Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экранное  насилие  и  психопатология

В  прошлом  году    в  «Литературной  газете» (2021, №20, май) была  опубликована  моя  статья  «В фильме  содержатся  сцены…  Кино  как  стимул  насилия  и  психопатологии»,  которая  была  высоко  оценена    читателями.  В  ней  анализировались  российские  кино  и телевизионные  фильмы  и  сериалы,  содержащие  и  стимулирующие   проявления  насилия  и  жестокости,  в  том  числе  проблема так  называемых   расстрелов  в  учебных  заведениях .  Особенно нашумевшие  и принесшие  многочисленные  жертвы произошли  в  Керчи  в  октябре 2018 г.  и  в Казани  в  мае  2021 г., после  чего  я  и  написал  свою  статью.  Как  известно, эти  российские  трагедии  продолжали   ужасную  традицию  убийства   учащимися  других учеников  и  учителей  в  американских  школах,  начало  которым  было  положено  в  1999  году  в  школе  «Колумбайн».  Я  обращал  внимание  на  возросшую  российскую  кино-продукцию,  посвященную  деятельности  всевозможных  убийц, маньяков  и  садистов,  становящуюся  на экранах  всё  более  изощренной  и натуралистичной,   писал  о  экспериментально  доказанном  негативном  воздействии  подобных   фильмов,  прежде  всего,  на  детей,  подростков  и  молодежь,  о  фактах  их  подражания  увиденному,  осознанное  и  неосознанное.  

Увы,  ни  министр  культуры,  к  которой  я  обращался  в  своей  статье,  ни  другие  казалось  бы  заинтересованные  лица  (руководители  образования  и  педагоги,  представители  полиции  и  юристы,  коллеги-психологи  и  психиатры,  наконец,  сознательные  и  ответственные  кинематографисты)  не  откликнулись  на  мою  статью.  Всех  интересовали  только проблемы  охраны  школ,  привлечения  к  этому  полиции  и росгвардии,  ограждений  и  металлдетекторов.  Однако,  уже  в  сентябре того  же  2021 г. произошел  расстрел  по  тому же сценарию в  Пермском  госуниверситете  с  убитыми  и  ранеными  студентами,  преподавателями  и  охранником,  учиненный  18-летним студентом  первого курса  юридического факультета  того  же  университета.  Прекратил  это побоище  мужественный  младший  лейтенант  ДПС.  Показательно,  что  оставшийся  в живых  убийца  был  признан  вменяемым.  И снова  были  горячие  дебаты об  усилении     охраны  учебных  заведений… 

 

И  вот  ровно  год  спустя,  27  сентября  этого  2022  года,  новый  расстрел  в  школе №88, теперь  г. Ижевска.  Убито  17  человек,  из них  11 детей ( в  том  числе  мальчик  и  девочка  семи  лет),  а  также  учителя  и  охранники,  ещё  многие  ранены.  Охранники были пожилыми  и  безоружными (закон  не  позволяет  им  серьезно  вооружаться).  На сей  раз  убийца  был   не  юнец,  а  34-летний  мужчина, когда-то  выпускник этой  школы, вооруженный  двумя  пистолетами, переделанными  для  настоящих  патронов. В данном  случае  была  явная  психопатология   -  он  состоял  на  учете  в  психиатрическом  диспансере  (диагноз  -  «вялотекущая  шизофрения»). Однако  суть явления  остается  всё  той  же: подражательное  воспроизведение   экстремального    поведения  убийц  вплоть  до  одежды,  которое  было  увидено  в  кинофильме  об  убийстве  в  «Колумбайн»  или  в  множестве  других  американских,  а теперь  уже  и  российских  фильмах  и  сериалах,  а  также  в патологически  кровавых  клипах  рэперов  вроде  Оксимирона  и  Элджея,  где  звучат  призывы  к  уничтожению  «биомусора».  Поэтому  в  Ижевске  всё  идет  по  тому  же  образцу   и  кончается  типовым  самоубийством  стрелка-убийцы  и  его  предсмертной  электронной  запиской  о  ненависти  к  людям.  И снова  учителя  и  безоружные  немолодые   охранники  проявляют  героизм,  защищая   своих  учеников  и  гибнут…

А   что  демонстрировалось  на  наших  экранах  в  эти  почти  полтора  года  после  моей  статьи, в  которой  анализировались  тогдашние  фильмы  и  сериалы,  где  убийцы-маньяки  вдруг  стали  «героями  времени»?   До  начала   СВО  («Специальной  военной  операции») 24 февраля  этого  года,  в  репертуаре  телевидения  и  кино  практически  ничего  не  менялось.  По-прежнему  преобладали  американские  фильмы  и  отечественные  сериалы  с  криминальным  содержанием,  изобилующие  всяческим  насилием  и  непристойностями.  Так, уже  более 15 лет продолжается  «детективный»        отечественный  сериал  «След» (количество  серий  которого  перевалило  за  2750 !),   неизменно  изо  дня  в  день  повествующий  об  убийствах   с  психопатологическим  уклоном, о  серийных  убийцах  и  маньяках.  Создателем  сериала  называют  Константина  Эрнста, его  авторы  за  образец  взяли  американский  сериал «CSI: Место преступления», в  2007-2011 гг.  сериал  выходил  на  1-ом  канале,  с  2011 -  на  5-ом. Особенно  меня  поразила  сцена,  когда  я  однажды  наугад  включил  телевизор:  папаша  с  юным  сыном   истязали  заголенную  девушку  и  сынок   с  нетерпеньем  просил  дать  ему  сделать  надрез  на    теле  несчастной.  Я  интуитивно  тут  же  выключил  телевизор.  Однако,  «След»  жив  и сейчас.  И в  программе  ТВ  можно   прочесть  подобные  сюжеты:  «В лесу  обнаруживают  труп  девушки, прикованной  цепями  к  странной  конструкции»…  «В школе-интернате  одного  из  воспитанников  находят  погибшим  в  пищеварочном  котле»»…    «Воронов  за  деньги  обучал  всех  желающих  правильно  убивать  и  вскрывать  людей»… А ведь  среди  сценаристов  этого  бесконечного  ужастика  порядка  пятнадцати  дам.  И  несколько,  начиная  с  самой  главной  роли,  постоянных  персонажей-женщин.  Как  они  мирятся  с  этой  психопатологией  столько  лет?  Впрочем, отметим,  что  в  российских  фильмах  и  сериалах   в  последнее  время  дамы-следователи  уже  явно  вытесняют  мужчин  ( «Анна-детектив», «Ищейка», «Тайны  следствия», «Мама-детектив», «Метод-2», «Морозова», «Тайны  госпожи  Кирсановой», «Частный детектив  Татьяна  Иванова», «Ваша  честь», «Следователь  Горчакова»  и  т.д.).

Первый  канал  до  24  февраля  продолжил  свою  «сагу»  о  маньяках  («Метод» и «Метод-2») сериалом  «Хрустальный» (показан  в январе-феврале  2022 г.)по  сценарию  Олега Маловичко, который  был  сценаристом  и  в предыдущих   «Методах».  Главным  героем  сериала  является  московский  следователь  Сергей  Смирнов,  один  из  лучших  «охотников  на  маньяков» (артист Антон Васильев, ставший  известным  после  криминального  сериала «Невский»).   Так  как  Смирнов  вырос  именно  в  этом  провинциальном городке  «Хрустальный»,  он  погружается   в   противоречивую  и  болезненную  систему  отношений  со своими бывшими  друзьями  и врагами.  В  результате  мы  имеем  одаренного  профессионала-невротика, постоянно  стимулирующего   себя  никотином  и  алкоголем, типичного  «героя»  современного  российского  кинематографа  («Левиафан», «Географ  глобус  пропил», «Метод»  и  др.).  Положительным   персонажем  кроме  Смирнова  в  сериале  выступает  только  местная  проститутка,  подруга  его  детства.  После  сложных  и  душераздирающих   розысков  следователь  обнаруживает   «безобидного»  сумасшедшего-педофила,  создавшего  в заброшенной шахте  «кукольный  детсад»,  в  котором  утишает  себя  игрой  в  куклы.  А  живые  дети  в  городке  продолжают  исчезать.  Однако   в  конце  концов  ценой  всяческих  жертв,  вплоть  до  убийства  начальника  полиции города,  настоящий  маньяк-педофил  обнаружен  и  оказывается  … уважаемым пожилым  местным  педагогом! ?    О,  бедные  современные  педагоги!  Характерны  отзывы  о  сериале  в  интернете: «Атмосферная  чернуха, оставляющая  тяжелый  осадок после  просмотра», «Весьма  жуткий  сериал о маньяке  педофиле»,  «Нуар  по-русски»,  «Вот  уж   где  жесть!»…  Закономерно,  что  исполнитель  главной  роли  отказался  от   съемок  в  продолжении  сериала,  сославшись  на  нервное истощение.

И  в  суровое,  требующее  особенной  ответственности  и  здравомыслия  военное  время, наступившее  после  24  февраля,  психопатологическая  чернушная  тематика  продолжает  демонстрироваться  на  первом  канале .  Безусловно, замечательно,  что  самое  продолжительное  время  ныне  на  канале  занимают  постоянные  передачи  «Информационный  канал»  и  «Большая  игра»,  посвященное   международной  политике  и  военной  операции  на  Украине. Но в  выходные  дни  вечером  насилие, жестокость, психопатология  продолжают  своё  воплощение   на  экране  Первого  канала.  Сериалы  «Молчание», «Мосгаз»,«Миссия «Аметист»,«Заключение», «Ваша  честь»,  «Отчим»  и т. п. идут  на  фоне  военной  операции  на  Украине.  Особенно   гнетущее  впечатление  производит  сериал  «Ваша  честь»   -  очередная  «адаптация»  российскими  постановщиками  ещё  одного  израильского  сериала  и  его  американской версии  (был  показан  на  Первом  канале  в  мае  2022 г.).Ужасные  натуралистические  сцены  изнасилования   и   последующего  самоубийства  жены  главного  героя,  сожжение  живьем,  дробление  кисти  руки  и  брызги  крови  убиваемых,  вопиющий   аморализм  преступников  и  охранителей  закона…  Возникает  закономерный  вопрос:  зачем  руководители  1-го  главного  канала  отечественного  телевидения  это  делают?   И  собираются  ли  они  заняться  настоящим   духовно-нравственным   «импортозамещением»  в  киноискусстве?  Впрочем,  целый  ряд  вроде  бы  российских  телевизионных  каналов    остаётся  американизированным   во  время  нашей гибридной  войны  с  США .  Эти  телеканалы  продолжают  демонстрировать   фильмы  США,  прежде  всего  о  американских  суперменах-победителях.  Достаточно  заглянуть  в  телевизионную  программу,  чтобы  убедиться.  Вот  СТС  («100-процентно  развлекательный»)  состоит  практически  из одних  американских  фильмов.  То  же  самое  «ТВ-З»  («мистический»),  «Кино  ТВ»  и  «ТВ 1000»  -  вообще  ничего  кроме  фильмов  США.  Канал «Ю»  уже  несколько  лет  демонстрирует  американский  сериал  «Мыслить  как  преступник»,  а  канал «CINEMA  -  только  американское  и  европейское  кино.  Каналы  «ПЯТНИЦА» и  «СУББОТА», а  также « РЕН  ТВ» явно предпочитают  американские  фильмы.  Кроме  первого,  аж  ещё  в 1989 г.,  появившегося  общероссийского  коммерческого  канала «2х2»,  где  демонстрируются  преимущественно  американские  мультипликационные  фильмы  для взрослых,  теперь  в  программе  ТВ  можно  увидеть  репертуар  сплошь  фильмов  США  на  каналах  «TV 1000 ACTION», «FOX”,  «SCI-FI», «BLACK»,  «RED».

На  наших  каналах сейчас  зачем-то  вновь  демонстрируют  фильмы  о  американском  супермене  Рембо  «Первая  кровь»  и  «Последняя  кровь»,  причем  в  последнем  фильме  сцены  жестокости  и  насилия  просто  зашкаливают.  Опять  показывают  российский  вариант  американской  «Первой  крови»  -  «Кремень» и  нечто  психопатологическое   -  «Кремень. Освобождение»,  где  смакуется  некий   конкурс  «российских»  убийц!?  Вместо  того,  чтобы  снимать  фильмы  о  реальных  российских  героях-воинах  нам  опять  и  опять   навязывают  подражания  западной  психопатологической   продукции  о  серийных  убийцах  и  маньяках,  где   действуют  извращенцы  и  предатели,  с  которыми  с  трудом   справляются   наши  силовики.  Настоятель  московского  храма  Св. Николая  в Пыжах  протоиерей Александр  Шергунов  (член  Союза писателей России) назвал   подобные   чернушные  произведения  «преступление  искусством», а  православный   телеканал  «Спас»  показывает   только  фильмы,  снятые  в  атеистическом  СССР,  а  не    в  современной  России.  По  той  простой причине,  что  советские  кинофильмы  оказались  более  духовными  и  нравственными,  не  говоря  о  соблюдении  элементарной  человечности  и  этики,  по  сравнению  с  современными  российскими  фильмами.

 В  прошлом  году  вышла  новая  редакция  «Стратегии  национальной  безопасности  Российской  Федерации», подписанная  Президентом  (Указ № 400  от  2.07.2021),  где  предельно  ясно  выражены  наши  ценности  (патриотизм,  гражданственность,   высокие  нравственные  идеалы, крепкая  семья,  созидательный труд,  милосердие,  справедливость,  коллективизм, взаимопомощь,  историческая  память  и  преемственность  поколений,  единство  народов  России  и др.).  Там  же  говорится  о  недопущении  распространения  продукции  экстремального  содержания,  пропаганды  насилия.  Не  пора  ли  теперь  в  условиях  военного  времени и российскому   киноискусству   и  телевидению  прозреть  и  выполнять  положения  Стратегии  национальной  безопасности  Российской  федерации..

Семёнов  В.Е., доктор  психологических  наук

Семёнов  В.Е., доктор  психологических  наук, 

профессор, заслуженный  деятель  науки  России, 

действительный член Петровской  академии наук и  искусств

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить