимизации  расходов  бюджета  и  других,  которые  могут  не  одобрить  как  работодатели,  так  и  физические  лица.

Статья  подготовлена  к  публикации  на  основе  прессы  и  аналитических  материалов  со  ссылками  и  комментариями.

                                                                                        Г.Ф.  Горбунов,

                                                           к.э.н.,  доцент,  профессор  ПАНИ 

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить