Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

56831рмпр

За всю историю своего сорокалетнего существования, китайско-американские отношения ещё не переживали такого серьезного ухудшения, как возникший в последнее время кризис между этими двумя мировыми гигантами. С каждым днём между Вашингтоном и Пекином появляются всё новые и новые признаки снижения обоюдного доверия и обостряются взаимные обвинения, что особенно проявляется с американской стороны. Понятие «партнерство», характеризующее взаимное научно-экономическое сотрудничество между этими двумя передовыми во вех отношениях странами, постепенно тает и заменяется терминами «соперничество, конкуренция и враждебность».

Заслуживает внимания тот знаковый факт, что антикитайские настроения в Америке охватили не только нынешнего президента-республиканца Трампа и его политическую команду, но также начали быстро проникать в лагерь представителей демократической партии. Всё это ясно показывает, что основные политические силы в Соединенных Штатах Америки стали почти единодушны в своём чувстве враждебности по отношению к   Китаю.   Совершенно ясно это проявляется в принятых антикитайских законах как в Конгрессе, так и в Сенате, а также явственно сквозит в последних выступлениях американских СМИ , пронизанных чувством чайнафобии. В последнее время дело дошло до того, что любой американский политик, бизнесмен или публицист, выступающий за нормализацию отношений с Китаем, рискует подвергнуться политическим нападкам и огульным обвинениям в непатриотичности.

Вся эта антикитайская истерия пропитала   большинство политических кругов Америки в силу следующих трёх причин, которые и составляют основное ядро бушующего спора между этими двумя лидирующими в мировой экономике державами:

Первая причина состоит в том, что американцы почувствовали как Китай становится их главным торговым и научным конкурентом на мировой арене.

Администрация Трампа поэтому поставила перед собой цель сдерживать и тормозить прогресс Китая. Для достижения этой цели Вашингтон развязываает в последнее время торговые и научно-технические войны против Китая.

Хотя в торговой войне сейчас наблюдается относительное затишье из-за подписанного недавно торгового соглашения между США и КНР, однако экономическая напряженность остается в силе, так как основные положения соглашения не выполнены из-за вспыхнувшей пандемии Коронавируса. Кроме того дело осложняется ещё и тем, что в последнее время в Китае стали раздаваться весомые голоса, призывающие к пересмотру этого торгового договора, под предлогом того, что он был подписан в неподходящее для КНР время.

Что же касается судьбы научно-технической войны, то эта война все еще на подъеме и её объектами стали такие ведущие китайские технические компании как Хуавей , ЗТИ и другие. В итоге прнятых Вашингтоном санкций, ведущие американские научные центры захлопнули свои двери перед китайцами , были разорваны научно-технические договоры о взаимном сотрудничестве между двумя странами.

Второе: американцы оказались разочарованы внешней и внутренней политикой нынешнего китайского президента Си Цзиньпина. Вашингтону, который раньше питал надежду изменить политический строй в КНР в сторону либерализма, не нравится, разумеется, курс, проводимый теперь руководством Китая на усиление роли Компартии и отход от либеральных принципов Дэн Сяопина, который поощрял в экономике частный сектор и свободу торговли и который уменьшил вмешательство КПК во все сферы экономики своей страны . Раздражение американцев и особенно европейцев вызвали также меры, предпринятые правительством Китая, начиная с 2015 года по стеснению иностранных компаний и иностранных граждан, работающих в Китае.

Вашингтон выразил беспокойство в связи с экономической концепцией плана Си Цзиньпина «Один пояс и один путь» 2013 года, который стал универсальным методом обозначения любой внешнеполитической активности Пекина. Американские экономические круги рассматривают эту инициативу как экономическую экспансию Китая в мире. Тем более что для воплощения в жизнь этой инициативы были мобилизованы все правительственные, партийные, экономические и научные структуры Китая и были ассигнованны   сотни миллиардов долларов.

Американцы не меньше обеспокоены и наступательным спектром внешней политики Си Цзиньпина. Вашингтону не понравилась жёсткая и непримиримая позиция Пекина в Юго-Восточной Азии с наращиванием китайского военного присутствия в том регионе и возведением военных баз на спорных островах Южно-Китайского моря.

Одновременно Пентагон с пристальным вниманием следит за изменениями военной доктрины Китая, принятой три год назад.   Согласно этим изменениям вооружённым силам Китая поручено теперь не только защитить границы страны, как это было в предыдущей доктрине, но и охранять и защищать китайские интересы зарубежом. Новая военная доктрина придусматривает также превращение Китая в военно-морскую державу путём развёртывания широкомасштабной программы по строительству сотен военных судов и начала строительства новых авианосцев. И последнее, эта военная доктрина содержит планы по наращиванию стратегического военного потенциала, а именно: выпуск новых стратегических ракет дальнего радиуса действия, способных достичь территории Америки, новых истребителей и бомбардировщиков, а также использование нового кибероружия.

Пекин в свою очередь, отреагировал на эти американские обвинения, заявив, что оспариваемые острова в Южно-Китайском море являются китайской территорией, и что Пекин имеет полное право развивать там свой военный потенциал , и что наращивание китайского морского военного присутствия в том регионе не угрожает международной навигации в Юго-Восточной Азии, и что военные расходы Китая по-прежнему ниже, чем у Америки.

Третья и наиболее серьезная проблема в отношениях между двумя странами была вызвана пандемией коронавируса. Администрация США обвиняет Пекин в утаивании данных об угрозе этого вируса , и в дезинформации о возможности опасного распространения его среди людей. Теперь Вашингтон возлагает ответственность на китайские власти за гибель почти 100 тысяч и заражении более 1,5млн американцев, а также за то что почти 40 миллионов американцев потеряли свои рабочие места. Некоторые американские источники подсчитали, что потери экономики США в результате этой пандемии оцениваются в пять триллионов долларов. И дело дошло до того, что президент Трамп посчитал пандемию коронавируса прямой агрессией Китая против Америки, и что она является более серьёзной , чем теракты Алькаиды в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. и бомбардировки японской авиации Перл-Харбора 7 декабря 1941 г. , что явилось причиной военных действий между Америкой и Японией во Второй мировой войне, закончившихся капитуляцией Токио. Дело не ограничилось только словесными осуждениями. В Америке сделали первые конкретные шаги , чтобы отомстить Китаю за эту пандемию. Генпрокуроры в 18 американских штатах подали иски в суд с требованием материальной компенсации в астрономических размерах от Китая за человеческие и экономические потери, которые понесла Америка из-за пандемии коронавируса. По всей вероятности волна судебных исков против Китая расширится и охватит даже отдельных граждан. В американских законодательных органах началось движение за принятии закона о лишении Китая статуса суверенитета в США. Если этот закон будет принят, то тогда может быть конфисковано американскими властями имущество Китая в Америке, которое оценивается в несколько триллионов долларов. Правящая республиканская партия создала специальную группу во главе с сенатором Лиз Чейни, уполномоченную координировать все действия в Америке против Китая.

Разумеется такие конфронтационные шаги со стороны американской администрации ведут к деградации двусторонних отношений и подрывают возможность их нормализации.

И последнее, американская администрация настаивает на проведении всеобщего международного расследования об обстоятельствах возникновения вируса в Ухане и требует, чтобы все вирусные лаборатории Китая были открыты перед этой междунарудной комиссией для расследования. Хотя Пекин после долгого сопротивления и согласился с этим предложением , но он по-прежнему считает это требование унизительным для всей китайской нации. Однако, я думаю, что китайское руководство понимает скрытый смысл позиции Вашингтона , который стремится не выяснить истинные причины пандемии, а найти аргументы для обвинения в этом Китая. По всей вероятности Пекин пошёл на эту тактическую уступку чтобы не попасть в неловкое положенияе перед более чем 120 странами, поддержавшими инициативу расследования пандемии.

Китай в свою очередь отверг обвинения США, утверждая что его действия в борьбе с эпидемией коронавируса были прозрачными и правильными. Пекин даже пошёл дальше, обвинив американскую армию в распространениии коронавируса в китайском городе Ухань , и что президент Трамп использует пандемию, для повышения своих шансов на победу в грядущих президентских выборах

.Для выявления полной картины кризиса в американо- китайских отношениях , следует также обратить внимание на некоторые нюансы, по-разному влияющие на уровень сотрудничества двух стран :

Первое: не смотря на множество проблем и взаимные нападки СМИ в обеих странах, китайское руководство продолжает выступать за спокойное и всестороннее развитие сотрудничества с Вашингтоном, призывая его к конструктивному диалогу для решения различных спорных вопросов, чего не скажешь о китайском общественном мнении, которое в силу различных исторических причин, и прежде всего из-за коммунистического воспитания граждан КНР, занимает враждебные позиции по отношению к Америке и оказывает давление на китайских руководителей с тем , чтобы те занимали более жёсткие позиции по всем спорным вопросам и не шли бы на уступки США.

А в самой Америке мы наблюдаем совсем противоположную картину: Белый дом занимает жёсткий антикитайский курс, а большинство слоёв американского общественного мнения поддерживает тенденцию к сохранению деловых и торговых отношений с Китаем, так как это обеспечивает приток дешёвых китайских товаров на американские рынки.  

Второе: китайский деловой сектор, как государственный, так и частный, поддерживает продолжение торгово-научного сотрудничества с Америкой, в то время как мы видим другие тенденции в американском деловом комплексе: до недавнего времени американские компании были крупнейшим сторонником сотрудничества с Китаем и оказывали давление на правительство США, чтобы оно воздерживалось от принятия санкций против КНР. Однако в последнее время положение изменилось. Из-за экономического давления, осложнившего деятетельность иностранных компаний, предпринятого Пекином в последние годы, позиция американских бизнесменов изменилась, и большинство из них теперь поддерживают антикитайскую политику администрации Трампа. Таким образом, китайское правительство потеряло поддержку американского бизнеса, который был фундаментом двустороннего экономического сотрудничества.

Третье: Спустя семь лет после своего запуска инициатива «Одна дорога и один пояс», которая является основным средством усиления китайского экономического и политического влияния в мире, не только сталкивается с сильным противодействием со стороны США, Японии и Индии, но эта инициатива начала терять свой блеск и импульс и в глазах широких слоев китайского общественного мнения, которое предпочтитает вкладывать китайские деньги в искоренение бедности в самом Китае, а не в Африке, Латинской Америке и других регионах мира. Надо также отметить действия отдельных китайских правительственных институтов, финансируемых в рамках проекта «Одна дорога и один пояс», которые начали скрывать истинную картину нерантабельности некоторых своих проектов и представлять их в радужном свете китайскому руководству.

Возникает теперь важный вопрос: куда движутся американо-китайские отношения?

К сожалению все существующие факты свидетельствуют о том, что эти отношения будут ещё больше ухудшаться. Ведь стратегическое партнерство, которое характеризовало китайско-американские отношения в течение последних сорока лет, закончилось в пользу нынешней кофронтации, которая наберет дальнейшую эскалацию, особенно в ближайшие месяцы, так как тема «чайнафобии» будет главным предметом конкурентной борьбы в избирательной кампании за президентское кресло в Белый дом между республиканцами и демократами. Ещё надо обратить внимание на такой нюанс: подъём патриотического великодержавного настроения в Китае в последние годы уменьшает шансы компромисса перед китайским руководством.

Во многих СМИ КНР наблюдается тенденция, которая считает что Китай идёт вверх в то время как Америка катится вниз, и что победа над Америкой это только вопрос времени, и что Китай не должен уступать перед американцами ни в чём. Такая точка зрения, по-моему мнению , поспешная, опасная и преждевременная и недостаточно учитывает существующие факты. Я надеюсь, что патриотическая шумиха, захлеснувшая Китай в настоящее время, не будет влиять на принятие стратегических решений в Пекине и что китайскому руководству следовало бы вооружиться терпением и мудростью ,и не стать пленником таких экстремистских настроений, которые могут открыть «ящик Пандоры» дальнейшей напряжённости и конфронтации между двумя странами .

Теперь возникает закономерный вопрос:

может ли эта напряженность скатиться к открытой войне между двумя странами?

Мой ответ, нет. Хотя по всей вероятности в США не исключают такого исхода событий. И всё-таки, я считаю, что Китай не заинтересован в полномасштабной войне с Америкой, так как это подорвало бы все достижения, достигнутые Пекином за последние семьдесят лет. К тому же миру не нужны новые потрясения , особенно после всеобщей пандемии коронавируса. И баланс сил в финансовом и военном отношениях все еще не пользу Китая. Ведь Америка пока сидит на мировых финансовых сундуках, и это дает ей возможность выдержать последствия любой конфронтации с Китаем, в то время как источники богатства в Пекине ограничены, а его экономические проблемы велики, главной из которых является обеспечение достойной жизни для полутора миллиардов человек, что является нелёгкой задачей.

Скорее всего напряженность между этими двумя гигантами будет принимать иные формы , такие как продолжение нынешних торговых, научных, медийных и психологических войн, и попытки вовлечения Пекина в лихорадочную гонку вооружения, которая будет истощать его экономические ресурсы. Америка попытается также обострять внутренние проблемы Китая. Что перешло уже из разряда диагностики и предположения к практическим шагам. Например в вопросе о Гонконге , Вашингтон откыто и нагло заявил о свой поддержке оппозиции, выступающей против местных властей, и пригрозил прибегнуть к мерам наказания, если Пекин будет использовать армию против демонстрантов или же примет закон о национальной безопасности , запрещающий право местных граждан на массовые митинги и демонстрации протеста. По мнению Пекина этот закон предотвратит «предательство, сепаратизм, гражданское неповиновение и диверсии в Гонконге». Глава МИДа Китая Ван И заверил, что закон о нацбезопасности не окажет влияния на свободы и права жителей Гонконга, а также на интересы иностранных фирм. Однако этот законопроект осудили в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Евросоюзе. Они посчитали, что это поставит под угрозу принцип «одна страна-две системы», который подразумевает сосуществование разных экономических и политических систем в рамках единого Китая. По всей вероятности закон будет принят , что добавит напряжённости в и так непростых отношениях Америки и Китая.

Что же касается Тайваня, то буквально на днях Пентагон заявил о новых поставках Тайбею военных торпедных катеров. Вашингтон подталкивает президента Цай Инвэнь отречься от традиционной доктрины Пекина «одна страна-две системы» и взять курс на независимость Тайваня от Китая. Все эти действия вызвали раздражение и протест со стороны властей КНР.

США также постоянно вмешиваются в тибетскую проблему и поддерживают сеператистов, а их лидеру Далай-ламе оказывают самый дружественный приём на самом высоком уровне в Америке.

Американская администрация не оставила без внимания и вопрос уйгурских мусульман в китайской провинции Синьдзян, которые принудительно содержатся в «лагерях перевоспитания». Минторг США внёс 28 китайских организаций в санкционный список из-за нарушения прав мусульманского меньшинства в Синьцзян-Уйгурском автономном округе.

Одновременно Америка постарается   натравливать страны Юго-Восточной Азии против Китая, раздувать опасность китайского экономического присутствия в Африке и Латинской Америке, и подталкивать Европу и НАТО, и вообще все Западные страны присоединиться к американской позиции в том вопросе, что Китай несёт политическую и экономическую угрозу миру, и что Коммунистическая партия Китая стала опасностью для всего человечества.

Это будет своего рода «холодная война», за которую и Китай и все человечество дорого заплатят .

И в заключение хочу сказать, что пандемия, которая сейчас истощает весь мир, показала что только взаимопомощь и коллективные действия могут преодолеть те трагические последствия, которые ударили по всем странам.

Миру сейчас не нужны новые конфликты и новые катастрофы в виде «холодных» или «горячих» войн, а нужна атмосфера взаимного доверия и взаимной помощи. И надеюсь, эти понятия восторжествуют в отношениях между Америкой и Китаем.

25.05.2020