Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Возрожденческие мотивы в романе В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр»

Рецензия на новый роман В. А. Иванова-Таганского "Неубитый театр"

 

Иванов-Таганский, Первый Вице-президент, руководитель Московского отделения ПАНИ, лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов.
Секретарь правления Союза писателей России, Ответственный секретарь по связям с общественностью РОО МГО СП России. 
Заслуженный артист России, драматург, режиссёр.
 

 

Роман В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр», атмосферное произведение, посвященное известнейшему Московскому драматическому театру (драмы и комедии) на Таганке. Автор задался работой колоссальной сложности: воссоздать ценностные ориентиры самого театра заданные Мейерхольдом, Таировым, Вахтанговым, напомнить об основателях, руководителях, режиссерах, актерах и даже тех обслуживающих работниках, благодаря которым театр был и остается на слуху и в памяти огромной зрительской аудитории.

 

Это непросто «Записки о театре на Таганке» как скромно заявил о своем детище В.А. Иванов-Таганский – это демонстрация истории целой эпохи поколений изумительно талантливых людей, вынужденных выкручиваться в тоталитарной системе с заданными целями. Иначе, автор с ювелирной точностью прорисовывает события нескольких десятилетий театральной жизни, подкрепляя их фактами, датами, именами и местом действия. Как отметил доктор искусствоведческих наук Г. Добыш: «Автор использует помимо литературных, еще и театрально-художественные инструменты». И правильно, т.к. роман В.А. Иванова-Таганского – это книга о театре, воспоминания о пережитом личном прошлом вместе с теми, о ком пишет.

В.А. Иванов-Таганский в романе «Неубитый театр» прямо указывает на невыносимость той действительности, в которой живет гений, вынужденный торговать» своим талантом ради куска хлеба. Люди науки и творчества не должны отвлекаться на тривиальные потребности жития, унижающие их личность: «Золотухин продавал плоды своего литературного труда. Около него толпились зрители, и кое-кто из них с радостью приобретал его произведения. Самойлов их уже читал. В них было написано и о нем — «счастливый соперник». Это — о Лаэрте из «Гамлета». Валерий тогда эту роль не сыграл. Говорят, хотел другую, но было препятствие, с которым не мог справиться даже он. Позже вокруг «Гамлета» столько насочиняли, что Самойлов перестал эту небывальщину комментировать.

—      Виктор, привет! — поднялся навстречу Золотухин. Самойлов почувствовал, что худруку неудобно за свое торговое занятие, поэтому они быстро обнялись, обменялись в подарок друг другу книгами и зашли в администраторскую…. Золотухин, проходя мимо столика со своими книгами, торопливо шепнул гардеробщице: «Уберите книги к себе. Потом заберу». В.А.И.-Т.

Г. Добыш в своей статье с досадой отмечает, что автор жесток и чрезмерно точно характеризует реальных героев, что собственно, оскорбляет их почитателей: «Забегая вперед, заметим, что дальновидный и неглупый Борис Евгеньевич с первых бесед понял, на какую роль готовится «порядочными политиками» Любимов в ближайшее десятилетие». В.А.И.-Т. Однако, нелишним будет напомнить, что в свое время честный роман о киноиндустрии американской писательницы Жаклин Сюзанн «Долина кукол!» также вызвал много отрицательных отзывов, что не помешало произведению стать сенсационным и востребованным.

Роман В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» предварил булгаковский «Театральный роман», в котором академический экстерьер (форма) заменил основу-основ – интерьер (содержание). Это своего рода апломб В.А. Иванова-Таганского, использованный для раскрытия психологических и психопатологических аспектов реальных героев. А именно, автор использовал «инъекцию иронии», чтобы объяснить причину сильно расшатанного «дома судеб» - «Театра на Таганке», некогда являвшимся эстетически стоичным обиталищем гениев и талантливых мастеров. Более того, через призму В.А. Иванова-Таганского обнаружились важные и второстепенные критерии развития театра, радостные, печальные события в жизни героев. А также поступки вырождающие совесть и человечность у людей призванных творить и созидать.

В.А. Иванов-Таганский показал, что гении (режиссеры, директора, сценаристы, актеры и пр.), соблазнившись внешне фееричной стороной бытия театра, получают личную сферу проклятия.

Главный герой романа Самойлов олицетворяет самого писателя – это двойник нескольких ролей (герой наблюдатель, комментатор и действующее лицо). Герой - Самойлов пригласил читателя в свободное путешествие в феерический мир театрального закулисья, где читатель столкнулся с откровенно неприкрытой безжалостностью к талантам и непредсказуемой конкуренцией театрального мира. Очарованность триумфом в романе В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» смещается отчаянным наваждением коим является призрак внушенный неведомо тяжелой силой с целью соблазна и обмана разума чувств.

Автор романа осознанно указал на кризис «индивидуалистического сознания» псевдо вершителей, т.к. почувствовал серьезность усиливающихся знамений, устремленных к «размазыванию» индивида, не взирая на их гений. Подчеркнул на незавидный фатум талантов, да и человека в современном мире.

Одновременно роман В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» - вызов, против гаснущего потенциала, подаренного самой природой человеку для самовыражения, —и, решил пошагово воссоздать наиболее вызывающие действия реальных героев: «Любимов увидел подлинную суть этой власти. Если раньше у него была возрастающая с годами настороженность по отношению к ней, то позже, и в немалой степени благодаря собственному опыту во время работы в органах, появилось осознанное и неудержимое отвращение к этой власти. Он поклялся памятью замученного деда и ободранного до нитки отца, что никогда эти «вершители судеб» не увидят его унижения». В.А.И.-Т. И, то что Любимов многого добился благодаря жене Людмиле Целиковской не является секретом. При этом В.А. Иванов-Таганский в своих выводах доходит до крайне болезненных и неожиданно ошеломляющих озвучиваний личных наблюдений за известными деятелями всех сфер страны так или иначе причастных к театру.

Интересна в романе подача психологии поведений героев-советско-российского гражданина в обыденных жизненных коллизиях. Характеристика персонажей В.А. Иванова-Таганского идеально верна, ее сложно оспорить кем-бы то ни было. Обвинять писателя за крайне легкое и «жесткое допущение» основанное на личном духовном опыте, - нелепо.

Автор продемонстрировал сложные межличностные отношения в одном из социальных институтов в котором успех требует «хождений по мукам и головам», конкуренцию, нарциссовую манию величия, а значит, вмешательство в межличностные отношения людей и семей.

Вопросов требующих ответа в произведении много. Однако, как заметил реальный герой романа В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» Вячеслав Михайлович Молотов «На все вопросы не ответил даже Иисус Христос».

Автором в романе прочерчен контраст между творчеством классика Мейерхольда и реалиста Станиславского, который многие режиссеры решили сублимировать и выдать нечто. Подобный культ вольности, характерный дерзкому мировоззрению режиссера Любимова, во второй половине ХХ века приводит к искаженной перцепции действительности, а именно как антагонистичной свободе личности. Самойлов, через образ Любимого показывает, что воля напрямую зависит от постоянного сопротивления требованиям жизни, т.е. собственную свободу приобретают только через триумф судьбы - исключительную победу над всеми, подчинив всех себе (Любимов, Рудаков, Фурцева, Молотов, Губенко, Высоцкий, Насонов, Самойлов, Хмельницкий и А. Васильев, Эрдман и др.).

В романе В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» много пересечений в мире искусств: автор прямо и аллюзивно указывает на тесную связь писателей, актеров, артистов, режиссеров, руководства ведомств и прочих деятелей. И неприятия данного факта убивает театр, искусство, но не гений: «Любимов начал издалека… - Вот, к примеру, Высоцкий... Ему ведь ни в чем не отказывали в театре. Позавидуешь, какой репертуар играет! Просил меня поставить «Гамлета». Так будь добр, работай! Так просто такие роли не даются. Вы пока не Пол Скофилд, голубчик. Занесло вас, Владимир. Написали две-три приличные песни и думаете, что вам все позволено? Можно театру на голову садиться? Нет, не выйдет. Я не потерплю этого.

На последней реплике худрука Высоцкий встал и, не сказав ни слова, быстро зашагал прочь от присутствующих к лестнице, ведущей на выход». В.А.И.-Т.

Данный инцидент воссозданный в романе В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» показывает, что сложно лечить и дисциплинировать «триумфаторов», для данной касты всегда нужны индивидуальные серпантинные вереницы и такт. Грубость и нахрапистые оплеухи чреваты потерей лучших, как показывает В.А. Иванов-Таганский. От Любимого, с сожалением отмечает автор, навсегда ушел Эфрос и многие другие «дети Таганки»: «хороший характерный актер Фоменко, ушел Калягин, ушли Борис Галкин и Рафаэль Клейнер, Володя Насонов ушли многие...».

В романе слышны ноты заката классического театра, что не означает убитость, мы наблюдаем борьбу с невидимыми, но ощутимыми силами света и тьмы возникшие еще в западноевропейском театре начале 30-40-х годов ХХ века.

В романе В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» сообщается об исходе «золотого периода» гуманизма культуры и надвигающемся современном хаосе, неотвратимом душевном озлоблении и затмении разума, порожденном цепью надежд, увлечений и разочарований.

Роман В.А. Иванова-Таганского – это плач о несбывшихся чаяниях, туманно-иронических прорицаниях, проникнутый атмосферой пессимистической философией с надеждой на возрождение. Трагическая экспрессия романа обнаруживается в острых антитезах и нещадно затяжных борениях, необходимых для отсечения лишнего и приобретения нового. На что, собственно, указывает персонаж романа - Яков Михайлович Смоленский: «Мы не привыкли в нашем жанре видеть моноспектакли. Правда, ведь? А жаль! Сегодня мы обязаны искать новые формы, и то, что я увидел в театре, куда меня пригласил Юрий Петрович посмотреть прогон данной работы, говорит о том, что и в нашем традиционном искусстве пришла пора искать новые выразительные средства. Я ничего не буду предварять, никаких эпитетов вы не услышите от меня. Единственно, я хочу сказать несколько слов об артисте, о Викторе Самойлове…Виктор Самойлов — ведущий артист Театра на Таганке. Человек он способный и очень трудолюбивый. С моей точки зрения, этим жанром он владеет профессионально». В.А.И.-Т.

Однако для новых тенденций в драме важна новая среда, воздействующая на судьбу героя, ощутившего себя в конфликте с обществом, и их в романе множество. Герои В.А. Иванова-Таганского – люди принесенные в жертву театральной системы. В реальной среде ведущие актеры позиционируют себя протагонистами, и зачастую выступают чрезмерно своевольно. 

Понятие о среде в новой драме изначально опиралось на эстетический натурализм. Новая драма имела ввиду стороннего наблюдателя – филистера (личность), сопротивляющуюся воздействию извне. Так, герой Самойлов вопреки разноголосым мнениям восстанавливает память о коллегах по цеху. Ибо тема заката, зарожденная внутри театра, открывает завесу к истории «Театра на Таганке».

Наблюдая за развитием данной темы в романе В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр», мы имеем представление об удивительном искусстве театра, его прорицательной атмосфере, экспрессии идей и актуальности мотивов. В романе отражено несколько обновлений театра, воссоздающие все периоды развития тесно связанные с историческими событиями в стране и мире. Автор прав, для жизни театра кроме талантов необходимы зритель, средства и гастроли. Последний аспект важен для возрождения ценностных ориентиров, привлечения к чтению, культуре и искусству широких масс.

В романе В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» использована эклектика и диахронический аспект. Писатель реконструирует историю театра на фоне реальных судеб вершителей, преломивших историю в стране и мире. Сложно, назвать характеристики политиков щадящими, скорее, они честны.

Но, даже им необходимы телевидение, театр, люди искусства и, безусловно СМИ. Им важно, чтобы о них говорили, в каком ключе поначалу было неважно, главное, чтобы говорили и обсуждали.

Автор не обошел стороной события связанные с Чечней и «Норд-Остом», которые напрямую привязаны к театру в целом. Воссоздал резкие реплики по поводу тех событий с чеченским режиссером романтико-трагического репертуара Солцаевым М.М. И здесь очень точны строки автора романа: «Великая страна с её прославленной культурой, как снежный ком, сползала со своего могучего хребта и «таяла» на глазах тех, кто помнил её недосягаемые вершины». В.А.И.-Т.

Тагановцы и их зритель обеспокоены развалом театра заданным руководством страны, которому в тягость умный зритель, о чем знал Ю. Любимов как пишет автор: «Об этом «аннигиляционном механизме» прекрасно знал Юрий Любимов: «Они нашли очень простой способ бороться со мной, - делился он, - они ждали, пока я заканчивал работу, и закрывали спектакль. Вот и все. И даже имели наглость заявить, что «он мало работает, он не выпускает новых спектаклей» — закрывая мне всё». В.А.И.-Т.

В авторских аллюзиях выражена глубокая боль о неприкрытом желании чиновников разрушить один из самых первых видов пластического искусства – театр. Ибо первыми симптомами крушения мира является уход от духовных ценностей, культуры, науки и искусства созидания. Поиск автора: «Когда «протухла вода в таганской кадке»? Была ли на самом деле столь велика вина самого Любимова, чтобы случилось невероятное - актеры, которых он вырастил, воспитал и любил, вытолкнули своего Отца - Мастера из своего дома, на бесстыдное и незаслуженное осмеяние?» В.А.И.-Т., долгий трудоемкий.

Хотя он сам и ответил на все вопросы: «Сейчас Самойлов, отчетливо понимал еще одно немаловажное обстоятельство: чтобы осознать причины крушения Великого театра, следовало разобраться в том, что происходит в стране, увидеть куда эту «птицу-тройку» несет, попробовать заглянуть в будущее, искать выход, спасти самостоянье России, которую Пушкин называл животворящей святыней, без которой «душа— алтарь без Божества». В.А.И.-Т.

Театр, конечно, не убит, ибо как писал Шекспир: «Жизнь - театр, а люди в нем актеры».

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить