Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

А.И.Субетто

9 сентября 2021 года дорогому для меня человеку, живущему в России – и на Земле в целом, – Юрию Михайловичу Осипову исполняется 80 лет. Возраст как возраст! От какой «точки отсчета» его измерять, да и в какой квалиметрической шкале?

И тем не менее, по сложившимся «культурогемам» у разных народов, этот возраст связывается с началом цикла становления мудрости – мудрости, охватывающей своим внутренним взором мир, вселенную, универсум и осознающей, или приближающейся к осознанию, глубинной сути призвания человека на Земле и, возможно, во всей Вселенной.

 

Юрий Михайлович Осипов в моём определении – Титан Эпохи Русского Возрождения, её третьего цикла – «вернадскианского» или «ноосферно-космического», начавшегося приблизительно где-то на рубеже второго и третьего десятилетий ХХ-го века и продолжающегося до сих пор. И будет он продолжаться, пока не завершится, по моей оценке, Ноосферным Прорывом Человечества из России.

Феномен «Эпоха Русского Возрождения» – детище моей рефлексии над философией истории России, русского народа, Русского Космизма. По моему мнению, Россия – уникальная, евразийская, с самым большим пространством-временем бытия, и самая холодная (а это означает – с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни людей и народов, на её территории проживающих), и поэтому – по-особому уникальная, цивилизация. Причем главным её «скрепом» и созидателем, и «руководящей силой» (если прибегнуть к характеристике русского народа, которую дал ему И.В.Сталин в своём победном тосте 24 июня 1945 года) выступает русский народ. Здесь, в развитии, в ведении хозяйства, особую роль играет закон кооперации, или выражаясь языком знаменитого Тараса Бульбы – героя из одноименного романа Гоголя – «закон товарищества»! Поэтому-то российская цивилизация – общинная, или соборная, или коллективистская, и в этом своем качестве противостоящая индивидуализму и эгоизму «западной цивилизации», согреваемой Гольфстримом, на протяжении всех веков исторического взаимодействия с ней.

Именно в силу этого своего цивилизационного качества история России, начиная с творчества Петра Великого и Михаила Васильевича Ломоносова, и породила Эпоху Русского Возрождения с ноосферно-космическим «вектором» своей устремленности и противостоящей в этом своём качестве Эпохе Западноевропейского Возрождения, «пропевшей» гимн индивидуализму, индивидуальной свободе человека как свободе обогащения и алчности, и породившей капитализм, превратившийся к концу ХХ-го века в глобальный империализм мировой финансовой капиталократии.

Если западная цивилизация, в процессе становления капитализма, поставила в центр устроения общественной жизни принцип Гоббса «человек человеку-волк», то российская цивилизация – принцип любви, принцип «человек человеку – товарищ и брат», и вытекающие из этих принципов такие качества русского человека, русского отношения к миру как «всечеловечность» (по Ф.М.Достоевскому) и «всемирная отзывчивость» (по Вл.Соловьеву).

Владимир Соловьев, наш замечательный, и очень русский, философ, и поэт одновременно, писал:

«Заранее над смертью торжествуя

Я цепь времен любовью одолев,

Подруга вечная, тебя не назову я,

Но ты почуешь трепетный напев…»

В Эпохе Русского Возрождения я выделяю  3-и цикла – «Петровско-Ломоносовский» или романтический (XVIII век и начало XIX века до явления миру А.С.Пушкина), «Пушкинский» или универсалистский» (XIX век и начало ХХ-го века, приблизительно до 1920 года), «Вернадскианский» или ноосферно-космический.

«Вернадскианский цикл» Эпохи Русского Возрождения представляют такие её Титаны как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, И.В.Курчатов, М.В.Келдыш, Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, А.Л.Яншин, Н.Н.Моисеев, И.А.Ефремов, В.П.Казначеев, Л.С.Берг, П.Г.Кузнецов и другие. И к этой плеяде Титанов Эпохи Русского Возрождения, именно её 3-го «вернадскианского цикла», я отношу и Юрия Михайловича Осипова.

Масштабность фигуры Юрия Михайловича Осипова современниками не оценена, и, может быть, – и не может достойно оценена из-за «аберрации близости», которая, из-за отсутствия необходимой исторической дистанции, не дает необходимый масштаб для сравнения сделанного Юрии Михайловичем в науке, в первую очередь – в общественных науках, в политэкономии, в философии, в том числе в философии хозяйства и в философии России, в проблеме осмысления её истории и её миссии в XXI веке.

Более года назад я написал аналитическую статью, посвященную «Научной школе философии хозяйства Ю.М.Осипова», которую можно рассматривать как важнейший этап в развитии Русской научной школы философии хозяйства, начало которой положила знаменитая работа 1912-го года «Философия хозяйства» Сергея Николаевича Булгакова.

Сделанное в рамках этой «школы», которую я называю «Научной школой философии хозяйства Ю.М.Осипова», поражает и своей масштабностью, и многообразием разработанных и развитых научных направлений.

В философско-творческий коллектив, родившийся вокруг Юрия Михайловича Осипова, входят такие знаменитые ученые, философы, мыслители нашего времени как С.Г.Кара-Мурза, В.А.Кутырев, Н.Б.Шулевский, А.В.Бузгалин, В.Т.Пуляев, В.И.Корняков, В.А.Гордеев, В.В.Кашицын, П.С.Лемещенко, М.Л.Альпидовская, Р.М.Нижегородцев, В.В.Чекмарев, В.К.Захаров, А.В.Мочалов, В.Т.Рязанов, О.А.Малофеев, А.А.Олейников, У.Ж.Алиев, М.М.Гузев, О.В.Доброчеев, Е.С.Зотова, И.Н.Мысляева, С.В.Синяков, В.Н.Тарасевич, А.С.Филипенко, Е.В.Шелкопляс, Т.Н.Юдина, Ю.В.Яковец, Т.Б.Бердникова, В.Н.Шляпин и другие. Относит себя к этой «школе» и автор этих строк.

Создана уникальная Академия философии хозяйства. Издаётся регулярно журнал «Философия хозяйства». В МГУ созданы «Центр общественных наук» и «Лаборатория философии хозяйства», которые бессменно Юрий Михайлович Осипов возглавляет уже более 25 лет – четверти века. По его инициативе и под его руководством функционирует «Философско-экономическое ученое собрание».

«Хозяйство» – это особая категория, выводящая экономическое бытие любого общества за пределы этого экономического бытия, и ставящая перед человеком, народом, обществом, человечеством проблему установления гармонии с «кормящей» их Природой. Именно эта постановка уже присутствует в булгаковской концепции философии хозяйства, в его категории «метафизического коммунизма мироздания», в которой в скрытом виде присутствует действие Закона Гармони, которому должен подчиняться человек, как Хозяйствующий Субъект на Земле.

Юрий Михайлович Осипов – русский человек. Его русскость присутствует в той размашистости, в той глубине мысли, в той его рефлексии, которые всегда захватывают, будоражат и покоряют слушателей на организуемых им конференциях, симпозиумах, дискуссиях.

Меня всегда поражала в Юрии Михайловиче Осипове те внутренняя свобода и внутреннее мужество высказывать свои мысли, теоретические положения, иногда очень революционные, иногда эпатирующие «аудиторию», которые стали редко встречаться в научно-философской среде.

Юрий Михайлович Осипов – ученый и философ энциклопедического замеса, что также стало редкостью, но что становится потребностью в современном развитии науки и философии, и что является основным качеством Титана Эпохи Русского Возрождения.

В его текстах звучат парадоксы и вопрошания, в которых как правило, нет ответа, но которые взыскуют к поиску ответа, обращенного к «истокам» таких парадоксов и вопрошаний. В них звучат периодически зловещие предупреждения, часто не понимаемые «умами», занятыми слишком собой и своими «успехами» в этом мире.

Недавно я написал небольшую работу, посвященную «диктатуре кажимости», царствующей в мире господства капиталократии и уже развернувшегося рыночного геноцида основ жизни России и человечества, начиная, в моей оценке, с перехода глобального экологического кризиса на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

И вдруг я, обратившись в коллективной монографии, изданной под руководством Ю.М.Осипова и Е.С.Зотовой в 2012 году, «XXI век: интеллект-революция», нахожу в тезисах Юрия Михайловича следующее:

  • «От природы к неприроде через переделку природы и с выходом за её пределы. Искусственный мир и искусственный человек. От реальности к ирреальности, питаемой воображением, мнимостями и фикциями, виртуальностью. Созидаемая интеллектом феноменальность и соответствующая ей фактология… Объективизация, опредмечивание, овеществление мысли без её реального овеществления, опредмечивания, объективизации. Не объект как мысль, даже не мысль как объект, а мысль как призрак объекта, а объект как призрак мысли»;
  • «Мир-призрак и человек-призрак. Объемный, голографический, многомерный. Созидаемые сознанием вне-мир и вне-человек. Преодолевающее природу и подражающее богу сознание. Виртуальность как иной мир. Фикционность и мнимоподобность. Не имитация даже ума, а свободная импровизация»;
  • «Отрицание и ненужность природы и мира, человека и сознания. Отбор, пересортировка, отброс. Новое – «лучистое» – человечество, однако – не человечество, а уже пост-человечество. Спасение немногих и обречение многих. Историческое человечество как внеисторический навоз… Триумф интеллект-безумия! Сознание на разрыв, в разнос и на вынос. Конец эры человечества!».

Эти апокалиптические суждения-парадоксы Юрия Михайловича Осипова – это только еще одно подтверждение, что рыночно-капиталистическая система хозяйствования превратилась в систему экологического самоубийства и человечеству предстоит, чтобы спастись, освободиться от неё. Высказывание Николая Александровича Бердяева, сделанное им в 1918 году, – «мне кажется, что в корыстном интересе таится безумие», приобрело масштаб «безумия» Анти-Разума мировой финансовой капиталократии, ориентированного на свое «спасение» («спасение немногих» по Ю.М.Осипову), и не понимающего, что Экологический Приговор – это Приговор в том числе и для «капиталом избранных».

Над миром раскачивается «колокол планетарной экологической тревоги» и его тревожный сигнал-слово несется над планетой!

Мир спасет, по моей оценке, только Ноосферный Экологический Духовный Социализм, который трансформирует мировое хозяйство в ноосферное хозяйство и который предполагает рождение в лице Человечества Ноосферного Разума, способного обеспечить управляющую социоприродную эволюцию, сберегающую всё богатство жизни на Земле в лице Биосферы.

Научная школа философии хозяйства Ю.М.Осипова, на мой взгляд, подготавливает Ноосферный Прорыв человечества, причем именно как Прорыв из России, – к ноосферной философии хозяйства и к ноосферному хозяйству! Кстати, это указание присутствует в первой замечательной книге Юрия Михайлович Осипова «Опыт философии хозяйства», опубликованной в 1990 году.

Мы живем в удивительное время! – Время, которое я называю Эпохой Великого Эволюционного Перелома, причем – такого Эволюционного Перелома, которого не знала не только вся социальная история человечества, но и вся эволюция человека на Земле.

«Блажен, кто посетил сей мир, в его минуты роковые» – оставил нам эту великую и грозно-предупреждающую мысль Федор Иванович Тютчев. Вот и мы, живущие в России начала ХХI-го века, пережившие все мерзости утопии «рыночных реформ», блаженны, потому что живем в «роковой» XXI век, который или станет «роддомом», в котором родится новое ноосферное человечество, способное стать Разумом всей Биосферы, а затем – и только затем – Космическим Разумом, или «экологической могилой», так и не освободившегося от рыночно-генного и капитало-генного «экологического безумия» человечества. Ведь еще в 1991 году, когда у нас М.С.Горбачев и его команда, и многие ученые-экономисты с академическими званиями поддержали, уже вовсю «раскачивали» страну под лозунгом рыночных реформ, в Докладе Мировому Банку, написанном под руководством Роберта Гудленда, Германа Дейли и Салеха-Эль-Серафи, прозвучал, как «гром среди ясного неба» вердикт: в экологически заполненной земной нише, которую занимает человечество, рыночный механизм развития экономики исчерпал себя.

Становящаяся в России под научно-философским водительством Юрия Михайловича Осипова философии хозяйства, как своеобразный компендиум философско-хозяйственных знаний, есть одновременно, и это еще надо осознать, «философско-хозяйственная революция» в самом теоретическом базисе современной экономической науки. Эта «революция» началась 30 лет назад, с выхода в свет монографии Ю.М.Осипова «Опыт философии хозяйства», – и еще далека от завершения. Более того, я считаю, что эта «философско-хозяйственная революция» является одним из революционных потоков разворачивающейся ноосферной парадигмальной революции в науке, культуре, искусстве, в духовно-нравственной сфере, в экономике, которую зарубежные ученые Н.Полунин и Ж.Гриневальд более 30 лет назад предложили назвать «вернадскианской революцией».

С.Н.Булгаков в выстроенной им системе начал русской философии хозяйства поднял на особую высоту такое качество хозяйствования человечества на Земле как «софийность», которая есть своеобразная мудрость, обращенная к достижению гармонии со всем сущим в нашей Вселенной. Софийность хозяйства по С.Н.Булгакову – это его гармоничная «встроенность» в метафизический коммунизм мироздания, о котором он писал уже почти 110 лет назад так: «…возможность потребления принципиально основана на метафизическом коммунизме мироздания, на изначальном тожестве всего сущего, благодаря которому возможен обмен веществ и их кругооборот, и прежде всего предполагает единство живого и неживого, универсальность жизни. Только потому, что вся вселенная есть живое тело, возможно возникновение жизни, её питание и размножение».

Софийность хозяйствования человека на Земле есть его встроенность в систему обменных процессов мироздания, как «живого тела» по С.Н.Булгакову, – и поэтому в систему «метафизического коммунизма мироздания». В XXI веке эта софийность приобретает ноосферное измерение, связана с будущей встроенностью мирового хозяйства человечества в систему обменных процессов в Биосфере и на планете Земля, регулируемых системой их гомеостатических механизмов, в частности законами-ограничениями Э.Бауэра – В.И.Вернадского – А.Л.Чижевского.

Софийность предстает и как важное качество философии хозяйства по Ю.М.Осипову. Неслучайно, что софийности хозяйства была посвящена целая конференция под руководством Юрия Михайловича.

Юрий Михайлович Осипов, как положено Титану Эпохи Русского Возрождения, многолик. Он не только ученый, философ, политэконом, но он и литератор, поэт, мыслитель именно в русском, самом широком смысле, в том смысле, о котором говорили и писали А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.М.Соловьев, Д.М.Менделеев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, И.А.Ефремов.

Время открытия Юрия Михайловича Осипова во всей многогранности его натуры, творчества, поиска и обращенности к вызовам истории человечества и России в нашу сверхсложную эпоху – еще впереди!

У Достоевского в «Дневнике писателя» есть удивительное указание на то, что мыслить по-настоящему – это очень тяжкий труд! И это так. Потому что мыслить по-настоящему – это срывать феноменологические, явленческие, иллюзорно-фетишные «покрова» с бытия, проникая в сущность бытия, открывая те законы, которые управляют прогрессивной эволюцией мира и самого человечества в том числе.

Юрий Михайлович Осипов таким даром мыслить по-настоящему обладает. Он действительно уже вошел, в моей оценке, в галерею настоящих русских мыслителей, ученых, философов, космистов!

Он есть Титан Эпохи Русского Возрождения, ноосферно-космического этапа её развития, который, по моему прогнозу, обязательно завершится Ноосферным Прорывом человечества из России, причем – до середины XXI века!

Дорогой Юрий Михайлович! Многая, многая лета тебе! Живи долго-долго и радуй нас своими открытиями и духовными обретениями!

С 80-летием! Это прекрасный возраст! Я уже шагаю по дороге 80-летних 5-й год! И поверь – это великолепная жизнь, когда горизонты видения расширяются так, что дух захватывает!

Справка об авторе

Субетто Александр Иванович: директор Центра ноосферного развития Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры истории религии и теологии Факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии  наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, академик Академии философии хозяйства, Российской академии естественных наук, член Философско-экономического ученого собрания, член Экспертного Совета по региональной и муниципальной науке Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, Лауреат серебряной медали и Премии Н.Д.Кондратьева, Лауреат Премии П.А.Сорокина

 

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить