Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

9 и 16 декабря 2023 года на базе ПАНИ в Петербурге и на базе ФГБНУ «ФНЦ ПМИ» в Москве прошла 8 Международная научно-практическая конференция «Знаки и знаковые системы народной культуры». Предлагаем Вашему вниманию один из докладов, представленных на конференции

 

Поздняков Никита Иванович, кандидат технических наук, старший научный

сотрудник, ВМПИ, преподаватель, Действительный член, учёный секретарь Богословского отделения ПАНИ, почётный работник науки и техники России,

 

Ключевые слова: проблемы воспитания, вестийная война, вестийные потоки, условия влияния, духовный результат; исторический опыт передовых учителей,

В статье рассмотрено общее состояние современного образования и воспитания в России на поле вестийных потоков, отрицательно влияющих на воспитание личности. Предложены советы по преодолению отрицательных воздействий с опорой на духовно-нравственную составляющую. Из опыта передовых учителей приведен ряд методов положительно влияющих на личность.

 

В последнее время в нашей стране проводится большое количество конференций и собраний, обобщённую тему которых можно обозначить примерно так: «Современный мир и пути решения проблем России на этапе движения к устойчивому развитию». Наверно, не будет большой ошибкой предположить, что решение важных общественных, даже общегосударственных, проблем требует соответствующей подготовки личности, воспитания человека, человека нравственного и, соответственно, переоценки некоторых прежних «перестроечных» мировоззренческих установок в области образования.

Любой здравомыслящий гражданин России, особенно учитель, должен постоянно держать в поле зрения вопросы  воспитания и не может не отвечать на те провальные действия в образовании и воспитании (отчасти и теоретические), что мы имеем на данное время.

К сожалению, именно к такому заключению приводит наблюдаемая сейчас общая картина российской учительской культуры и культуры вообще: крупные упущения в системе образования, недопонимание роли воспитания; бесконечные новации в высшей и средней школах с поклонами в сторону Запада; примитивизация культуры, культ потребительства, наживы и половой распущенности; вседозволенность, упор на «права» в ущерб обязанностям; пьянство и наркомания; разложения семьи, стирание чувств материнства, ответственности отца; ложь о рынке, о «капитализме» в России, лицемерие и двойные подходы и многое другое.

Небольшой характерный пример. В конце 2004 года кронштадтской «Морской газете» удалось получить ответы у «главного приватизатора» А.Б. Чубайса. Суть его высказываний была та, что люди просто не поняли, какое благо дала им его команда, сделав выбор между «бандитским коммунизмом» и «бандитским капитализмом» в пользу последнего. А на вопрос журналиста, как это соотносится с русской нравственностью и духом, в частности, с мировоззрением Ф.М. Достоевского, – Чубайс заявил: «Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом  народе, его культ страдания  и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски» [1].

В этих словах содержится гораздо большее, чем просто сведения о литературных предпочтениях данного лица, в этом ответе – идееведение и самохарактеристика многих современных российских олигархов: нравственный выбор Достоевского им не нравится, они охотно выбирают нужный вид бандитизма.

Подобное явление вида «чубайсов» – это продукт воспитания (или антивоспитания) такой вот новой плеяды управленцев нового розлива, и это надо учитывать. Ведь ход созидания личности непрерывен, и нам нельзя быть просто учётчиками, важно исследовать: кто и что воспитывает, кого воспитывает,  какого знака это воспитание, – и на твёрдой духовно-научной базе дать свои советы и для других, и для самих себя.

Многие современные книги, газеты и журналы издаваемые повсеместно старательно навязывают нам лживые матрицы сознания, например, такие: мы долго были иждивенцами, а надо самим крутиться; рынок решит все проблемы; свобода любой ценой; права прежде всего; общечеловеческие ценности превыше всего и др. Конечно, такую «музыку» заказывает тот, кто платит, т.е. имеет деньги и стоит у власти. А время сейчас такое, что власть обслуживает, в основном, либерально-демократическую, воровскую и вообще преступную капиталократию, прикрываясь лишь на словах, и только во время выборов, якобы заботами о народе. Постоянно наблюдается огромный разлад между словами и делами. Причина проста, о ней ещё в середине 20 века говорил И.А. Ильин: «Если бы надо было выразить и закрепить одним словом сущность современной мировой смуты, то я произнёс бы слово продажность. Чем больше эта смута укрепляется и укореняется, тем более люди отвыкают от служения и тем чаще и беззастенчивее они помышляют о добыче». А сейчас к словам Ильина о продажности можно добавить: и лицемерие.

Такое положение не может не оказывать сильного влияния на созидание нравственного чувства людей, особенно молодых. И они, действительно, вырастают в поле лжи, потребительства, жёсткого соперничества и культурного примитива, сводящегося, в основном, к удобствам и наслаждениям, – достаточно лишь вспомнить особенности поведения и говорок так называемых «новорусских». Потребительство всегда сопряжено с жаждой богатств и влияния (власти) – любой нравственной ценой. Безнравственное соперничество и состязательность порождают жестокость и бездушие; насилие и несправедливость становятся нормой жизни взращиваемого в таких действиях человека. Жизненные удобства сводятся к чрезмерному и изощрённому удовлетворению простейших естественных потребностей тела. Таким образом, создаётся устойчивая система воздействия, нравственного одичания, бездуховности. А это значит, что в среде так называемой «элиты» зреет раковая опухоль самоуничтожения, потому что накопленные и наворованные деньги, материальные богатства и удобства несут в себе страшный заряд разложения нравственности, который непременно сработает (и уже срабатывает!) в них самих, в детях и внуках.

И всё было бы неплохо, если бы ход самоуничтожения замыкался только на преступной «элите» и не пускал зловещие ростки. Гораздо хуже то, что порок заразителен, и мнимое благоденствие «богатых» служит мощным разлагающим примером и развращающим воздействием на некоторых сограждан. Кому-то из этих «некоторых» удаётся нечистыми путями перескочить в разряд «богатых», утешая себя самооправданием: «первичное накопление капитала всегда преступно»; большинство же терпит крах, копя раздражение, злобу и зависть. Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий – это размытость нравственных устремлений, духовная опустошённость, потеря смысла жизни.

Богатый криминалитет относительно устойчив, он не так прост и наивен, его обслуживают и свои умы, и свои идееведы. Нередко имеет место и коррупционное сращивание криминалитета с властями. Известно, что нувориши часто прикрываются и благотворительностью, и пожертвованиями. Например, некоторые из них открывают клиники, строят церкви, жертвуют на приюты. Но ведь «церковь не в брёвнах, а в рёбрах», и никакие «отмывания» нечистых денег не покроют страшный нравственный вред неправедного богатства и духовного убожества.

В этой среде тоже действуют своеобразные «моральные» законы, подобные неписаным правилам уголовного мира. Эти так называемые «правила игры» достаточно жёсткие, они направлены на самоподдержание системы нуворишей методами насилия, примера и подкупа. В дополнение к этим методам идееведы и СМИ денежных новуришей имеют в своём распоряжении широкий круг вестийного оружия, включая  средства и приёмы управления сознанием, навязывания нужного мнения.

Для правильной расстановки опор в деле воспитания нам нужна сильная духовно-вестийная защита – Русская защита. А для этого нам необходимо разбираться в современных российских (точнее, в большинстве – антироссийских и противорусских) вестийных потоках. Рассмотрение их психологического, знакового воздействия позволяет выделить ряд таких разрушающих воздействий на сознание человека:

- навязывание полуправды, когда ложь смешивается с правдой, и созданная мешанина-мозаика становится очень правдоподобной и вполне приемлемой для многих;

- явление «множественности» правды, выхватывания частичных, правдоподбных и востребованных сведений: обычно людей интересует правда приятная, правда выгодная, правда удобная, – но не истинна и неистинная правда;

 умолчание (к примеру, дословное изложение части высказывания музыканта В. Спивакова на празднествах в Англии по случаю 60-летия Победы: «Татары, евреи, узбеки, украинцы, белорусы – все хотели победы»; наверно, помимо очерёдности именования, кого-то он тут всё-таки умышленно забыл – а телевидение из множества высказываний выбрало именно это);

- смещение высказывания, преднамеренные искажения, когда ненужные сведения подчёркиваются, а нужные уходят в тень или подаются в неверном свете, в лживой окраске (например: не Великая Победа, а «окончание войны»; не бандиты и убийцы, а «боевики» и «повстанцы»);

- явление «снятия секретности», когда выпячиваются, навязываются только отрицательные стороны нашей истории, о чём раньше нельзя было писать, что нельзя было показывать: запретно – значит правда, значит повсюду только так и было (этот мотив сильно прослеживался, например, в кинокартинах «Штрафбат», «Курсант» и им подобных);

- наивная вера в непререкаемость осуждённых «гениев», когда пострадавшие творческие личности, очень разные по своему вкладу в культуру страны, возводятся чуть ли не в святые, и к ним обращаются как к непогрешимым краснобаям;

-  многократное повторение, врезание в сознание, навязывание, в результате чего возникают последовательно – сначала привычка, затем согласие и в конце концов принятие и одобрение (таковы, например, навязшие в зубах «права», «свободы», «ценности демократии», «рыночное саморегулирование»);

- явление вестийной заразы-эпидемии, подобное животному чувству толпы или всеобщей паники, когда лживая весть, сообщение воспринимается стремительно и неосознанно;

- навязывание якобы «всеобщего» мнения: «все так живут», «все так поступают», «всегда так было», «надо быть как все»;

- прививание  жажды вестей, своеобразное потребительство новостей, не важно – какие (к этому явлению можно отнести и постоянную жажду «новенького», «жареного»), но часто разжигающиее чувственную сторону человека;

- привычка к восприятию готовых мнений (об этом хорошо писал в свое время К.П. Победоносцев: «Некоторым людям некогда составить о чём-либо собственное мнение, и им приятно, что «за них думает газета» [2]);

- приучивание к отрицательным вестям, притупляющих чувства жалости, сострадания;

- затмевание совести: оказывается, совесть можно усыпить, притупить, «обойти», с нею можно «договориться» и т.д.;

- навязывание народу вымышленных комплексов: «вины», «рабства», «иждивенчества», «нецивилизованности»;

- размывание, вытравливание народно-культурной принадлежности, высмеивание и шельмование любви к отечеству;

- постоянные оглядки на Запад, когда всё иностранное заранее принимается как самое правильное и самое лучшее.

Общественное воздействие на разрушение личности имеют и другие стороны жизни, в частности, проблемы экономики. В государственной части при этом процветает безответственность и коррупция, а в частном – конструктивное чувство хозяина  сменяется эгоистическим и статичным чувством владельца, производство сворачивается, спекуляция процветает. И в обоих случаях застой, беззакония и воровство портят не только управленцев, но и самих работников, лишая их смысла работы, творческого применения сил, унижая человеческое достоинство и, в конечном счёте, разрушая их нравственное отношение к труду и коллективу.

В таких условиях в народе чаще всего срабатывает нравственный устой воспоминания, сравнения и сопоставления с недавним прошлым, и многим людям, особенно старшего поколения, кажется идеальным то, что было на их памяти при социалистическом строе в существующем тогда Советском Союзе. Действительно, вспоминается много хорошего и устойчивого, но при этом затушёвываются недостатки и отрицательные стороны тогдашней жизни, память идеализирует прошлое, и кажется, что достаточно вернуться к прежней системе коммунистических ценностей – и все проблемы современности будут решены. Но при этом упускается из вида, что многие болезни настоящего проистекают именно из того прошлого, бездуховного, безбожного.

Другая часть людей с удовольствием слушает, как либерально-демократические глашатаи призывают к западному образу жизни и соответствующим «общечеловеческим» ценностям, сводящимся в итоге к деньгам, погоне за наслаждениями и ревнивой слежке всех за всеми; в стержневой идеи направленной на разложение семьи и подрыва здоровья.

Некоторые даже мечтают к возврату в древние языческие времена и к ведическому культу верований. По их мнению, именно тогда существовала целостная система знаний о природе и человеке [3]. Однако надо всё же трезво заметить, что в таких мнениях преобладает поэтизированное, неглубокое отношение к народному, потому что ряд исследований говорит совсем о другом. Например, по отношению к членам чужих общин древние не ведали, как правило, вообще никаких моральных запретов; иноплеменник однозначно воспринимался как враг [4]. Конечно, человеческое сострадание находило себе место и в языческих средах, но духовный образ охристианского общества не предполагал какой-либо нравственной связи между представителями различных культово-гражданских объединений. Нормами языческого времени в случае войны предписывалось и делалось полное уничтожение побеждённого народа или изгнание его со своей земли и обращение в рабство. Древние люди вели войны не только против вооружённых сил противника, но против всего народа, его богов, храмов, священных мест и сельскохозяйственных угодий.

Однако не надо забывать, что примеры высочайшей сознательности, благородства, подвижничества, жертвенности, чувства долга и ответственности известны с глубокой древности русов и до наших дней, и никак не зависят от социально-экономического строя и его нравственной надстройки.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – это сказано в древнюю рабовладельческую пору.

Святые Александр Невский, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской своими подвигами, мудростью и верой украшали и просвещали средневековую Русь. В капиталистической России известны случаи всенародного героизма, хотя бы при обороне Севастополя, Порт-Артура, в Цусимском сражении, при Брусиловском прорыве. Социалистическая страница истории страны также хранит множество примеров беззаветной любви к Родине, героизма и в бою, и в труде. И сквозь все времена золотой нитью проходит череда великих русских святых.

Всё это говорит о том, что моральные ценности непреходящи и не зависят от того или иного общественно-экономического строя. Следовательно, и ход воспитания и образования также развёртывается в общеисторическом плане, хотя и в частных исторических событиях, поэтому систему нравственных ценностей нам следует искать не в каком-то определённом социально-экономическом строе, а в народно-духовных и стоках России, основа которой, как известно, – Православие, приятно это кому-то или неприятно. Православие – это тысячелетнее верование большинства населения России. Митрополит Иоанн (Снычёв) писал, что «патриоты», клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, любят какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали» [5], удобную лишь для их спекулятивных идееведческих построений.

Разумеется, основы Православия осуществляются, воплощаются в действительной жизни и в исторических условиях, как и Сам Спаситель пришёл в этот мир в том облике и с теми словами, которые были естественны и понятны окружающим. Так же и те люди, которые берут на себя тяжкий крест современного воспитания, должны православным духом напитать всё то положительное, что дала нам история родной земли, здесь необходим духовный подход.

Например, из нашей глубокой древности можно взять то, что не противоречит христианству, например, общинно-родовую близость, неразрывность с природой, трепетное отношение к среде обитания – земле, воздуху и воде, доверие им и сыновнюю заботу.

Из православной древней Руси необходимо позаимствовать соразмерное сочетание государственной и церковной властей, соборность, верность Родине и Православию и благоговейное отношение к святыням и поконам, осознание частной собственности как долга, ответственности и жертвенности имущего перед неимущими.

Из самодержавной имперской страницы России необходимо восстановить прекрасные качества ответственности миропомазанного властителя, верноподданничества и благонамеренности народа (прекрасные забытые слова, ошельмованные богоборцами!). А державный характер власти давно пора перестать примитивно считать, в духе большевизма, «захватническим» и «тоталитарным». История говорит о том, что империализм в России на деле был самодостаточным и суверенным чувством старшего брата по отношению к младшим народностям, хозяйским управлением, а не угнетением. Весь же гнёт в на некоторых окраинах России исходил по большей части не из государства, а от зарвавшихся местных богатеев и ростовщиков, особенно ярко это проявлялось на юге России, в западных областях и в Средней Азии.

Точно так же и из недавнего социалистического времени полезно вспомнить и оживить многое положительное: здравую нравственную обстановку коллективизма; обострённое чувство справедливости; равенство перед законом, соблюдаемым всеми без исключения; ответственность и творчество в труде; общинность в решении вопросов самоуправления; заботу государства о благе народа, конкретно выраженную в охране детства и материнства, безплатном здравоохранении, образовании, жилье; разумная опора на производство, а не потреблении; государственную собственность на все важнейшие добывающие и обрабатывающие производства, на недра, землю и транспорт; уважение к защитникам Отечества и старым воинам и достойное их содержание [6].

Большая часть учёных, особенно в последнее время, с тревогой говорит о будущем человеческой культуры в категориях «выживания». Православная исконь во все времена предпочитала говорить о спасении. Значит, перед угрозой нравственной и природной катастроф позиции честной науки и православия необходимо сближаются. Почему именно православия? Потому что православие есть чистое, неповрежденное христианство, именно оно внесло совершенно новое, духовно-личностное измерение в самосознание человеческого существа. Вероисповедание Богочеловека открыла миру возможность не только духовного, но и телесного соединения человеческой природы с Божеством через Святое Причастие в настоящем и через Воскресение в будущем [6].

Именно эта религия Откровения взяла под защиту и дух и плоть человеческой личности, придала высокий смысл ценностям её свободы и самобытности. И не только отдельная личность, но и самобытность целого народа, всякой народной культуры стала сознаваться как священное первоначало земной жизни. Ведь народ, народно определённое общество – среда развития души, оно даёт нам культурную почву для духовного возрастания к Небу, имеет промыслительное значение в мире Божьем, а потому получает и священное значение, предполагающее идею жертвенного служения Богу и своей Родине. Если же в стране разгорается и навязывается обсуждение об уважаемых людях, то это свидетельствует, прежде всего, об упадке её народной культуры и может привести даже к гражданской войне, но никак не укрепляет устои общественной жизни.

Поэтому говорить сейчас о роли воспитания необходимо не только в правовых гранях, не только в научных категориях и даже не в поле самого образовательного действа, хотя всё это и важно, – а прежде всего в категориях духовно-нравственных, сущностных. Многосторонний, системный подход к российскому воспитанию мы считаем оправданным только при условии освящения его с позиции православной духовности, потому что в этом случае будут созвучно соблюдены как интересы подавляющего большинства населения, считающего себя православным, так и интересы иных верований. Это послужит надёжной духовно-идеологической базой правильной постановки  народно-государственной политики в России.

Поэтому мы ещё и ещё раз обращаемся к мыслям, изложенным в Социальной концепции Русской Православной Церкви о воспитании. В их основе – непреходящие евангельские и святоотеческие истины: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). Воспитывайте в учении – потому что воспитательное и учебное действа неразрывны. В зависимости от того, как серьёзно учащийся относится к своим обязанностям, можно судить о его духовно-нравственном устроении. Учёба – это первое и главное послушание, но умственно-познавательное обогащение должно быть тесно связано и с духовным развитием, чтобы знания не надмевали человека, наполняя его спесью и гордыней, а побуждали к достойному служению Богу и людям [7]. Святой Иоанн Златоуст из глубины веков как бы обращается к нам: «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены».

Великое делание воспитания начинается, конечно, в семье. Именно в семье, как в школе благочестия, созтидается и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает своё продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к родной истории. Поэтому столь опасно разрушение исконных связей родителей с детьми, чему, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение общественной значимости материнства и отцовства, сравнительно с успехами мужчин и женщин в производственной области, приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза, и это, конечно, работает на отчуждение и противоречия между поколениями [7]. Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях – свидетельство глубокого нездоровья общества.

Многоканальная пропаганда порока наносит особенный вред неокрепшим душам детей и юношества. В книгах, кино, различных средствах известий и даже в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление, например, об отношениях полов, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нём нет места для понятия целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Половые отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как действие чисто похотливого удовлетворения, никак не связанный с глубокой внутренней сущностью и какими-либо нравственными обязательствами. И стократно преступнее показ всевозможных извращений, которые оправдываются некоторыми любителями «прав человека».

Явление современной государственной средней школы также заслуживает пристального внимания, потому что нынешнее её состояние часто вынуждает сказать: это предприятие по порче современной молодежи. Внешние требования дисциплины и выполнения учебного плана при ущербной нравственности оборачиваются страшным разлагающим влиянием, взращиванием лживости, приспособленчества и безнравственности. Система ценностей современного школьного подростка коренным образом отличается от идеалов молодёжи 1960-х годов. Сейчас котируются «крутость», цинизм, жестокость, ёрнический юмор, наличие денег, способность подчёркнуто наплевать на моральные нормы. К сожалению, часто эти веяния идут не только из семьи и с улицы, но и от самой новой части преподавателей – вчерашних студентов, воспитанных в таких же нормах взаимооотношений. Характерный пример (рассказанный на одной учительских конференции): в классе домашнее задание выполнила только одна ученица (остальные проигнорировали) – и учительница заметила ей, что она – «трудоголик, и ей будет трудно «по жизни» (!).

На современную школу обрушился шквал новаций и опытов. Какие только концепции ни опробуются на подопытных наших детях! Например, однажды по радио выдвигали, как последнее откровение, два новых подхода школьного образования: 1) школьник имеет право на безопасность, и 2) школьник имеет право на знания. Одни права – и ни слова про обязанности, ни звука о нравственности! Что говорить о школьниках, если подобная «правовая одержимость» захлестнула и наши детские сады: там уже, с подачи ЮНЕСКО, стали обычными стенды с перечислением «прав» дошколят, в частности, есть там и право на… шалости! И опять-таки ни малейшего намека на детские обязанности. Кого же в итоге пестует общество? Маленького наглеца и потребителя? Понятно, что ребёнок может и пошалить – но проповедывать это, как право, недопустимо.

Ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с вероисповедальными духовными и нравственными ценностями. Это не следует понимать как желание сделать всех богословами. Конечно, с православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на вероисповедальных началах и ценностях. Но христианская исконь уважает и светское образование. Церковь, следуя многовековой искони, строит свои взаимоотношения со светской школой исходя из признания человеческой свободы. Поэтому школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Возгревание в юных сердцах устремлённости к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре – должно стать задачей школы не в меньшей, а, может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний [7].

Итак, роль воспитания – решающая. Основа воспитания – духовно-нравственная. Виды воспитания – самые разнообразные, соответствующие воздействиям вестийных потоков и опирающиеся на богатейший русский учительский опыт. Хотелось бы остановиться на некоторых интересных методах и разработках, прошлых и недавних, которые, на наш взгляд, отвечают задачам современного воспитания.

В воспитательно-оздоровительной системе доктора В.Ф. Базарного утверждается, что здоровье человека, особенно здоровье ребёнка – категория учительская [8]. Обучение должно раскрывать в человеке способность к саморазвитию – самопознанию и самовоспитанию, поэтому не жёсткая привязка к учебному материалу, а внутренее раскрепощение важно, развитие творческих сил под чутким водительством умного учителя. Первая профессия доктора Базарного – глазной врачг, поэтому большое внимание он уделяет роли зрения, ведь до 80-90 % сведений мы получаем через зрительные восприятия. На его уроках широко используются наглядные природные образы, выполненные в определённых зрительных сочетаниях. Учитывая особенности чувственного и духовного развития ребёнка, уроки строятся как волнообразные путешествия по стране знаний, сопровождающиеся картинами столкновения добра и зла. Создается нравственная напряжённость, разрешаемая самими учащимися с помощью учителя. Ученики в таких школах умеют правильно общаться, лучше говорят, больше восприимчивы и общительны на уроках.

Писатель К.Б. Раш профессиональным учителем не являлся, но его подход к воспитанию современного мальчика – будущего воина, защитника Отечества, заслуживает внимания и распространения. История и любовь к Родине, мужество и достоинство, самоограничение и самовоспитание, постоянная занятость делом – вот основы созидания будущего мужчины, гражданина своей страны, воина и главы семьи. К.Б. Раш обоснованно считает, что военное дело и особенно морская подготовка – прекрасные средства работы с подростками [9]. При этом мальчики приучаются к труду, коллективизму, взаимовыручке и ответственности.

Профессор Свято-Тихоновского богословского университета Б.А. Филиппов утверждал (и доказывал это на опыте), что прекрасным воспитательным воздействием для любого состава подростковой молодежи обладают походы и путешествия. В походах, как и в бою, сразу видно, кто чего стоит. Человек проверяется на дело, на ответственность, с него быстро слетает показушное. В то же время уйти, убежать нельзя – опозоришься, проявишь себя слабаком. С другой стороны, и не хочется уходить, потому что интересно, необычно, познавательно, красиво, наконец. Разумеется, душой похода должен быть опытный вожатый и учитель.

Волгоградский священник доктор технических наук, профессор А.И. Половинкин много лет трудился над выработкой методов инженерного творчества и православной духовности [10]. Созданная им Спасо-Преображенская община успешно занимается широким кругом вопросов обучения и воспитания, укрепления русской семьи, возрождения и сохранения исконей, любви к Родине. В общине хорошо налажен порядок подготовки и проведения семинаров, изданий, вестийная работа; круг участников охватывает учёных и учителей всей европейской части России.

Петербургский учёный доктор педагогических наук РГПУ И.Ф. Гончаров  много сил отдавал созданию Русской школы, положив в основу её становления воспитание учащихся на народных святынях Руси и России, не исключая и время истории Советского Союза.

Вспоминая советское прошлое, неплохо было бы и заново переосмыслить богатый опыт воспитания А.С. Макаренко, воспитания в коллективе и в труде. Потому что, как это ни печально, современный состав воспитуемых приближается к тем колонистам и беспризорникам, с которыми он имел дело. Но не просто революционно-трудовое перевоспитание следует позаимствовать у Макаренко, а прежде всего – любовь к своему призванию, любовь к детям и доверие к ним с опорой на всё лучшее, что осталось в их раненных душах.

Идя дальше, вглубь истории учительства, необходимо вспомнить и замечательного русского поэта, друга А.С. Пушкина, умного учителя В.А. Жуковского. Именно ему принадлежит создание образовательной программы подготовки русских императоров, по которой обучались Александр 2, Александр 3 и Николай 2, а также многие великие князья [11]. Главная воспитательная цель этой программы – образование для добродетели – достигалась следующими четырьмя путями:

  • «пробуждением, развитием и сбережением добрых качеств, данных природою, действуя на ум и сердце, и заставляя их действовать;
  • образованием из сих качеств характера нравственного, обращая добро в привычку и подкрепляя привычку правилами разума, воспламенением сердца и силою религии;
  • предохранением от зла, устраняя всё вредное, могущее ослабить естественную склонность к добру, и содержа душу, сколько возможно, в спасительной неприкосновенности к злу;
  • искоренением злых побуждений и наклонностей, препятствуя им обратиться в привычку и побеждая вредные привычки привычками добрыми».

Говоря о чисто учебной части, В.А. Жуковский также ставит нравственные цели: «Учение образует для добродетели, знакомя питомца: 1) С тем, что окружает его. 2) С тем, что он есть. 3) С тем, чем он быть должен, как существо нравственное. 4) С тем, для чего он предназначен, как существо безсмертное».

Интересно то, что Жуковский, определяя летние каникулы не тремя, как сейчас, а всего двумя месяцами, пишет: «Сие время не худо бы посвятить исключительно практическому изучению военного искусства». Так готовили русских царей, – а на что сейчас уходят три летних месяца наших школьников? Они, правда, не наследники престола, но всё же наследники России.

И, конечно, никак нельзя забывать те основы нравственного воспитания личности гражданина России, русского по культуре человека, которые обобщил и определил великий русский мыслитель И.А. Ильин. В работе «Путь духовного обновления» [12] он выделил 10 сокровищ, которыми надо обогатить ребёнка. Это язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, земля и хозяйство.

В завершении, отметим следующее.

1. Занимаясь делом воспитания, нужно ясно видеть и понимать многочисленные и разнообразные разрушительные воздействия, или, говоря научно, необходимо позаботиться об вестийной безопасности воспитания.

2. Воспитание, в частности, и, вообще, образование надо строить на духовно-нравственной основе, восходя, как в иконе, от образа воспитуемого к Первообразу, по которому и создан человек.

3. Своеобразная «иконичность» воспитания прослеживается и в его одухотворенности, и в том, что настоящий воспитатель, как иконописец, должен иметь призвание и благословение, должен быть натурой и художественной, и глубоко нравственной. И так же как икона есть «окно в вечность», воспитание – это окно в чело-вечность. И как результат труда иконописца – икона, так и плод труда воспитателя – человек, а ведь человек призван быть иконой Бога.

4. Воспитание – действо непрерывное, оно идет в историческом поле народа и государства, но на конкретном историческом поле, и там, где не успеваем мы, успешно действует идееведческий враг.

5. Воспитание – действо многообразное, но истоком и стержнем его  является предпочтение взращивания духовного начала.

6. Из каждого исторического времени, из каждого учительского воззрения и опыта можно и нужно брать лучшее, проверенное по нравственным началам.

7. Воспитание является полным, всеобъемлющим, только если оно дополняется самовоспитанием – и воспитуемого, и самого воспитателя.

8. Плодотворное воспитание невозможно без любви воспитателя к Богу, к своему делу, к своим подопечным, к своей Родине.

Литература

  • Орлов Б.А. Интервью с А.Б. Чубайсом // Морская газета, ноябрь 2004. С. 3.
  • Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени // Сочинения. – СПб.: Наука, 1996. 379 с.
  • Дубовская О.Ф. Любовь по-русски. – СПб.: Русина, 2007. 205 с.
  • Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. – М.: Москва, –1997. 592 с.
  • Снычёв, И.М., митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Державное строительство // Митрополит Иоанн. Одоление смуты – СПб.: Царское Дело, 1996. С. 34.
  • Поздняков, Н.И. Механизм информационных эпидемий и национальная политика // Русское слово. Сб. тр. богосл. отд. ПАНИ. – СПб.: ПАНИ, 2008. С. 93– 00.
  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.: Московский Патриархат, – 2000.
  • Базарный В.Ф. Школа возрождения или школа вырождения. – М.: Осознание, Самотека, 2012. 255 с.
  • Раш К.Б. Небываемое бывает. – М.: Военное издательство, 1990. 238 с.
  • Половинкин А.И. Грядущий подъём России. – М.: Международная Академия исследований будущего, 2008. 108 с.
  • Жуковский, В.А. План учения Его Императорского Высочества, Государя Великого Князя Наследника Цесаревича Александра Николаевича // В.А. Жуковский. Полн. собр. соч. В 12 т. Т. 9. – СПб., 1902. С. 135-147.
  • Ильин, И.А. Путь духовного обновления // И.А. Ильин. Грядущая Россия. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. 608 с.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить