В условиях переходной экономики России, прогнозы Минэкономразвития и Банка России по некоторым оценкам и экономическим показателям отличаются. Ведомства по разному оценивают вероятности разных сценариев. Как правило, это связано с наличием разных подходов в расчетах при составлении прогнозов и фактических показателей за отчетный период.
Банк России в большей степени учитывает монетарные факторы, как инфляция в экономике, денежное обращение, процентная ставка и кредитование. При этом применяются в анализе и расчетах: эконометрические модели, экспертные суждения о состоянии и динамике совокупности показателей экономики и финансов, как внутренних, так и внешних, показателей финансовых рынков и мировой экономики. Методы комбинированных расчетов и разных моделей экономики. При этом прибыль банков в результате их деятельности не должна влиять на объективность их оценок и быть главным показателем эффективности их работы, создавать камеральный всеобъемлющий (тотальный) контроль за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, расчетами физических лиц, учитывая их права и не нарушая эаконодательство РФ.
Минэкономразвитие России учитывает и считает темпы экономического роста, валовый внутренний продукт, промышленное, сельскохозяйственное производство, работы и услуги, выполнение планов и задач как экономический орган Правительства РФ. Используют прямые и усредненные расчеты, индексы цен и коэффициентов, индексации, экстраполяции, балансов и т.д.
Ведомства используют разные источники отчетов, информации, подходов, мировые события, политические решения, задачи Правительства и стратегические цели.
Определенные трудности управления и регулирования российской экономикой вызывает наличие фактически двух частей реального сектора экономики: планово-рыночной и второй - директивно управляемой, которые находятся не в сопоставимых условиях деятельности.
По оценкам экспертов, разрыв между показателями прогнозов социально-экономического развития России на долгосрочную и краткосрочную перспективу Министерства экономического развития РФ (МЭР) и Центрального банка России (Центробанка) увеличиваются и поэтому требуют большей координиции и законодательного регулирования. Выбор метода прогнозирования влияет на принятие решений, поскольку прогнозирование - важный инструмент стратегического планирования и управления повседневной (текущей) деятельности исполнительно-распорядительных, банковских, финансовых, контрольных, статистических и законодательных органов власти, а также влияет в целом на состояние макро-экономики и деятельность хозяйствующих субъектов и физических лиц.
В сентябре 2025 года Минэкономразвития РФ опубликовало два сценария развития страны, разработанного в недрах министерства экономического развития на ближайшие три года (2026 – 2028): базовый (на основе которого сформированы параметры бюджета на очередную трехлетку) и консервативный (рассчитанный исходя из некоторого ухудшения внутренних и внешних факторов состояния экономики). О характеристиках указанных сценариев на своих страницах рассказывает издание «Коммерсант» («Экономика в двух сценариях», 26.09.2025 года, автор Евгения Крючкова).
Базовый сценарий, который МЭР позиционирует как наиболее вероятный, предполагает рост ВВП в 2026 году на 1,3 процента, снижение инфляции до 4 процентов и средний курс рубля 92,2/$. Консервативный вариант рассчитан исходя из более длительного периода жесткой денежно-кредитной политики и развития процесса замедления мировой экономики (относительной рецессии, и даже стагнации), поэтому предлагает менее оптимистические показатели.
Базовый прогноз предполагает замедление роста российского ВВП в 2025 году до 1 процента, после 4,1 процента в 2024 году в связи с более быстрым, чем ожидалось ранее, охлаждением экономики (в апреле рост ВВП по итогам этого года прогнозировался на уровне 2,5 процента). В 2026-2028 годах российская экономика предположительно вырастет по годам на 1,3 процента, 2.1 и 2,5 соответственно. Инфляция по итогам этого года прогнозируется на уровне 6,8 процента, а в в 2026-2028 годах – на уровне целевых 4 процентов. Прогноз по инфляции уже учитывает предложенные Минфином налоговые новации, в частности повышения ставки с 2026 года ставки налога НДС с 20 до 22 процентов.
В свою очередь инвестиционная активность на фоне жесткой денежно-кредитной политики в этом году замедлится - рост ожидается на уровне 1,7 процента против 7,4 процента в 2024 году, а в 2026 году динамика станет отрицательной – минус 0,5 процента. В 2027 – 2028 годах с учетом лагов смягчения денежно-кредитной политики рост инвестиций возобновится – до 3,8 процента и 3,3 процента соответственно.
Ненефтегазовый экспорт в этом году сократится на 2,4 процента (после роста на 2,3 процента в 2024-м году), а в 2026-2028 годах вернется к росту на 3,3 процента, 5,8 и 5,9 соответственно. Вывоз нефтегазовой продукции в 2025 году снизится на 1 процент, (после роста на 2,7 процента в 2024, году), а затем будет постепенно расти: в 2026 году на 2,9 процента, в 2027 году – на 3,1 процента, в 2028 году – на 4,6 процента.
Импорт в этом году сократится на 2,4 процента, и сохранится на этом уровне в 2026 году, а в 2027-2028 годах будет расти на в среднем на 3,4 процента в год. Цена на нефть марки Brent прогнозируется на уровне $70-72 за баррель, Рубль будет постепенно ослабляться с 86,1 руб./$ в среднем за 2025 год, до 92,2 руб./$ в 2026 году, 95,8 руб./$ в 2027 году и 101 руб./$ в 2028-м.
Среди рисков своего прогноза Минэкономики называет возможное замедление темпов роста мировой экономики, что может отразиться на спросе на товары российского экспорта. Это создает риски для бюджета в части нефтегазовых долларов.
Внутренние риски связаны с более длительным периодом жесткой денежно-кредитной политики – это может негативно сказаться на инвестиционной и потребительской активности.
Эти риски заложены в консервативном сценарии. Согласно ему ожидаются более медленные темпы роста экономики РФ: в в 2026 году – на 0,8 процента, в 2027-2028 годах – на 1,5 и 1,9 процента. Показатели инфляции в консервативном сценарии указаны такие же как и в базовом. Инвестиции в 2026- м году сократятся сильнее – на 1,3 процента, а восстанавливаться будут медленнее (в 2027 году – рост на 2,2 процента, а в 2028-м – на 2,6 процента). Курс рубля предполагается более слабый: 94,8 руб./$ в среднем за 2026 год, 99,3 руб./$ за 2027 год и 104,2 руб./$ за 2028 год. Цена нефти марки Brent составит порядка $50-60 за баррель.
Для сравнения прогнозов двух ведомств по одному из основных показателей как рост ВВП они имеют такие различия:
- на 2025 год: МЭР - 2,5 %, ЦБ – 0.5 – 1.5 %;
- на 2026 год: МЭР - 2,6 %, ЦБ – 2 %;
- на 2027 год : МЭР - 2,8 %, ЦБ – 1,5 – 2,5 %.
Денежно-кредитный регулятор - ЦБ РФ в начале сентября представил свои прогнозы развития российской экономики (Коммерсант, 02.09.2025 г.). Банк России представил несколько сценариев развития экономики до 2028 года, включая возможный глобальный кризис, аналогичный событиям 2007-2008 годов. Эти прогнозы опубликованы в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на 2026-2028 годы.
В «рисковом» сценарии ЦБ предполагает усиление внешнеторговых противоречий, что приведет к замедлению роста крупнейших экономик. Деглобализация и обострение торговых отношений между США и Китаем могут вызвать новый финансовый кризис. Спад ВВП России в 2026 году составит 2,5 – 3,5 процента, с последующим восстановлением в 2028 году. Инфляция в первый год кризиса может достичь 10-12 процентов. В «базовом» сценарии ЦБ рост экономики России замедлится до 1-2 процентов в 2025 году. А инфляция снизится до 6-7 процентов.
В «дезинфляционном» сценарии предполагается высокая отдача от инвестиций и рост производительности труда, что позволит инфляции снизиться и обеспечить более мягкую денежно-кредитную политику. «Проинфляционный» сценарий предполагает неустойчивое снижение инфляции и возможный рост цен в 2026 году из-за расширения программ льготного кредитования.
По мнению экспертов (Новые известия, 02.09.2025 г., Екатерина Максимова), экономика России пошатнулась. С этим фактом соглашаются не только экономисты, но и министры. Наблюдается снижение роста ВВП и промышленного производства, в частности автопром, добыча угля и производство стройматериалов.
Как пишет издание Ведомости (08.09.2025 г.), на ДВЭФ председатель Правления Сбербанка Г.О. Греф заявил журналистам, что российская экономика во втором квартале 2025 г. вошла в «техническую стагнацию». Президент России В.В. Путин в ходе пленарного заседания не согласился с таким описанием ситуации в экономике. Есть мнения, что уже наступило переохлаждение, но в то же время статистика кредитования это не подтверждает, отметил Глава Государства. «У некоторых членов Правительства такое же мнение, что Центральный банк зажимает, держит высокую ставку, а держит он для того, чтобы побороть инфляцию. «, - подчеркнул Президент РФ. По словам Президента, цель такой политики заключается в том, чтобы не только в магазинах, но и среди участников экономической деятельности цены «припали», чтобы они не росли.
В.В. Путин подчеркнул, что не будет давать оценок ЦБ, при этом заверив, что в «международном финансовом сообществе наш Центральный банк высоко котируется». ЦБ борется с инфляцией и пытается вернуться к известным и нужным показателям – не больше 4-5 процентов, отметил Глава Государства «Это связано с высокой ключевой ставкой, и это вызывает вопросы у тех, кто занимается реальным производством и, наверняка, многие сидящие здесь, в зале скажут: да, это безобразие, невозможно, нужно ключевую ставку резко снижать», - указал Президент, добавив, что такое решение разгонит рост цен.
Президент РФ подчеркнул, что в некоторых отраслях ситуация непростая. В то же время, если инфляция будет «захлестывать экономику, то ничего хорошего не будет, потому что невозможно ничего прогнозировать даже на 10 дней, не то, что на годы вперед», - указал В.В. Путин, добавив, что это тонкий вопрос. Президент предложил обратится к мнению Главы ВТБ А.Л. Костина, который считает, что экономику «уже переморозили». И Министерство экономического развития Вам будет то же самое говорить и каждый по-своему прав» - указал Президент. Властям удастся решить вопросы и с поддержанием и с поддержанием необходимых темпов экономического роста и с минимальным уровнем инфляции, - отметил Глава Государства.
Российские финансовые власти, Правительство и Центральный банк «ведут себя профессионально», - заверил Президент РФ. Базовым условием для развития российской экономики, а значит и для социальной сферы, является устойчивая макроэкономическая политика,- отметил В.В. Путин.
В последние два года ВВП России вырос на 4,3 и 4,4 процента, в то же время «и инфляция подросла». Нужно решать проблемы макроэкономического характера, а для этого нужно обеспечить мягкую, спокойную посадку экономики», чтобы затормозить рост цен – указал он.
В.В. Путин прокомментировал и ситуацию с бюджетом, вызывающую в последнее время, беспокойство у аналитиков из-за растущего сверх плана дефицита. Глава Государства признал, что расходы казны растут и это связано также с планами инфраструктурного развития, в том числе и на Дальнем Востоке, потому, что они требуют больших денежных ресурсов. Кроме того, есть траты, связанные с образованием, здравоохранением, поддержкой молодых семей с детьми, расходы в сфере обороны и безопасности, в том числе связанные с проведением специальной военной операции.
Как известно, Правительство России утвердило 24.09.2025 года проект федерального бюджета на три года. Приоритетными направлениями в нем остаются: выполнение социальных обязательств, финансирование обороны и безопасности.
Работать надо над доходной частью бюджета и «здесь есть о чем поговорить», - полагает Глава Государства – «не увеличение налогового бремени, а повышение эффективности производства». По его словам, нужно повышать производительность труда, внедрять новейшие технологии, лучше организовывать производство. Бюджет строится на сбалансированной основе, подчеркнул В.В. Путин. Это непростая и «нервная работа», - добиваться баланса между различными отраслями экономики, но Правительство с этим справляется, заверил Президент РФ.
Слова Президента РФ - это очевидный сигнал о том, что к концу 2025 года дефицит бюджета окажется выше, чем он установлен Федеральным Законом, не только из-за выпадающих нефтегазовых доходов, но и в результате дополнительных расходных обязательств, в частности планируется распространить ипотечную программу по ставке 2 процента на Дальнем Востоке на всех работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, кроме повышения бюджетникам заработной платы в 2,5 раза, превышающую более 100 тыс. рублей. Превышение плана может составить по оценке экспертов 5 – 6 трлн. рублей (15-20 процентов бюджета), с общим размером дефицита в пределах 2,5 процентов ВВП по итогам года.
Эксперты считают, что рост эффективности экономики возможен за счет дополнительных доходов, из-за высокой стоимости труда бизнесу нужно будет увеличить рост эффективности использования трудовых ресурсов, в том числе за счет инвестиций в развитие производства.
Бюджет также может нарастить доходы за счет новых долговых обязательств, так как возможности в фискальной части после масштабной налоговой реформы будут ограничены. Поднять доходы бюджета возможно без повышения налогов за счет поступления неналоговых сборов, нефтегазовых поступлений, за счет ослабления курса рубля, оптимизации расходов бюджета и других, которые могут не одобрить как работодатели, так и физические лица.
Статья подготовлена к публикации на основе прессы и аналитических материалов со ссылками и комментариями.
Г.Ф. Горбунов,
к.э.н., доцент, профессор ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: