Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Музыка и общество
С древних времен музыка была одной из составных частей жизни человека. Это всевозможные обрядовые, культовые песнопения, песни труда и отдыха, поклонения силам природы. Естественно, что и в наше время музыка, исполнители и исполнительство, имеют огромное воспитательное значение для народа.

Вдохновение для людей
Людям нужно не просто искусство, а искусство в самом высоком смысле слова; искусство правдивое, отвечающее запросам и мыслям людей, делающих их чище и добрее, искусство которое вооружает человечество на борьбу за светлые идеалы.


Музыка всегда вдохновляла людей, особенно в сложные моменты жизни. Даже в невероятно тяжелые времена театр был неотьемлемой, органической частицей жизни людского быта. Например, в годы Великой отечественной войны разве искусство не играло огромную объединяющую роль? Разве не поднимался народ с новой яростью на врага? А сколько было дано концертов на передовой нашими артистами?Произведения искусства, которые мы видим в концертных залах, кино, у телеэкранов, всегда сливается с трудом исполнителя. Именно исполнитель всегда стоит у самого устья слияния музыки с массами. Он, как профессионал, дает в зал тот эмоциональный толчок, который, в свою очередь, вызывает у слушателей те, или иные эмоциональные настроения. Атмосфера концертного зала, живого восприятия музыки, всегда эмоционально более насыщено и наполнено, тем проникновеннее его голос вливается в нашу эмоциональную память и заседает там прочно, может быть навсегда. И слыша музыку, знакомую нам в исполнении любимого артиста, уже в другом исполнении, мы всегда сравниваем со своим личным образом. Но музыка, как искусство эмоциональное, всегда находиться в непрерывном обновлении, и именно в этом секрет свежести ее воздействия на сознание человека.Явление коллективного творчества
Всегда, тот или иной композитор, находит своего исполнителя, или последний более ярко находит и раскрывает самого себя. Такие исполнители заканчивают творческий процесс, начатый композитором на концертной эстраде. Писатель и критик Одоевский говорил, что законченная партитура это лишь начало дела. Без талантливого исполнителя невозможно реализовать по-настоящему труд композитора. Только те артисты, которые духовно сблизились с автором, вжились в круг его образов, добавив свою яркую творческую индивидуальность, способны донести до сердца слушателей те чувства, те эмоции, которые пережил сам композитор. Но бывает и наоборот. Талантливые произведения не находят своих исполнителей, придаются забвению, либо умирают под мечом исполнительского непонимания. Невозможно наполнить концертные залы, публичную эстраду истинными любителями музыки, если нет у исполнителя той власти, которая должна зажечь сердца и умы людей. Вкусы публики всегда были и будут строптивы, и это хорошо. То, что замечает один, не может разглядеть и услышать другой. Бывает зачастую так, что талантливый исполнитель не произвел впечатления на слушателей, оставил его равнодушным, либо сумел понравиться, запомнился и затронул. Слушатели почти всегда идут на «своего» исполнителя, потому что именно он отвечает их эмоционально-нравственной ступени художественного развития. Знаменитый пианист-педагог Г.Г.Нейгауз говорил о своем талантливейшем ученике С.Т.Рихтере, что когда он слушает его игру, то внутренне очищается, становится лучше. Один из русских критиков писал: «Публика требует примечательной по блеску и чувству индивидуальности, а не игры обыкновенной, более или менее усовершенствованной, игры чванно называющий себя классической, игры чинной, гладко учтивой. Взволнуй меня, воспламени, увлеки куда хочешь и какими умеешь средствами, я для этого прихожу слушать тебя в концерте».Возвышенное, духовное чувство
Роль музыки в жизни огромна, она не просто звучит, а воспитывает вкусы, пристрастия, душу человека. Невозможно назвать человека всесторонне развитым, чутким, отзывчивым, интеллигентным, если он не понимает искусство в любых его проявлениях. Мудрую мысль сказал Г.Г.Нейгауз: «Музыкальное воспитание, это не есть воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В нашей стране духовному, физическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения уделяют большое место. Наука, искусство, культура и спорт играют важную роль в обществе. Чем выше сознание и культура людей, тем плодотворнее их деятельность в любых сферах трудовой, хозяйственной и общественной жизни.

 

Музыка всегда связана с возвышенными чувствами, но не редко, попадая в недобрые руки становится антинародной, антигуманной, растлевающей и ненужной. В человеческую душу многими путями проникает не только хорошее и доброе, но и мистические, дурные, милитаристские чувства. Важнейшее назначение музыки, как одного из видов искусства, — быть могучим оружием в духовном развитии человечества, оказывать объединяющее и сплачивающее воздействие. Многие люди в разных частях света, жившие в разные эпохи, чувствовали и чувствуют духовную общность между собой. Например, в период второй мировой войны два самолета вылетели из Москвы в противоположные направления, неся два однотипных пакета. Один пакет был доставлен в замерзающий и голодный Ленинград, а другой, через Иран, Африку, Латинскую Америку был доставлен в Нью-Йорк. Лучшим дирижерам была предоставлена честь исполнитьседьмую симфонию Д.Д.Шостаковича. В осажденном, промерзшем, разрушенном Ленинграде, благодаря энтузиазму слушателей и исполнителей, была исполнена эта замечательная музыка. Она несла с собой героику и человеческую сплоченность. Именно она помогла объединить свободолюбивые народы на борьбу с фашизмом. Есть и другие образцы человеческой солидарности, например Девятая симфония великого Людвига ван Бетховена, воочию сплотившая миллионы.

Во власти моды
Музыка может охватить и передать значительно больше мыслей и чувств, чем другие искусства. И поэтому на данном, современном этапе нам не все равно что звучит с концертной эстрады.
Проблема современности в исполнительском искусстве имеет не только общенародное значение, но и большую практическую значимость. Каждые исторические преобразования в жизни общества ведут к необходимости поисков и утверждения в исполнительстве новых эстетических идеалов. Интерес к современному искусству не должен пропасть, и современный репертуар играет в этом плане значительную роль. Культура восприятия современной музыки у нас не везде одинакова, она выше там, где этому уделяют значительное место. Об этом, прежде всего, должны позаботиться филармонические сообщества, лекторы — просветители и исполнители. Были времена и есть, когда авангардные, модернистические, формалистические течения в музыке сами отдалили слушателей от себя. Используя атональную музыку, где нет логики ладовых и гармонических связей, решительно разрывая с эстетическими нормами и традициями классического искусства, они решили диктовать «власть моды», пренебрежение к прошлому, смену вкусов, напрочь забыв о божественной природе искусства, где есть вечная красота, гармония и смысл. Основная тенденция авангардного искусства — разобщенность художника и общества, неспособность к созданию правдивой и искренней картины мира. Модернистский упадок сознания привел идущих по ложному пути композиторов и творческую интеллигенцию к полной бессмыслице, распаду художественной формы и болезненно — уродливым, мертво — рожденным музыкальным «шедеврам», которые никому не нужны. Все это привело к созданию надуманных, искусственных, нежизнеспособных произведений, отделяющих искусство от жизни. Но, это совсем не значит,что надо отказаться от новаторства и доселе небывалых течений в искусстве, совсем нет. Просто, стремясь к новым далям выразительности (например, электронная музыка), художник не должен преобразовывать это в самоцель, стемиться быть оригинальным во что бы то ни стало, вне художественного замысла, приписывая себе лавры «гения — новатора». История доказала, что по-настоящему одаренные люди никогда не отвергают прошлые традиции. Они ощущают себя частью единого целого культурно — исторического пространства в котором они живут и творят. Традиция является для них той творческой опорой, теми знаниями, воспользовавшись которыми, художники будут выполнять возложенные на них функции во имя общего «художественного» замысла творца Вселенной.

Современное искусство 21 века вновь возвращается в атмосферу божественной гармонии, колорита и красоты. Истинное реалистическое искусство всегда служило и служит людям. Оно дает людям надежду, радость и жажду жизни. «Такое познание рождает некоторые простые выводы: никакой «старой» и «новой» музыки нет, но есть хорошая и плохая, высокая и низкая музыка (со всеми промежуточными звеньями)».* Именно так написал Г.Г.Нейгауз в своем замечательном труде «Об искусстве фортепианной игры», который он посвятил проблемам, целям и задачам исполнительского искусства.

Новое поколение композиторов все внимательнее изучает и впитывает в себя наследие прошлого, оно уже не отвергает его. Развивать и продолжать традиции старых мастеров, это не значит отказаться от своего видения в музыке и творческой индивидуальности. Это значит еще более обогатить и наполнить новым смыслом музыку будущего. Вот почему современные композиторы вновь вслушиваются, всматриваются и изучают интонации, образы и стилистику музыки раннего Средневековья, Возрождения, барокко и классицизма, романтизма и советской эпохи, ища в них неисчерпаемый багаж для новых озарений и открытий, приобщая любителей музыки к своему новому искусству и расширяя слушательскую аудиторию.



Н.Н.Конуркина, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Московское отделение),

член Международного Союза Композиторов XXI ВЕК,

член Российского Музыкального Союза

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить