Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 К  115- летию  памяти народной  артистки  РСФСР  Елены  Юнгер

памяти народной  артистки  РСФСР  Елены  Юнгер

3  мая  2025  года   115-я   годовщина  памяти  Елены  Владимировны  Юнгер  (1910-1999 гг.),  выдающейся  ленинградской  актрисы,  народной  артистки  РСФСР,  блокадницы,  награжденной  медалью  «За  оборону  Ленинграда».  Она была   супругой    Художественного  руководителя  Ленинградского  Театра  комедии  на  Невском  пр.  в  1935-1949  и  в  1956-1968  годах,  в  1951-1956  гг. – главный  режиссер  и  художник  Ленинградского  Нового  театра  (с  1953 г. – Театра  им  Ленсовета),  ленинградца- блокадника,  народного  артиста  СССР  Николая  Павловича  Акимова  (1901-1968 гг.).   Замечательная  пара  известных  творческих  личностей  города  на  Неве,  внесших  большой  вклад  в  культуру  и  искусство,  оставшихся  до  конца  жизни  преданными    Великому  городу.  

В  память  о  их  творчестве,   редакция  ПАНИ  публикует  очерк  воспоминаний  Елены  Юнгер  о  супруге  Николае  Акимове,  который  также  был  известным  художником.  Очерк  был  напечатан  32  года  назад  в  петербургском  журнале  «Аврора»  № 9,  сентябрь  1993  года  (главный  редактор  писатель  Эдуард  Шевелев)  под  названием  «В  мастерской  Акимова»  с  размышлениями  о  таинстве  художника  и  питерской  культуре.

В   МАСТЕРСКОЙ  АКИМОВА

Елена  Юнгер

Когда  даже  самый  высокий  мастер  принимается  за  новый  портрет,  он  не  знает,  что  у  него  получится, - будет  ли  это  шедевр,  или  просто  профессиональная  работа,  или  неудача.   В  этом- то  и  есть  удивительная,  непостижимая  тайна  искусства.  Может  быть,  искусствоведы  думают  иначе.  Но,  мне  кажется,  загадочность  тайны  всегда  притягивает.

Бывает,  что  художнику  надо  кого-то  нарисовать.  Взяв  в  руки  карандаш,  он  либо  загорается  по  ходу  дела,  либо  остается  спокойным  и  заканчивает  рисунок на  своем профессиональном  уровне.

Бывает,  что   человек  интересен  и  симпатичен  художнику,  ему  хочется  изобразить  свою  модель  как  можно  лучше,  но  что  делать – она  не  вызывает  в  творце  того  таинственного  вдохновения,  при  котором  получается  истинное,  высокое  произведение  искусства.

А  бывает,  что    художнику  необходимо  нарисовать  данное  лицо.  Не  потому,  что  надо,  а  потому,  что  ему  это  необходимо,  потому,  что  оно,  непонятно  почему,  вызывает  в  нем  то  необыкновенное  творческое  волнение,  которое  обязательно  почти  всегда  приводит  к  совершенному  результату.  Встречи  с  такой  моделью  он  ждет  как  праздника,  и  самое  начало  работы  над  ней  уже  праздник.  «Модель»  вдохновляет  художника.

Есть  портреты  знаменитостей  и  портреты  никому  не  известных  людей.  Часто  мы  смотрим  на  портрет  какого-нибудь  человека,  и  нас  в  первую  очередь  интересует  модель,  даже  если  портрет  сам  по  себе  не  очень  хорош.  Иногда  мы  восхищаемся   карандашным  или  живописным  изображениям  человека  никому  не  известного,  и  нам  не  важно,  кто  изображен  на  портрете.  Случайно,  на  какой-нибудь  выставке  услышишь: «Зачем   выставляют  портрет  неприятного  человека?  Есть  более  достойные  люди ?»

Но  разве  на  выставке  художника  не  самое  важное  и  не  самое  интересное  работа  самого  художника.  Портреты  художника ?  Ведь  мы  смотрим  и  внимаем  произведения  самого  художника, и  нас   прежде  всего  интересует  его  искусство ?  

Все  это,  вероятно,  общие  фразы,  вещи  давно  всем  известные.  Для  чего  же  их  повторять  лишний  раз ?  Только  для  того,  чтобы  еще  раз  подчеркнуть,  что  предлагаемые  журналом  портреты – именно  Николая  Павловича  Акимова.

Портретов  у  Акимова  очень  много.  Самых  разных.  Знаменитых  деятелей  науки  и  искусства,  рабочих,  писателей,  режиссеров,  актеров,  музыкантов,  художников.  Людей  самых  разнообразных  профессий  и  возрастов.  Мужских,  женских,  детских.

Он  всегда  очень  интересовался  молодежью.  Любил  ее,  верил  в  нее,  всегда  стремился  помочь  ей.  Многие  молодые  художники,  актеры,  режиссеры,  искусствоведы  и  даже  драматурги,  наверное, не  раз  вспомнят  его  с  благодарностью.

Обладая  необычайной  работоспособностью,  будучи  невероятно  загруженным  в  театре,  в  институте,  в  различных  областях  общественной  деятельности,  он  ненавидел  праздность  и  не  умел  отдыхать.  Он  очень  ценил  время,  поэтому  и  успел  так  много.  Лучшим  отдыхом  для  него  была  работа  над  портретами.   Если он   все  же    был  вынужден  поехать    в какой-нибудь  дом  отдыха  или  санаторий,  и  даже  находил  там  соответствующие  модели,  он  старался  довести  свое  пребывание  до  минимума  и  возвращался  в    Ленинград.

И  вот  здесь,  в  своей  мастерской, он  мог  предаваться  своему  собственному,  одному  ему  присущему  отдыху.  Ни  репетиций,  ни  занятий,  ни  лекций.  Свободное,  неограниченное  время  для  вольного  рисования. 

Не  торопясь,  он  выбирал  бумагу.  Ощупывал  ее  фактуру,  вглядываясь  в  оттенок  цветов.  Смочив  водой,  натягивал  на  подрамник;  слегка  прикасаясь  пальцами,  чтобы  не  повредить  влажную  поверхность,  аккуратно  разглаживал  ее.  Тщательно  вымытые  прозрачные  стаканчики  наполнялись  водой.   Открывались  заветные  футляры,  где  хранились  особенно  любимые,  «драгоценные»  кисточки.  Карандаши,  резинки,  пастель  становились  почти  одушевленными  в  этом  торжественном,  праздничном  процессе  подготовки.  Сам  процесс  этот  был  уже  началом  отдыха,  доставлял  удовольствие.

Наконец  «модель»  усаживалась  на  место.  Острый  взгляд  в  очках,  без  очков  и  первый  штрих…  Скованная,  застывшая  поза  не  нужна.    Чем  свободнее  держит  себя  человек,  тем  свободнее  и легче  движение  руки  с  карандашом  или  кистью.

Детям  трудно  сидеть  на  месте,  но  при  таком  вольном,  неутомительном   позировании  удавались  и  детские  портреты.

Вот  девочка  в  пионерском  галстуке.  Это  Татьяна  Зарубина – теперь  молодой  филолог.

Елена  Кочелаева  и  Елена  Бицкая – молодые  художники.  Раиса  Прокофьева,  студентка  медицинского  института,  будущий  врач.  Сильвана  де  Видович,  итальянская  студентка,  проходившая  практику  в  Ленинградском  университете.  На  заднем  плане – Итальянская  улица.

Инга  Ландер – преподавательница  английского  языка.  Николай  Павлович  называл  ее  «Пушкин» :  что-то  в  облике  ее  напоминало  ему  поэта. 

Таня  Чернова – дочь  композитора.  На  фоне  скульптурной  мастерской   - портрет  девушки.  Два  портрета  ленинградских  студентов. 

А  это  Сережа – внук  художника.  Он  не  случайно  попал  в  общество  юных  женщин.  Убирая  после  работы  свои  «драгоценные»  кисточки  в  футляры  с  нафталином,  Николай  Павлович  не  раз  говорил,  как  хотел  бы,  чтобы  Сережа  работал  этими  кисточками  и  так  же  бережно  к  ним  относился.  Неизвестно,  оправдает  ли  он  надежды  своего  деда.  Хотелось  бы,  чтобы  оправдал.

Портреты  Николая  Павловича  широко  известны,  но  главным  образом – портреты  деятелей  искусств. 

От  редакции:  Елена  Владимировна  Юнгер  выступала  в  спектаклях  Санкт-Петербургского  академического  театра  Комедии  им.  Н.П. Акимова  63  года (с  1936  по  1999 гг.),  в  30-х  годах окончила  известную  Школу-студию  Русской  Драмы   в  Ленинграде.  По  направлению  Минкультуры  РСФСР  проходила  практику  в  Голливуде  (США),  где  получила  высокую  оценку  Ч. Чаплина.  Говорила,  что волновалась  перед  каждым  выходом  на  сцену.  Снималась  в  фильме  «Золушка»  (1947 г.),  где  подружилась  с  народной  артисткой  СССР,  лауреатом  трех  Сталинских  премий  Ф.Г. Раневской.  Сыграла  в  17  советских  кинофильмах,  в  т.ч.  «Зимняя  вишня»,  и  более  20  ролей  в  театре  Комедии.  Считала  свой  талант  не  достоинством, а  наказанием,  который  обрек  ее  на   одиночество  в  жизни.

Публикуется:  по  материалам  журнала  «Аврора»  № 9,  сентябрь  1993  года.

Составитель :  к.э.н.,  доцент,  профессор  ПАНИ   Г.Ф. Горбунов

Информационная  редакция  ПАНИ

       

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить