Проблема соотношения «цифромерности» и «человекомерности» экономики в наступившую эпоху великого эволюционного перелома, как эпоху перехода человечества к ноосферному развититю
(Посвящается 160-летию со дня рождения В.И.Вернадского)
Тезисы доклада 29 ноября 2023 года на VI Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты цифровизации российской экономики», состоявшейся в городе Ярославль (29 – 30 ноября 2023 года, Секция 1 «Цифровая трансформация российской экономики как фактор повышения национальной конкурентоспособности»; организаторы – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Ярославский государственный технический университет).
Вместо эпиграфа
Из интервью «Отца Кибернетики» Норберта Винера для журнала «Юнайтед Стейтс Ньюс энд Уорлд Рипорт»
24 февраля 1964 года.
«Вопрос. Существует ли тенденция программирования [ядерной войны]
Ответ. Тенденция в этом направлении существует, и эта глупость верхов меня поражает. Автомат обладает свойством, которым некогда наделяли магию. Он может дать вам то, что вы просите, но не скажет вам, чего просить.
Мы слышали речи, что нам нужно создать машинные системы, которые скажут вам, когда нажать кнопку. Но нам нужны системы, которые скажут нам, что случится, если мы будем нажимать кнопку в самых разных обстоятельствах, и – главное – скажут нам, когда не нажимать кнопку!
Вопрос. Как Вы думаете, возможно ли для машин объявить войну и обречь человечество?
Ответ. Если мы позволим им. Разумеется, они не объявят войны, если мы заранее не настроим их на это.
Вопрос. Д-р Винер, не изменяет ли человек окружающую среду свыше своей способности приспосабливаться к ней?
Ответ. Это вопрос №1. Человек, несомненно, изменяет её чрезвычайно сильно, а делает ли он это свыше своей способности, мы узнаем довольно скоро. Или не узнаем – нас больше не будет».
Тезис первый
Одно из фундаментальных противоречий современной эпохи состоит в том, что стремительно развивающаяся «цифровизация» экономики, управления, процессов в обществе как социальной системы в мире происходит одновременно со стремительно развивающимися процессами, уже более 30 лет, первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Фактически рыночно-капиталистическая система превратилась в систему глобального экологического самоуничтожения. Природа, т.е. Биосфера и Планета Земля как суперорганизмы, обладающие собственной гомеостатикой, де-факто, в форме процессов Глобальной Экологической Катастрофы, поставила Экологические Пределы глобальному капитализму, мировому рынку, системе частной капиталистической собственности, экономическому колониализму, которые предстают, начиная со второй половины ХХ-го века, как система глобального империализма мировой финансовой капиталократии.
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома предстает одновременно и как Эпоха экологической агонии системы глобального империализма, Эпоха Экологического Краха рынка, капитализма и либерализма. Война Запада против России на Украине, определение «мозговым центром» империализма США России как своего глобального противника, имеет своей целью расчленение России, установку своей власти над её природными ресурсами с одновременным уничтожением русского народа как «скрепа» и государственного (исторического) «строителя» российской цивилизации.
Тезис второй
Законом устойчивости капитализма, тем более империализма, как системы, является закон расчеловечивания человека, растущего отчуждения его от своей сущности и от природы в целом. Это расчеловечивание человека особенно активно происходит последние 30 лет, на фоне одновременных процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, в странах «метрополии» системы глобального империализма – США, Великобритании, Франции, Германии, в целом – в странах Европы. Это – и катастрофа института семьи, и ЛГБТ-движение, и построение цифро-машинных моделей переделки человека, и принятие общественным сознанием на Западе мультигендерности человека, за которым скрывается полное пренебрежение «биологической природой человека» и законами эволюции жизни на Земле, и т.п., включая идеологии «пост-модернизма» и «транс-гуманизма».
Наблюдаем мы рыночногенное расчеловечивание человека и в «рыночной России». По данным С.А.Михеева, озвученным «за круглым столом» у В.Р.Соловьева на телевидении, Россия заняла по числу абортов – 450 тысяч абортов в год, т.е. 450 тысяч убийств детей в утробе матери, – первое место в мире.
Проблема капиталистического отчуждения человека была раскрыта в трудах Маркса и Энгельса. Но спустя 150 лет она приобрела катастрофический характер. И цифровизация рыночно-капиталистической экономики, отношений между гражданами и государством, государственными учреждениями, в том числе цифровизация, и вслед за этим – алгоритмизация, «внутренних миров» людей и их мышления только увеличивает фундаментальное противоречие между человеком и природой, усиливает неадекватность качества человека действующему императиву его экологического выживания в XXI веке, т.е. является фактором ускорения экологической гибели человечества (вполне возможно, особенно по ряду признаков процессов эндоэкологического отравления, до середины XXI века) в XXI веке.
Тезис третий
Главное, если рассуждать о необходимых атрибутах экономики XXI века в логике стратегии экологического выживания человечества в XXI веке, – это переход к управляемой, человекомерной (планово-рыночной на переходном этапе), ноосферной экономике, которая могла бы стать одним из «базисов» научного управления социоприродной эволюцией.
В этом контексте необходимо осознать, что «развитая экономика» давно уже, более полувека назад, стала интеллектоёмкой, наукоёмкой и образованиеёмкой, и требует в этом своем качестве упразднения частной собственности и управления экономическим развитием на долгосрочных горизонтах. А это означает, что на «повестку дня» историей поставлен переход общества не столько в состояние «цифрового общества», сколько в состояние «научно-образовательного общества».
Концепция научно-образовательного общества разработана автором и входит в им же разработанную научно-мировоззренческую систему «Ноосферизм». Научно-образовательное общество есть такое общество, в котором наука не только выступает производительной общественной силой, но и основой научного управления социоприродной эволюцией, а образование является «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства, воспроизводства экономики и общества.
За этим стоит выполнение закона устойчивого развития такого общества (антипода закону устойчивости капитализма, а вернее – системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии со страной своего базирования в США, затем в Британии) – закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.
Почему именно так встал вопрос стратегии выживания перед человечеством в XXI веке?
Потому что «вход» человечества в эпоху глобального экологического кризиса именно в ХХ веке, а не ранее, связан со скачком в энергетической мощи воздействия мирового хозяйства (мировой экономики, и соответственно – мирового рынка) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля в среднем на 7-мь порядков, т.е. в 10-ть миллионов раз.
Следует вспомнить слова К.Маркса: культура, которая развивается стихийно (а закон равновесия спроса и предложения на рынке – один из законов стихийности развития), оставляет после себя пустыню.
Вся история человечества, начиная с неолитической революции, состоялась как «стихийная история», т.е. история, которая потребляет негэнтропию, производимую Биосферой, и производящая энтропию («пустыню» по Марксу), – состоялась именно как малоэнергетическая стихийная история.
«Вход» человечества в состояние глобального экологического кризиса в середине ХХ-го века, и затем – в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы к концу этого века, «просигналил» о том, что, на фоне скачка в энергетике мирохозяйственного воздействия человечества на Природу, темпы производства им энтропии приблизилось к темпам производства негэнтропии Биосферой как Мегасистемой Жизни на Земле (законы Э.Бауэра – В.И.Вернадского).
За проявившейся несовместимостью стихийных регуляторов развития – рынка, частной собственности, всей рыночно-капиталистической системы хозяйствования на Земле, – и большой энергетики, которой стало владеть человечество, скрывается открытый автором закон интеллектно-информационно-энергетического баланса. Этот закон формулируется автором так:
- чем больше по энергетической мощи воздействие со стороны хозяйства социальной системы (общества, человечества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и Планеты Земля как суперорганизмов, тем с большим лагом упреждения должно быть обеспечено прогнозирование (предвидение) возможных негативных экологических последствий, и соответственно – с не меньшим лагом упреждения научное управление социоприродной (Социо-Биосферной) эволюцией со стороны интеллекта (общественного интеллекта) этой системы.
Что это означает? – Это означает, что наступили Экологические Пределы (обозначенные самим фактом вхождения человечества в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, «старт» которой на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ-го века дала первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы) не только «мировому капитализму» и «мировому рынку», но и всей Стихийной истории как таковой.
Этот вывод автора косвенно подкрепляется рядом положений, имеющих характер прогноза, сформулированных рядом ученых США и Европы. Так, например, американский экономист-эколог Б.Коммонер в книге «Замыкающийся круг» в начале 70-х годов ХХ века вынес вердикт: технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу. Затем осенью 1991 года в Докладе Мировому банку, написанном группой ученых во главе Р.Гудлендом, Г.Дейли и С.Эль-Серафи, прозвучало предупреждение человечеству: в заполненной земной экологической нише, которую занимает человечество, рыночный механизм развития экономики исчерпала себя.
Императив перехода от «предыстории», т.е. «стихийной истории», к «подлинной истории», которую автор трактует как «управляемую историю», который сформулировал К.Маркс, связывая «подлинную историю» с коммунизмом, – теперь снова встал перед человечеством, но уже как «императив», предъявленный Человечеству Природой в форме императива выживаемости. Но при этом «подлинная» или «управляемая» история обретает ноосферный масштаб, т.е. может реализована в будущем только как научно-управляемая социоприродная эволюция.
И в этом контексте достижения в области компьютерной математики, программного обеспечения, так называемой «цифровизации», обретают истинную онтологическую базу, получают истинный «простор» своей реализации и становятся одним из механизмов выживания человечества, именно в логике перехода человечества к ноосферной парадигме истории, именно как научно-управляемой Социо-Биосферной эволюции (с соблюдением требований законов-ограничений, отражающих действие гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля).
Четвертый тезис
Существует определение коммунизма, данное Карлом Марксом в «Философских и экономических рукописях» (воспроизводится автором по памяти): «Коммунизм есть упразднение частной собственности… и благодаря этому подлинное присвоение сущности человека человеком и для человека… и на этой основе действительное разрешение противоречия между человеком и природой». Это определение коммунизма Маркса является развитием поставленной им же проблемы подлинной эмансипации человека как его освобождения от культа денег (от превращения «денег» в своего «бога») и от торгашества, которую он сформулировал в своей статье «К еврейскому вопросу», написанной им осенью 1843 года, 180 лет назад (еще один юбилей), и изданной в 1844 году.
Иными словами, постановка проблемы человекомерности экономики, социально-экономического развития, человекомерности «цифровизации», которая является предметом обсуждения и анализа нашей конференции, – это и есть постановка проблемы «запуска» процессов «очеловечивания» истории, экономики, политики, всех социальных институтов. В XXI веке решение этой проблемы «очеловечивания» приобретает характер Ноосферной человеческой революции.
Но здесь мы сталкиваемся с драматической ситуацией, в которой «прячутся» даже элементы трагедии. За всей Стихийной историей человечества, охватывающей около 100 – 120 веков, и соответственно около 500 – 800 поколений людей, прячется инерция жизни людей и народов, пронизанной только заботами о собственном выживании, эксплуатации себе подобных и эксплуатации природы, в том числе в логике войн, грабежа и насилия (по ряду данных за последние 5000 лет было проведено около 4557 войн). И вот этой Стихийной истории, которая обладает колоссальной инерцией, Природа поставила к концу ХХ-го века Предел.
В этом контексте Русский Прорыв человечества к социализму в форме Великой Октябрьской социалистической революции (автор предложил её назвать, по аналогии с Великой Французской революцией, Великой Русской Социалистической Революцией) в 1917 году был одновременно – Прорывом к новой, невиданной, парадигме истории – к истории управляемой, что и было реализовано в СССР, особенно в «эпоху Сталина». Французский писатель Анри Барбюс в книге «Сталин», написанной по впечатлениям от его посещения СССР в начале 30-х годов, прямо указал, что плановая социалистическая экономика в СССР породила феномен «управляемой экономики» и управляемого социально-экономического развития страны.
В.Ю.Катасонов в книге «Экономика Сталина», изданной в России в 2014 году, в каком-то смысле, повторяя оценки А.Барбюса, подчеркнул, что социалистическая плановая экономика, именно как «экономика Сталина», т.е. антизатратная, бесприбыльная, на базе критерия понижения технологической себестоимости, могла существовать при наличии «высших надэкономических целей», где экономика выступает лишь механизмом их достижения. И далее он поставил вопрос о необходимости возрождения «экономики Сталина» в современной России, но с постановкой новых «высших надэкономических целей», поскольку «рынок» ведет Россию к гибели. Кстати, последний вывод В.Ю.Катасонова согласуется с теоретическими выводами автора, данными им в 2013 году в монографии «Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика».
Здесь следует несколько слов сказать о России, поскольку этот императив Катасонова сочетается с вышеизложенным ноосферным императивом и императивом Победы России в войне с Западом, которая идет в форме СВО на Украине, и приобрела глобально-онтологическое, и прогностическое, содержание.
Россия – евразийская, общинная, самая холодная (на её территории среднегодовая температура в среднем «-5,50С»), и поэтому – с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства экономики и общества (т.е. с самыми большими энергозатратами на воспроизводство жизни общества по природно-климатическим условиям), и поэтому – с доминирующей ролью закона кооперации, цивилизация. Она поэтому есть единственная в мире полиэтническая кооперация – кооперация около 200 народов, народностей, этносов, этногрупп во главе с русским нардом. Она есть центр устойчивости или неустойчивости мира, «цивилизация Правды», миротворящая цивилизация, «исторический предиктор». Определение её как «исторического предиктора», по автору, означает, что крупные исторические события, в ней происходящие, указывают на направление хода истории человечества.
Именно поэтому Россия:
- первой совершила Социалистический Прорыв в истории человечества и превратилась в первую в мире социалистическую державу и социалистическую кооперацию народов России – Союз Советских Социалистических Республик;
- первой совершила Космический Прорыв человечества, запустив из СССР 12 апреля 1961 года в ближайший космос в полет вокруг Земли Юрия Алексеевича Гагарина;
- первый предложила миру совершить Ноосферный Прорыв в форме разработанного В.И.Вернадским учения о переходе Биосферы в Ноосферу, на базе развития которого («вернадскианской революции» в научном мировоззрении по Н.Полунину и Ж.Гриневальду) в России сложилась Русская Ноосферная Научная Школа мирового уровня.
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома снова поставила на «повестку дня» переход теперь уже всего человечество к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, к завершению той Социалистической человеческой революции, которая происходила в СССР, но оказалась незавершенной.
Кстати, о необходимости «человеческой революции», как базовом условии решения экологических проблем на Земле, писал еще в 70-х годах ХХ-го века в книге «Человеческие качества» первый директор Римского Клуба А.Печчеи. Правда, он не осознавал и не понимал, что капитализм и рынок и его императив «человеческой революции» – несовместимы друг с другом.
И одна из причин крушения СССР, наряду, конечно, с информационной, ценностной войной, которую вели США, и в целом «Запад», против СССР, были «обуржуазивание» сознания советских людей, культ «западных шмоток», искушение потребительским мещанством.
Но теперь в XXI веке завершение «человеческой революции», т.е. реализация императива возвышения человеческого разума на уровень ноосферного разума – или, другими словами, на уровень «Разума-для-Биосферы, Земли, Космоса» – требует стратегия выживания человечества на Земле.
Вот почему Эпоха Великого Эволюционного Перелома предстает как «Роды Действительного Разума» и «Роды Действительного Человечества», преодолевающие сложившееся рыночно-товарное, капиталистические отчуждение человека от своей сущности, от природы и от своего ноосферного призвания.
И возглавить этот Ноосферный Прорыв человечества снова призвана Россия, как «кооперационная цивилизация». В мире на фоне процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы установилась «диктатура лимитов природы». Вместе с Концом Стихийной истории пришел Конец доминированию Закона Конкуренции и Рынка. Переход к управляемой социоприродной эволюции – таким образом, означает и одновременной переход к доминирующей роли Закона Кооперации, к планетарной кооперации народов-этносов, к Ноосферному Союзу Цивилизаций, к Миру без Войн и Насилия.
Следует помнить, что Социалистический Прорыв из России в 1917 году был ознаменован Декретом о мире, написанным В.И.Лениным и провозглашенным впервые в мире советским государством.
А теперь этого требует Природа, действующий императив экологического выживания человечества. Одна из работ автора, опубликованная недавно, называется «Природа против Капитала и Рынка».
Пятый тезис
Итак, преодоление товарно-рыночного отчуждения человека от своей сущности, от самого себя и от своего, ноосферного призвания, т.е. эмансипация человека, о которой размышлял К.Маркс 180 лет назад в статье «К еврейском вопросу», но уже – как ноосферная эмансипация человека, с одновременным его переходом к ноосферно-социалистической организации воспроизводства общества и экономики, – поставлена «на повестку дня» XXI века, как вопрос: «Продолжения бытия человека на Земле и во Вселенной, или его экологической гибели в «плену рыночно-капиталистических иллюзий, культа эгоизма, наслаждений, погони за прибылью и богатством для себя?».
Н.А.Бердяев еще в 1918 году заметил: «корыстный интерес таит в себе безумие». «Цифровизация» «корыстного, экологически безумного мира» только усиливает это безумие и ускоряет процесс экологической гибели. «Безумная» «цифровизация» бьет по интеллекту человека, формирует «фрагментарный ум», не способный к сосредоточенности, обобщению знаний, к управлению сложными системами.
И это происходит на фоне, когда коллективный Разум человечества столкнулся с «Барьером Сложности», с необходимостью ноосферно-парадигмальной революции в науке, в образовании, в культуре. Н.Н.Моисеев на эту потребность еще в конце 90-х годов отреагировал монографией «Расставание с простотой».
А «цифровизация», как она поставлена в мире и в России, – есть упрощение самого человеческого интеллекта, подмена сложности реального мира, в котором живет человек, «виртуальным», «простым», «оцифрованным миром».
За этим скрывается пренебрежение, а иногда игнорирование, законами эволюции. Автором разработана новая ноосферная парадигма универсального эволюционизма, объединяющая в себе дарвиновскую (автор – Ч.Дарвин), кропоткинскую (автор – П.А.Кропоткин) и берговскую (автор – Л.С.Берг) парадигмы. Для краткости эту парадигму автор обозначил термином «ноо-космо-номогенез».
В соответствии с ноо-космо-номогенезом любая прогрессивная эволюция, сопровождающаяся ростом сложности эволюционирующих систем, подчиняется действию двух метазаконов: (1) метазакону Сдвига от доминанты закона конкуренции и механизма естественного отбора – к доминанте закона кооперации и механизма интеллекта (как опережающей обратной связи); и (2) метазакону Интеллектуализации или «Оразумления» эволюции.
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома и есть Эпоха перехода человечества к Истории на базе Закона Кооперации и общественного интеллекта (коллективного управляющего разума), т.е. Эпоха рождения в нем «ноосферного Разума».
Это надо осознать.
Человекомерность истории преобразуется в ноосферную человекомерность.
«Естественный интеллект», который «прячется» в человеке, появился на Земле, в Биосфере эволюционно, вследствие действия метазакона «оразумления» прогрессивной эволюции, в данном случае – «оразумления» эволюции Биосферы, и затем – социальной эволюции человечества.
«Искусственный интеллект», создаваемый «естественным интеллектом» человека проективно, никогда «не возвысится в своем качестве» до интеллекта своего создателя – «естественного интеллекта» Человека, созданного эволюционно. Здесь работает эволюционный запрет, который не понимают те, кто занимается цифровизацией и построением «мифов-фантазий» об искусственном интеллекте и о будущей замене «искусственным интеллектом» интеллекта своего творца.
«Цифровизация», как частная материализация математических алгоритмов и моделей, открытых «левополушарной частью» интеллекта человека, призвана повысить эффективность именно работы этой «части» и соответственно – эффективность управления.
Но её нельзя фетишизировать. Фетишизация «цифровизации» и «искусственного интеллекта» ведет к усилению отчуждения человека и соответственно – к росту его экологического конфликта с миром, в том числе и к «цифро-антропогенному коллапсу». Уже человечество оказалось, по автору, в состоянии Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры, т.е. «запаздывает» в своем осознании и адекватной реакции на процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы на 25 – 50 лет. И в эту Глобальную Интеллектуальную Черную Дыру внесла свой вклад и «цифровизация», как форма «цифрового» отчуждения интеллекта человека от своей сущности и своего призвания. «Язык цифр» («язык количества») «беден». Как «язык», созданный проективно, никогда не поднимется на уровень богатства «языка слов», т.е. вербального языка, появившегося эволюционно, в процессе антропогенеза.
Проблема осознания ограниченности возможностей цифровизации, возрождение отечественной научной школы «гибридного интеллекта», срочное восстановление эргономики, изучающей взаимодействие психики, интеллекта человека с компьютером, с дисплеем, с «миром цифровых языков» и в целом с «виртуальным миром», – ведущая проблема в комплексной проблеме «очеловечивания» цифровизации и цифрового мира.
Есть еще одна проблема в стратегии тотальной цифровизации российского общества, которой «обуяны» некоторые «недалекие умы» в государственной системе управления. Это – национальная безопасность. Цифровая бюрократизация «всего и вся» служит «почвой» для роста «рисков» использования в «цифро-информационной войне» империализма США против России именно через «кражу» со стороны США этой «цифровой информации» и передачи её на свои боевые спутники для корректировки применения систем «точечного поражения».
В случае входа мировой войны в «фазу ядерной войны» одним из первых объектов массового поражения (через применение электромагнитных излучений – ЭМИ) будет система дистанционной коммуникации, компьютеры, электросети, радиосети, дистанционная мобильная связь. Поэтому необходимо содержать в резерве систему «бумажного управления» и обучать управляющие кадры этому.
Требуется глубокая проработка этого вопроса.
В заключение повторю важнейший императив для современного этапа развития России: главной целью образовательной политики России должно стать становление в ней научно-образовательного общества и резкий поворот к повышению качества фундаментального образования, к подготовке кадров ноосферной формации, в том числе – и управляющих ноосферной формации.
В России уже развернулась ноосферная революция в науке и образовании. На «повестка дня» – грядущий ноосферно-ориентированной синтез науки и власти!
Проблема соотношения «цифромерности» и «человекомерности» российской экономики, думаю, ясна. Она вытекает из изложенных автором 5-и тезисов.
Доклад посвящается 160-летию великого гения человечества Владимира Ивановича Вернадского, которым ознаменовался уходящий в прошлое истории 2023-й год.
Субетто Александр Иванович: профессор Кафедры общественных наук Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор Кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества, автор более 1500 научных и публицистических работ, в том числе более 450 книг.