Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

s1200мам

Аннотация. В статье приведены сведения о ситуации в Ленинграде на начало блокады в общем, и в энергетике города в частности. Описаны мероприятия принятые руководством города и Ленинградским фронтом для обеспечения его электроэнергией. Подробно рассказано как прокладывались подводные кабельные линии 10 кВ через Ладожское озеро для передачи в Ленинград с Волховской ГЭС.

Ключевые слова: блокада, Ленинград, Волховская ГЭС, кабель, Ленэнерго, Ладожское озеро, водолаз, электропередача.

27 января 1944 года - День полного снятия блокады Ленинграда. Для ленинградцев это день радости и скорби, день памяти героев и жертв.

Встречали этот день всего 557760 выживших ленинградцев из 2,9 млн. человек на начало блокады 8 сентября 1941 года. По официальным данным за 1941-1943 гг. в Ленинграде от голода, холода, артобстрелов и бомбежек погибло 654620 человек (а по неофициальным данным около 1,5 миллионов), остальные были эвакуированы на Большую землю. И был салют над Ленинградом, на который Анна Ахматова написала стихотворение:

И в ночи январской, беззвездной,

Сам дивясь, небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе.

Но до этой победной даты были кровопролитные бои на Ленинградском фронте и на Балтике, самоотверженный труд ленинградцев на заводах и фабриках, прорыв фашистской блокады 18 января 1943 годя и много других героических событий.

Энергетики «Лэнэнерго» также внесли свой неоценимый вклад в общую борьбу и победу: строительство электрозаграждений на рубежах обороны, восстановление Волховской ГЭС, героический труд по электроснабжению промышленности, фронта и населения города и прорыв энергетической блокады в 1942 году.

Вся промышленность Ленинграда была переведена на выпуск военной продукции. Потребности фронта практически полностью покрывались за счет производственных мощностей ленинградской промышленности. Измученные голодом и холодом под ежедневными артобстрелами и бомбежками, ленинградцы строили и ремонтировали корабли, подводные лодки, бронепоезда, знаменитые «Катюши», танки «КВ», артиллерийские орудия, все виды стрелкового орудия. Боеприпасы и много другое. Часть продукции отправлялась на Большую землю.

Работали Вузы, НИИ, школы, театры, велась научная работа. Например, впервые в мире, водород, как топливо для автомобилей был применен именно в Ленинграде в 1942 году.

Однако, везде нужна была электроэнергии, а ее не хватало, так как с началом блокады извне она перестала поступать, а на городских электростанциях заканчивалось топливо - уголь.

Перестали ходить трамваи и троллейбусы, не работал водопровод, не было освещения.

Зима 1941-1942 гг. была лютой. На Ладоге 31 декабря 1941 года температура падала до 51,7 градуса. До войны ежедневно город потреблял около 9 млн. кВт-ч электроэнергии, но вот 25 января 1942 года было произведено в 120 раз меньше и ее хватило только на хлебозаводы и на Смольный. Многие производства были остановлены, в январе работало только 22 завода.

Ленинграду оказывала помощь Кронштадская военно-морская база, передавая электроэнергию по подводным кабелям 35 кВ. На единственной работавшей электростанции ТЭЦ-5, зимой 1941-1942 гг. был переоборудован котел № 3 для сжигания фрезерного торфа, который был на торфо предприятиях Всеволожского района. Мощность электростанции возросла до 21 мВт и уже 31 марта 1942 года удалось пустить грузовые трамваи , а с 15 апреля 6 маршрутов пассажирских трамваем.

В критических условиях, по предложению уполномоченного государственного комитета обороны СССР , Алексея Николаевича Косыгина, началась проработка технического решения по передаче электроэнергии с восстанавливаемой Волховской ГЭС в Ленинград в обход линии фронта.

Руководители и специалисты «Ленэнерго» предложили следующее: построить воздушно-кабельную линию на участке восточного берега, применить ВЛ напряжением 60 кВ, и на берегах построить подстанции с трансформаторами 60/10 кВ. (фото.1)

По дну Ладожского озера предполагалось проложить 2 подводные кабельные линии 35 кВ. Однако Ленинградский кабельный завод «Севкабель» из-за значительных разрушений от артобстрелов смог восстановить производство только кабелей 10 кВ и изготовить изолировочные рулоны для подводных соединительных муфт. Бюро ленинградского горкома партии поручило заводу «Севкабель» изготовить 100км подводного кабеля с медной жилой сечением 3-120 кв.мм марки CRC/

           Для персонала Кабельной сети «Ленэнерго» прокладка подводных кабелей не являлась чем-то новым. Ряд кабельных линий 35кВ и 6кВ еще до войны были проложены по дну Финского залива длинами 8-11км, а также через реки и каналы в черте города. Все прокладки производились отдельными длинами 300-500 м прямо с барабанов, установленных на специальном судне. Монтаж соединительных муфт производился после прокладки путем подъема концов кабелей на монтажную площадку судна или плашкоута. На предприятии были соответствующие специалисты, в том числе и водолазы, а также судно-буксир и вспомогательные суда.

            7 августа 1942 года состоялось заседание Военного Совета Ленинградского фронта по Ладожской передаче под руководством секретаря обкома Жданова А.А.

            Предложения «Ленэнерго» были приняты: проложить 4КЛ 10кВ по дну Ладожского озера длинами по 22,5 км, построить ВЛ 60кВ и подстанции на восточном и западных берегах. Все работы надо завершить до 4 октября 1942 года. Таким образом, давалось всего 56 дней.

Кабельной сети оказывалась помощь 100 рабочих с ленинградских заводов и рота связи с Ленинградского фронта.

Задача казалось невыполнимой, так как по всем нормам эти объемы работ можно освоить примерно за 1,5 года. Надо было искать решение, и оно было найдено.

Главный инженер 35кВ района Кабельной сети Туманов Никодим Сергеевич разработал уникальную технологию прокладки и монтажа КЛ 10 кВ: монтаж всей КЛ длиной 22,5 км произвести на берегу. Далее всю КЛ разместить на барже объемом 600-800 тонн, оборудовав ее специальными конструкциями для укладки кабелей и муфт. Прокладку вести прямо с баржи при скорости движения каравана 2-3 км/час. Задача осложнялась тем, что прокладку нужно выполнить за одну ночь в полной темноте в условиях полной секретности.

Трасса КЛ проходила недалеко от легендарной «Дороги жизни», которую постоянно обстреливали и бомбили. Глубины до 20 м.

Надо сказать, что Ладожское озеро бурное и опасное, как море. Ходить по нему особое искусство. Осенью часто бывают шторма. При скорости ветра 16-18 м/с, волнения 9-10 баллов, длина волны 15-18 м, высота 5-8 м.

Для монтажных работ выбрали бухту реки Морье, так как здесь был оборудован пирс и можно было подавать железнодорожные вагоны с кабелем. Рядом же в лесочке разбили лагеря для участников стройки: землянки, палатки, кухня.

Здесь же на Ладоге были найдены необходимые суда: две баржи по 800тн и 25тн тендер, необходимый для спуска соединительных муфт на дно с помощью водолаза. Коллективу «Кабельной сети» удалось сохранить этот тендер и сейчас он на вечном «приколе» в учебно-тренировочном центре ПАО «РОССЕТИ Ленэнерго». (фото 2)

Суда эти были разработаны и созданы в осажденном Ленинграде. Они были плоскодонными, изготавливались из стальных листов без гибов, обладали хорошими мореходными качествами. Ни них перевозили грузы и эвакуировали ленинградцев. На тендерах устанавливали двигатели от автомобиля ЗИС-5 и они могли идти со скоростью до 6 узлов. Их было построено 118 штук в 1942 году за 3 месяца. Ленинградцы просили их эвакуировать только на них, так как немцам не удалось потопить ни одного.

            В конце второй декады августа стали прибывать рабочие с ленинградских заводов и фабрик – это были почти одни истощенные и ослабевшие женщины, которые не сразу могли включиться в работу. Прибыла рота связи. Обследование дна по трассе провели специалисты 27 отряда аварийно-спасательных работ Балтийского флота под командованием капитана 2 ранга Михайлова В.А. В работе участвовал гидрограф капитан-лейтенант Ивановский П.Т.

            24 августа 1942 стали прибывать первые барабаны с кабелем. Разгрузку их производили 40тн железнодорожным краном на уже подготовленную для работ монтажную площадку.

            Приступили к монтажным работам: по установленным на настилам роликам женщины подавали кабель на баржу, а солдаты раскладывали его в трюме в определенном порядке. Когда укладка кабеля была закончена, первую баржу отвели под монтаж соединительных муфт, а на ее место установили вторую.

Монтировать муфты было поручено лучшим электромонтерам, имеющим большой стаж на подводных работах. Конструкция муфты соединительной была разработана в Кабельной сети и имела оригинальный защитный кожух, воспринимающий растягивающие и крутящие нагрузки. Вес муфты был 238 кг. Таких муфт было изготовлено и смонтировано 243. В тоже время дооборудовали тендер для спуска на дно соединительных муфт.

            После окончания монтажных работ, перед прокладкой была проверена изоляция кабельной линии. Первую КЛ было решено прокладывать в два приема. Сделано это было для получения навыков персоналом , проверки тендера, а также вспомогательных приспособлений на барже.

            Время прокладки назначили на ночь. Баржа из бухты реки Морье была доставлена к началу трассы на западном берегу. В назначенное время пришли два буксира, тендер и два морских охотника для охраны. Началось движение каравана, и сразу началась прокладка. Скорость держали 2-4 км/час. По мере удаления от берега начал усиливаться ветер и баржу стало качать все сильнее и сильнее, а на середине озера пришлось вести работу при сильном ветре и качке. Прокладка второй половины 1-й КЛ прошла успешно.

На середине озера кабель с баржи, не без труда (был сильный ветер), подали на плашкоут для соединения с первой половиной. Прибрежный и береговой участки КЛ были проложены на восточном берегу прямо с барабана, установленного на тендере. Таким образом, на 1-ой КЛ пришлось смонтировать в озере три соединительные муфты.

            В это время на второй барже на 2-ой КЛ монтировались соединительные муфты. При разделке кабелей под монтаж были обнаружены заводские дефекты фазной изоляции кабелей, из-за чего приходилось отрезать довольно большие концы. Перед прокладкой произвели измерение сопротивления изоляции и испытание повышенным напряжением. Прокладка 2-ой КЛ в озере прошла хорошо, но подойти вплотную к берегу из-за мели и наличия камней не удалось и тогда электромонтеры, водолазы и солдаты спустились в воду и закончили прокладку.

            После окончания прокладки и монтажа концевых муфт, 1-ая и 2-ая КЛ были сданы на включение. 23 сентября 1942 года 18-30 на 1-ую КЛ было подано напряжение. Энергетическая блокада была прорвана. С Волховской ГЭС в Ленинград стала передаваться электроэнергия мощностью примерно 9000 кВт.

            Таким же образом в ночное время были проложены 3-я КЛ и 4ая КЛ: 30 сентября 1942 годы была сдана на включение 3-ая КЛ и 4 октября 1942 4КЛ соответственно.

            Сразу же после прокладки 4-ой КЛ вышло дополнительное Решение Военного совета Ленинградского фронта, по которому «Ленэнерго» обязывалось в срок до 05.11.1942 года проложить 5ую КЛ. Прокладка была назначена в ночь с 29 на 30 октября , однако у военных что-то произошло и тральщик, два морских охотника прибыли лишь рано утром, когда на озере уже светало.

            Когда начали прокладку, озеро было спокойным, а небо чистым. Пройдя немногим более половины озера, с тральщика поступил сигнал тревоги «Воздух». Четыре самолета противника по очереди стали пикировать на караван. Все зенитное вооружение, в основном, было сосредоточено на тральщике и морских охотниках, а на барже был установлен один крупнокалиберный пулемет. Личный состав укрылся в кубриках и трюмах, суда рассредоточились, а на палубе остался только пулеметчик, главный инженер Кабельной сети Ежов И.И. и мастер Говоров А.Н.

            От первых двух самолетов бомбы упали вблизи тральщика, а от двух других – у кормы и носа баржи. Как только самолеты отбомбились и стали уходить вся команда баржи вызвана на палубу для проверки личного состава. Среди погибших были пулеметчик и водолаз баржи. Ранены два мастера, водолаз и начальник 27 отряда. Всех пострадавших отправили на берег. Сразу после осмотра начали ремонт повреждений в носовой и кормовой части. Много повреждений было обнаружено на кабелях. Прокладку пришлось остановить и вернуться к пирсу для производства ремонтных работ.

            Большие потери в людях были на тральщике, к тому же начался пожар, поэтому он быстро сбросил буксирный трос и ушел к восточному берегу. Баржа к пирсу была приведена резервным буксиром.

После проведения ремонтных работ на КЛ, 5-ая КЛ была проложена в ночь на 4-е ноября 1942 года.

После снятия блокады и по мере удаления линии фронта от Ленинграда необходимость в Ладожской электропередаче отпала. Летом 1944 года кабель из озера был вынут и использован для восстановительных работ в энергосетях Ленинграда, Петергофа и Выборга.

Этот героический труд был высоко оценен – многие участники этой эпопеи были награждены орденами и медалями. Туманов Н.С. был награжден орденом «Знак Почета».

Виктор Михайлович Баринов, доцент

Петербургский энергетический институт повышения квалификации.

(Россия, г. Санкт-Петербург)

Заслуженный энергетик России