Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Из  летописи  советского  музыкального  искусства                  

композитор Богданов – Березовский

Блокадный композитор Богданов – Березовский

В  Ленинграде  на  Каменноостровском  проспекте  дом  1-3,  начиная  с  довоенных  30-х  годов  ХХ  века,  жил  известный  композитор  и  музыкальный  деятель,  блокадник,  близкий  друг,  соратник    молодости  народного  артиста  СССР,  автора  7-й  Ленинградской  симфонии  выдающегося  советского  композитора,  Героя  Социалистического  Труда  Дмитрия  Шостаковича  и  народного  артиста  РСФСР  композитора  Бориса  Арапова,  профессор  Ленинградской  государственной  консерватории  им.  Н.А.  Римского – Корсакова,  заслуженный  деятель  искусств  РСФСР  Валериан  Михайлович  Богданов – Березовский.  В  этом  году  исполнилось  бы  120  лет  со  дня  его  рождения.

Композитор  родился  4  июля  1903  года  близ  Санкт-Петербурга  в  деревне  Старожиловка  (где  находится  нынешний  жилой  микрорайон  Парголово)  в  семье  известного  петербургского  врача,  лейб-медика  двора  Михаила  Валериановича  Богданова – Березовского.  С  1919  года  учился  в  Петроградской  консерватории  по  классу   композиции  и  фортепьяно у  профессоров  М.О. Штейнберга, С.М. Ляпунова  и  В.В. Щербачева.  На  формирование  музыканта  оказали  влияние  А.Н.  Скрябин,  Л.В.  Николаев,  Б.В.  Асафьев  и  другие  известные  русские  композиторы.

С  большим  желанием,   деятельно  участвовал  в  музыкальной  жизни  Ленинграда  20-30-х  годов,  с  1929  года – член  Союза  композиторов,  в  1941 – 1944  годах  председатель  правления  Ленинградского  отделения  Союза  композиторов  СССР,  которое  проводило  работу  по  оказанию  помощи членам  Союза  в  период  блокады,  помогло  спасти  в  самые  трудные  дни  января  и  февраля  1942  года  многих  музыкантов.   В  годы  войны  Богдановы – Березовские  потеряли  почти  всех  своих  близких,  много  друзей  и  коллег.  Война  изломала  судьбы  поколений,  но  сила  духа  и  мужество  помогли  выжить  ленинградцам  и  дожить  до  Великой  Победы  над  фашизмом !

В  квартире  композитора  № 18  часто  бывали  известные  деятели  искусства  композиторы   Шапорин  Ю.А.,  Щербачев  В.В.,  Х.С.  Кушнарев,,  Г.Н.  Попов,  М.Ф.  Гнесин,  историк  П.Е.  Щеголев,  музыкальный  критик  И.И.  Соллертинский,  кинорежиссер  А.В.  Ивановский  и  многие  другие.  Верным  помощником  и  соратником  композитора  была  его  супруга  Анна  Агафоновна.   

В  консерватории  Валериан  Михайлович    близко  познакомился  и  тесно  общался  с  молодым  Дмитрием  Шостаковичем.  В  блокадном  Ленинграде,  в  доме  на  Петроградской  стороне  (угол  Большой  Пушкарской  и  Кронверской  улицы)  в  квартире   Шостаковича  он  был  одним  из  первых  слушателей  и  свидетелей  рождения  героической  7-й  симфонии.  Награжден  медалью  «За  оборону  Ленинграда».

В   газете  «Известия»  от  10  апреля  1943  № 84  года  композитор  в    публикации  «Композиторы  Ленинграда»  с  глубоким  переживанием  и  верой  в  Победу говорит:  «Музыка,  созданная  за  время  Великой  Отечественной  войны  в  Ленинграде,  является  одним  из  самых  верных  и  неопровержимых  показателей  духовной  силы  ленинградцев,  живым  свидетельством  того,  что  осажденный  в  течение  больше  чем  полутора  лет,  непрерывно  обстреливаемый,  бомбардируемый  с  воздуха  бессмертный  город  Ленина  жив  и  продолжает  жить  напряженной,  разносторонней  и  полной  созидательной,  творческой  жизнью !».

В  журнале  «Советская  музыка»  № 5-6  за  1946  год  (стр.  44-52),  Валериан  Михайлович,   с  объективным  даром  предвиденья  в  будущее,  так  пишет  о  ленинградской  блокаде:  «Особое  место  в  симфоническом  творчестве  ленинградских  композиторов  занимает  тема  Ленинграда.  И  это,  конечно,  естественно – как  для  тех  кто  жил  и  работал  в  осажденном  городе – крепости,  так  и  временно  оторванных  от  него,  преданных  ему,  любящих  его  ленинградцев.  Тема  Ленинграда  возникает  в  различных  аспектах -  от  конкретной  зарисовки  бытового  эпизода  до  символического  обобщения;  в  различных  жанрах – от  небольшой  увертюры  до  монументальной  симфонии.  Хочется  подчеркнуть  огромное  место,  которое  занимает  эта  тема  в  творческом  воображении  ленинградских  композиторов,  хочется  подчеркнуть  вдохновляющую  роль  образов  героической  эпопеи  нашего  города  и  ту  особую  взыскательность  к  морально – этической  стороне,  к  идейной  основе  содержания  произведения…  Тема  Ленинграда  останется  вечной.  Она  будет  жить  в  творчестве  ленинградских  композиторов  и,  чем  дальше,  тем  сильнее: все  увеличивающаяся  дистанция  времени,  отделяющая  нас  от  непосредственной  близости  к  дням  блокады,  будет  способствовать   более  широкому   охвату   событий,   более   глубокому  проникновению  в  их  сущность !»  

Композитор,  как   защитник  страны,  труженик  и  свидетель  тех  суровых  дней,  главным  в  творчестве  видел  и  стремился  показать  подвиг  ленинградцев,  заслуженное  звание  Город – Герой,  самую  дорогую  для  блокадников  награду -  медаль  «За  оборону  Ленинграда»,   а  не  безвольные,  сломленные,  замученные   и  пострадавшие  так  называемые  «жертвы  блокады»,  как  в  постсоветский  период  некоторые  известные  уважаемые  писатели  и  ведущие  траурных  мероприятий  по  возложению  венков  в  памятные  даты,  называли  жителей  блокадного  Ленинграда,  не  увидев  принципиальную  разницу  этих  понятий,  обобщая   и  навязывая  обществу   только   имевшие  место  негативные  явления  того  времени.  В  нашей  благодарной  памяти  навсегда  останется   Подвиг  героических  защитников,  тружеников  и  детей  блокадного  Ленинграда !   

В  1940 – 1941  и  1945-1949  годах  В.М. Богданов - Березовский преподавал  в  Ленинградской  консерватории  курс  истории  русской  и  советской  музыки. Был  ведущим  музыкальным  критиком,  автор  более  250  статей  в  советских  газетах  и  журналах  об  искусстве.  Кандидат  искусствоведения.  После  войны он передал  руководство  Ленинградским  отделением  Союза  композиторов  народному  артисту  СССР,  Герою  Социалистического  Труда  блокаднику  В.П.  Соловьеву – Седому  и  остался  работать в  отделении  заместителем  председателя.

В  1945 – 1948  годах  профессор  Богданов - Березовский  работал  заместителем  Художественного  руководителя  Государственного  академического  театра  оперы  и  балета  им.  С.М.  Кирова.  С  1951  по  1962  годы  -  заведующий  репертуарной  частью  Ленинградского  Малого  театра  оперы  и  балета.  В  1969-1971  годах  -  главный  редактор  Ленинградского  отделения  издательства  «Советский  композитор».  Одновременно,  Валериан  Михайлович  все  годы  писал  вдохновенную  музыку -  более   100  произведений,  в  том  числе:  2  симфонии,  3  оперы,  3  балета,  два  концерта  для  фортепиано  и  скрипки  с  оркестром,   9  оркестровых  сочинений,  12 – камерно – инструментальных,  7  вокальных – для  голоса  и  фортепиано,  музыка  к  трем  кинофильмам,  к  спектаклю  «Попутный  ветер»  совместно   с  И.О.  Дунаевским  и  другие  произведения.  Богдановым – Березовским  написано   11   книг  о  балете,  20  книг  о  музыке,  29  статей.  Среди  сочинений,  оперы  «Граница»  и  «Ленинградцы»,   о  мужестве  бойцов  Красной  Армии  и  ленинградцах,   написанные   в   блокадном   городе   в   1941  и  1943  годах.  Из  под  его  пера  вышли  великолепные  книги  о  балетном  искусстве  и  выдающейся  балерине  современности   народной  артистке  СССР,  дважды  Герое  Социалистического  Труда,  лауреате  Ленинской  премии  и  четырех  Сталинских  премий   Галине  Сергеевне  Улановой,  с  которой  он  был  знаком  еще  по  работе  в  довоенном  Ленинграде.

Авторские  концерты  Богданова – Березовского  проходили  в  Ленинграде  с  1925  года.  Среди  музыкантов,  исполнявших  его  музыку  и  хорошо  знакомых  с  автором,  были:  выдающиеся  дирижеры,  народные  артисты  Е.А.  Мравинский,   А.В. Гаук,  А.К. Янсонс,  Г.А.  Дониях,  Э.А.  Серов, И.И.  Блажков,  а  также  народные  и  заслуженные  артисты:  пианисты -  В.В.  Софроницкий,   М.В.  Юдина,  А.Д.  Каменский,  И.М.  Ремзин,  инструменталисты – М.Л. Ростропович,  Ю.М. Крамаров,  В.И. Шер,  Г.В.  Баринова,  дуэт  А.А.  Лазько  и  Ю.А.  Фалик,  вокалисты – Н.П.  Рождественская,  И.А.  Нечаев,   О.А.  Кашеварова,  А.А.   Халилеева.  

Музыкальный  руководитель  проекта «Ленинградцы.  900  дней  во  имя  жизни»   Санкт-Петербургской  государственной  филармонии им.  Дмитрия  Шостаковича  (2014  год)  российский  дирижер Евгений  Волков  в  программе  спектакля – концерта  говорит:  «Валериан  Богданов – Березовский – человек,  который  в  блокаду  был  председателем  Союза  композиторов  Ленинграда.  Он,  кроме  творчества,  взял  на  себя  обязанность  помогать  своим  коллегам.  Он  не  только  много  написал,  но  и  спас  много  жизней.  Дневник  Богданова – Березовского – потрясающее  свидетельство  мужества  и  духовной  силы  человека.  В  блокаду  он  создал  уникальное  произведение – оперу  «Ленинградцы» - эта  опера  не  о  прошлом,  а  о  настоящем,  опера-дневник!»

Мы  гордимся  тем,  что  такие  замечательные  настоящие  люди,  преданные  Великому  городу  и  России  жили  и  живут   на  исторической  Петроградской  стороне,  вдохновляют  наших  современников,  молодых  людей,  воинов  на  труд,  подвиг  и  служение  Отечеству !

 

Я  никогда  героем  не  была.

Не  жаждала  ни  славы,  ни  награды.

Дыша  одним  дыханьем  с  Ленинградом,

Я  не  геройствовала,  а  жила ! 

                                                                                            

Сестра  моя,  товарищ,  друг  и  брат:

Ведь  это  мы,  крещенные  блокадой.

Нас  вместе  называют – Ленинград;

И  шар  земной  гордиться  Ленинградом!

(Ольга  Берггольц,  1942 год)                                                                                          

Геннадий  Горбунов,

профессор  ПАНИ 

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить