Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Горбунов Геннадий Федорович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологи,

Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург  

Окладникова Елена Алексеевна, доктор исторических наук, профессор, кафедра социологии,

Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург    

 

 

«Образование-2030»: цели, методы и технологии разработчиков модели будущего российского образования

 

Аннотация: В статье рассматриваются цели, методы и технологии разработок будущей модели российского образования, начиная с 2012 года.

Ключевые слова: модели российского образования, цифровизация, «Образование -2030», «Форсайт-2035»

2020 год был объявлен ВОЗ годом пандемии COVID-19. Также было объявлено, что пандемия спровоцировала многие глобальные проблемы (социальные, экономические, а также активизацию протестных движений и экономическую рецессии). В сфере образования это был год реализации на практики проекта цифровизации образования в мировых масштабах. Не вдаваясь в анализ критики негативных аспектов или описания прогрессивных сторон онлайн образования всех уровней (от начального до высшего), укажем, что цифровизация мировой системы образования – это важная часть нескольких программных документов-проектов будущего российского образования, таких, как «Форсайт-2035» [4] и  «Образование-2030»[10].

Цель статьи: осуществить содержательный анализ целей форсайт- поектов «Образование-2030» и «Форсайт-2035» как форсайт-технологии экспертного проектирования будущего российского образования.

 Форсайт-проекты, в частности, проект «Образование-2030», как известно, является коммерческим бизнес-проектом в сфере образования [3]. Как и любой другой бизнес-форсайт, он предполагает определение приоритетов, установление сетевого взаимодействия учащихся и преподавателей, а также формирование консенсусного видения достижения поставленных целей проектировщиками модели будущего образования России.  Иными словами, форсайт в сфере образования – это интеллектуальная технология экспертного проектирования будущего, предвидения будущего, управления этим будущим и его маршрутизация. Начиная с 2010 года однотипные проекты реформирования образования, как на глобальном, так и на региональном (Россия) уровнях возникали один за другим. Инициатором этой проектной работы был Евросоюз, заказчиками – чиновники-«евробюрократы», а исполнителями в России стали структуры, приближенные к политическому руководству страны (АСИ, Сбербанк, МГУШ «Сколково», ВШЭ). Хотя работа по заказу неформальных бюрократических структур Европарламента велась под эгидой Всемирного банка, исполнителями проекта были люди, которые называют себя специалистами в области IT-технологий и менеджмента. Это не удивляет, т.к.  в начале второго десятилетия XXI века власть в глобальных элитах плавно перетекает от финансового лобби к цифровикам (специалистам в области IT-технологий).

Форсайт – это технология долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного, ответственного образа будущего в сфере образования. Форсайты как технология включают следующие этапы: обдумывание будущего, споры о будущем, создание образов будущего, определение возможного будущего, проработку стратегий его достижения и выбор тактик. При этом образование определяется как рынок одной из сфер платных услуг широкого профиля (от пренатального образования до пожизненного дополнительного образования и переквалификаций человека в течении всей жизни). Люди, задействованные на этом рынке услуг – это игроки, и,  прежде всего, ТНК. ТНК будут формировать в форме «банков» вторую группу игроков на рынке образовательных услуг ˗ талантливых молодых профессионалов-учащихся. Они образуют единое целое в качестве потребителей образовательных услуг,  вместе с учителями, выступающими в статусе наставников, среди которых преобладают электронные тьютеры и гуру. Третья группа игроков – это родители, которые разделяются на «сознательных», т.е. сторонников дистанционного образования и «не сознательных», т. е. те, кто сопротивляется процессу цифровизации образования.

Форсайт-проекты будущего российского образования предполагают работу с проектами будущего методами экспертных оценок стратегических направлений в области экономики, менеджмента и IT-технологий. Цель разработок экспертов в процессе реформирования образования ˗ кардинальное переформатирование геополитических центров силы всего мира: уничтожение института государственности по всему миру, переход власти к ТНК, сдвиги в области социальных отношении.  Поэтому, форсайт-проекты российского образования — это не прогнозы. Это инструменты конкуренции финансистов и цифровиков за будущее. Причинами, которые вызвали к жизни необходимость создания серий однотипных документов, наиболее ярким из которых стали форсайт-проекты «Образование-2030» и  «Форсайт-2035» следующие: 1)становление нового технологического уклада, 2) кризис традиционной семьи и традиционной модели детства, 3) утрата формальным образованием монополии на обучение и социализацию молодежи, 4) разрушение российского культурного канона, 5) девальвация традиционных культурных кодов. Возникновению однотипных проектов реформы российской системы образования мы обязаны деятельности неформальных структур Европарламента (евробюрократии), которые занимаются регулированием энергетики, торфообразованием, проектами ответственного отношения к животным и т.п. Не секрет, что на экспертных оценках, оценивающих работу этих проектов в разных страна, основана практика рейтингования мировых держав. России, по мнению, комиссаров Европарламента, отводится в этом рейтинге место страны третьего мира. Источник проектирования документов форсайт-проекта образования в России, как и множества других регулятивных документов в области социальной и экономической деятельности нашей страны уже давно находится в неформальных структурах Европарламента. Поток документов из этих неформальных структур с начала 2000-х направлялся в Министерство экономического развития и Министерство образования. Это были форсайты разработок в области IT-технологий, промышленности, энергетики, нанотехнологий, а с 2006 года – форсайт-проекты «Детство», «Форсайт высшей школы России-2030» [9], «Современная цифровая образовательная среда в РФ»[7]. Начиная с 2010 года, перевод документов на русский язык для Министерства образования осуществлялся во ВШЭ. Минюст сотни таких бумаг отклонял. Тем не менее, многие документы, изготовленные неформальными структурами при Европарламенте (например, те, что стимулировали бюрократический террор в школах и вузах, а также введение компетенций, написанных как под копирку, вводились в ФОГС 3+, а затем и в каждую рабочую программу, правила аккредитации вузов, которые менялись несколько раз в процессе аккредитации и т.п.).  В результате, спустя пять лет, стало понятно, что депрессивные инструменты реформирования российского образования долго работать не будут. Поэтому на площадке Министерства образования возникли проектные группы на аутсорсинге. Один из таких коллективов, в который вошли эксперты из АСИ, Сколково, Сбербанка, Всемирного банка, ВШЭ, возглавляемый П. Лукшей (выпускником экономической магистратуры ВШЭ, профессором МШУ «Сколково») и Д. Песковым (IT-специалистом)  занялся пиаром форсайт-проектов российского образования в формате «Форсайт-флотов» и «Форсайт-кэмпов». Организация этих «кэмпов» и «флотов» осуществлялась на основе опроса экспертов, среди которых были региональные и федеральные чиновники, банкиры, экономисты, IT-специалисты, менеджеры разных типов.  Тем не менее, среди экспертов не было педагогов, специалистов по теории и практике образования (например, директоров школ, вузовских профессоров, ученых-теоретиков в области педагогики или социологии образования). Этих экспертов, включая представителей Министерства образования, десятки раз за прошедшие годы собирали на лайнерах, которые совершали круизы по Волге или на турбазах («кэмпах»). Это были мобильные площадки, где П. Лукша и Д. Песков готовили приватизацию управления ресурсами российского образования, т.е. адаптацию глобалистской повестки к российским условиям.

Чтение документов, заложивших принципы реформы образования в России: «Будущее образования: глобальная повестка»[3], «Образование для сложного общества»[5], «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Образование-2030» заставляет задуматься на следующими вопросам.

Почему агенты глобалистской повестки из «Сколково», Сбербанка и их зарубежные партнёры занялись проблемой глобальной реформы образования? В 2006 году «Сколково» создавалось как проект международного бизнеса по переформатированию российской «элиты». Стратегию проекта реформации российского образования писала международная консалтинговая компания McRinsly. Инвестором «Сколково» в этот период была дочерняя компания Сбербанка «Тройка-диалог». Проект «Сколково» продвигался тогдашним министром экономического развития Г.О. Грефом. П. Лукша был не только одним из создателей форсайт-проектов российского образования, но и сооснователем Российской группы Нейронет Нейронет ˗ это проект DARPA Министерства обороны США, IBM и Macrosoft). Эти аффилированные со «Сколково» мировые глобалисткие структуры действуют против любой национальной государственности. Продвигаемые ими проекты реформы российского образования, составной часть которого являются «Форсайт-2035» и «Образование-2030», встроены в имперскую программу создания единого контура управления человечеством, который не предусматривает никаких государственных автономий, национально-культурных и идеологических суверенитетов. Разрушить эти суверенитеты может только всеобщая мировая угроза. Объявленная ВОЗ всемирная пандемия COVID˗19 идеально подошла для этих целей. Реакция россиян на пандемию, которую описал в интервью ТАСС глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров, обескуражила журналистов, «заточенных» на продвижение в СМИ и соцсетях положительного имиджа Министерства экономического развития и Министерства образования и науки.

Каковы основные идеи форсайта «Образование – 2030»? Принцип № 1 – люди рассматриваются создателями форсайта российского образования как биообъекты, владельцами которых станут «людиардеры». Биообъекты ˗ это легко управляемые, имеющие когнитивные навыки, пригодные для развития по заданной заказчиком (производственными, торгово-промышленными и другими типами ТНК) «карьерной траектории» школьники и студенты. Пакет документов, который продвигает форсайт всемирного образования, проходит процесс принятия всеми государствами. Цель этих документов – отменить сами государства: финансовые корпорации будут править миром, организовывая структуру общества будущего.

Принцы № 2 – трансгуманистический матричный характер новой модели образования, управление которым будет осуществлять мега-продвинутый ИИ (онлайн учитель для каждого отдельного человека на протяжении всей его жизни, включая пренатальный период). Управление будет осуществляться на основе «цифрового следа» и «цифрового двойника» человека по технологии, получившей название «Алмазный букварь». Алмазный букварь – это реализация встраивания в мозг человека связей с компьютерной программой, которая, в свою очередь, окажется связанной со множеством других программ, образующих нейросеть. В итоге человек рассматривается как биоматериал, ценность которого рассчитывается, так же как ценность любого капитала: из суммы затраченных на его «производство» материальных ресурсов. Работы по прямому взаимодействию компьютерных программ с мозгом человека продолжаются в рамках китайских проектов по «выращиванию суперменов» и «позитивной евгенике».

Принцип № 3 – цифровые новаторские технологии образовательных практик. Создатели форсайта «Образование-2030» в области реформирования педагогических технологий значительно опередили такие новаторские педагогические технологии, как виртуально-распределенное обучение (ВРО). Технология ВРО, по мысли создателей, ученых-исследователей РГУП им. АИ. Герцена (О.В. Окулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Е.С. Заир-Бек), предполагает организацию мегаклассов, в которых будут объединены дети сельских и городских школ из разных уголков России с помощью дистанционных форм образования. Технология предполагает: разработку нового типа учебного процесса, проектно-группового блока, выездного блока, очную форму обучения, отборочный блок (обучение в стационарном интернате одарённых детей по профилям лицея). Форсайт «Образование 2030» имеет «Карту образования будущего, в которой прописаны следующие рекомендации: 1) инициация на основе цифровых платформ «программ развивающей беременности, так называемый университет в утробе матери в процессе пренатального развития плода; 2) химические препараты, повышающие когнитивные способности детей, для улучшения когнитивных способностей и общей перцепции детей «утробного университета» и дошкольного возраста; 3) имплантация гаджетов и технических устройств в различные части тела детей с помощью нанороботов; 4) «онлайн диспансеризация»: регулярная онлайн психофизическая подборка индивидуальной траектории для учащихся;  5) Алмазный букварь – постоянный обновляемый Искусственным Интеллектом (ИИ) учебный материал для учащегося. Этот букварь будет с помощью виртуальных тьютеров «планировать для учащегося набор образовательных и развивающих воздействий. Цель Алмазного букваря ˗ перевести ученика из текущего «образовательного состояния» в потребное; 6) моделирование морально-этических принципов учащихся онлайн в формате игр с вечными ценностями. В ходе онлайн обучающих игр будут модулироваться морально-этические принципы, продвигаться вечные ценности семьи, добра и т.п. В прошлое уйдут жесткие игры «детей, воспитанных с помощью iPad»; 7) непрерывное образование детей и взрослых, объединенных в единую игровую сеть; 8) оценка результатов профессиональных достижений с помощью компьютерных игр; 9) талантливые ученики будут рассматриваться как объекты инвестирования. Так появиться новый финансовый инструмент ˗ «человеческие фьючерсы». Результатом внедрения таких технологий станет : 1) смерть человека эпохи Возрождения; 2) как следствие развития сервисов автоподбора отомрет необходимость в письменных текстах, книгах, научных статьях, журналах; 3) люди утратят способность излагать свои мысли в устной коммуникации; 4) людей повсеместно заменять роботы, т.к. в архитектуре  программного обеспечения будет «заложена развивающая учащихся парадигма» и т.п.

Почему стоит сегодня обратить внимание на информацию, изложенную выше, и не отмахиваться от текстов проектов образования будущего, написанных представителями АСИ, ВШЭ, Сколково и Сбербанка как фантастических и конспирологических? Чтение текстов бизнес форсайт-проектов будущего российского образования, как у педагогов, так и у журналистов, родителей школьников и студентов вызывает удивление, сомнение и неприятие. У большинства читателей, не приближенных к власти или Сбербанку, возникает вопрос: а не робот ли сочинял эти тексты, особенно «Форайт-2035»? Приведем несколько идей, опровергающих такие соображения.

1)  Согласно теории фазового перехода, начиная с 1995-ого года, процесс технологического прогресса человечества резко ускорился, особенно в мегаполисах. На протяжении жизни одного поколения произошел переход от ручного труда к машинному производству и робототехнике; от стационарного телефона к мобильному, от письма рукой пером к ноутбуку и сервисам автоподбора (Т9). Ускорение технологического прогресса продолжается. Так почему же мы думаем, что такие реперные идеи дорожной карты бизнес форсайт-проекта «Образование 2030», как замена педагога-репродуктора виртуальным аватаром, тьюрером, работой которого будет руководить ИИ, человеческие фьючерсы, игровые образовательные технологии и игры с вечными ценностями, «образовательная диспансеризация» учащихся всех возрастов ˗ это фантастика или конспирология? Как показала пандемия COVID-19 ˗ цифровизация сферы образовательных услуг уже даже не наше завтра. Это уже наше сегодняшняя реальность.

2) Сведение образования к услуге и его монетизация в XXI веке в России. Глобальные проекты образования будущего создаются на аутсорсинге неформальными структурами Европарламента руками наёмных экспертов. Работа этих экспертов, также как и работа экспертов Римского клуба[8],  разрабатывающих форсайт-проекты глобального развития  для ООН,  была проплачена Ротшильдами. Идея представить человека как ресурс (описанная в терминах теории «человеческого капитала») не нова [2].  XXI век ознаменовался идеей монетизации не только человеческого ресурса, но всей сферы услуг, в которую было включено российское образование. Не удивительно, что экономисты, менеджеры, IT-специалисты со свойственным им форматом мышления легко заменяют в этих проектах понятие «ценность» понятием «стоимость».

3) Проблема профессионализма современного экспертного сообщества.  Скептики сегодня предъявляют много вопросов к понятию «экспертное сообщество». Не секрет, что в современной фармакологии экспертное сообщество формируется заинтересованными производителями лекарств, которые проплачивают выгодные им не только научные исследования медицинских препаратов, но и проплачивают  продвижение их  результатов в рейтинговых журналах.  Организация работы по продвижению «Форсайта-2035»[3] и «Образование-2030»[5] осуществляется по аналогичной схеме: путём модных пиар-акций на турбазах и речных круизах, куда приглашаются для знакомства с проектами глобального образования представители федеральной и региональной элит и чиновники, т.е. люди власть предержащие, но не имеющие никакого отношения к  педагогической работе в школе или вузе. На этих пиар-акциях именно для этой категории лиц эксперты-создатели проектов российского образования будущего, большая часть которых зарубежные граждане, оглашают суть своих идей. 

4) Вызывает  недоумение обилие противоречий, которые содержатся в положениях проектных документов: 1) цель предоставить человеку большие возможности для самореализации, саморазвития, самоуправления вплоть до предоставления школьникам самим формировать свой учебные маршрут vs установки сканирующих жизненный путь людей программ, собирающих «пренатальные  большие данные»[1] по методу обратной биологической связи с ребенком ещё в утробе матери; 2) создание совершенного, здорового, образованного, свободного человека  vs установки в тело ребёнка минидатчиков, которые постоянно будут отслеживать параметры его тела: от физиологических до моральных установок и идей, а также принудительное улучшение его когнитивных способностей с помощью фармакологии (химических препаратов); 3) создание свободного человека  vs постоянной «образовательной диспансеризации», «Алмазного букваря»[1], который аннигилирует все педагогические технологии прошлого и кардинально изменит рынок труда (исчезнут учителя в школе и профессора в вузе), замена оффлайн уроков в школе на онлайн (заметим, что уже сегодня в большинств школ установлена дорастающие электронные доски, которые  не используется, притом, что в школах катастрофически не хватает учителей-предметников); 4) технологии ЗУН vs тотальных образовательных игр и воспитательных «игр с вечными ценностями»[1].

5) Странным представляется язык документа, лексика которого представляет, перефразируя литературного классика, помесь «английского с нижегородским».  Так как документ написан на русском, адекватного русского перевода требуют такие выражения, как «образовательная диспансеризация», «тьютер» «потребное состояние ученика» [1], «Т9-зация» [1], «новые дислеканты»[1], «форсайт-флот» [1]и др. Но этот перевод отсуствут.

6) Вызывают недоумение цели форсайт-проектов будущего российского образования, выстроенные иерархически: 1) уничтожение любых государственных образований; 2) глубокое социальное расслоение общества; 3) выделение  класса «людеардеров» и людей в пространстве постоянного (от пренатального  и до гробовой доски) процесса образования, финансовыми регуляторами которого являются  «людардеры»; 4) разделение образования всех уровней на  онлайн (дистанционное) дешевое и оффлайн ˗ очень дорогое, доступное только элитарным слоям глобального общества; 5)   управление образовательным процессом человека с пренатального периода до его смерти искусственным интеллектом; 6) смерть книги, науки, письменной культуры и человека эпохи Возрождения  и становление диктатуры «sapience button unum» (лат.) или «человека одной кнопки».

Сказанное выше привело нас к следующим заключительным соображениям:

  • Форсайты как технология «работы» с социальным будущим, включающая такие методики как формирование образов будущего, создание «дорожных карт образования», постановку целей реформирования образования, стратегирование и др. – весьма полезное изобретение социальной философии.
  • Проектные документы российского образования («Образование -2030», «Форсайт -2035» и др.) при всей их фантастичности, «корявости» языка изложения, смысловых противоречиях и целевой ориентации на глобальное порабощение людей в интересах нового класса людеардеров, настораживают тем, что они уже стали нашей повседневностью. Высшая школа уже работает по ФОГРС 3+, переписав программы всех учебных курсов на основе не ЗУНов, а компетенций; дистанционное образование прописывается как норма в документах Минобразования и Министерства Просвещения, несмотря на массовые протесты родителей и учащихся; в университетах, включая РГПУ им.А.И. Герцена, проводятся многочасовые турниры по компьютерным играм; школьников и студентов почти невозможно отвлечь от телефонов и гаджетов на уроках и лекциях.
  • При всей внешней позитивной риторике, форсайты российского образования ˗ это антиутопии. Образование рассматривается авторами проектов как постоянно востребованная услуга, доходы от которой огромны, но они пока ещё не полностью освоены глобалистами как денежный и человеческий ресурс. Обманчивость этой позитивной риторики заставляет вспомнить призыв чешского антифашиста Юлиуса Фучука: «Люди, я любил вас, будьте бдительны!»[11].

Литература:

 

  • Ответы Минобразования на вопросы депутатов Государственной Думы. В частности, о форсайт-проекте «Образование-2030» // https://annatubten.livejournal.com/299299.html
  • Сизов Е. Форсайт исследования системы образования в России//Экономика образования, № 2, 2015, с. 74.
  • Фучик Ю. Репортаж с петлей на шее [Текст] / Юлиус Фучик ; Пер. с чешск. Т. Аксель и В. Чешихиной. - Москва : Правда, 1947. - 79 с