Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

мпи16аипкии

"ЛЮДИ! ПОКУДА СЕРДЦА СТУЧАТСЯ, - ПОМНИТЕ"

Эти строчки из стихов Роберта Рождественского в нашей стране знает каждый. Весь российский народ понимает этот призыв как программу жизни в современном обществе. Без благодарности нашим предкам, отстоявшим Отчизну в смертельной схватке с коричневой чумой, нельзя воспитать патриота.

Все секции Московского отделения Петровской академии наук и искусств готовятся к большому празднику - 75-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

В плане работы - открытие выставки "Этот День Победы" 28 апреля, однако в связи с карантином из-за эпидемии коронавируса проект реализовать невозможно. Действительный член ПАНИ, академик, ученый секретарь МО ПАНИ, заведующая библиотекой N6 имени В. В. Вересаева Светлана Николаевна Жуликова предложила провести выставку online. На это предложение откликнулись художники секции "Изобразительное искусство" Московского отделения ПАНИ.

Авторы художественных произведений рассказывают средствами изобразительного искусства о своем понимании событий начала 40-х годов прошлого века. В виртуальную экспозицию представлены работы разных жанров: от портретов и городских пейзажей до зарисовок и книжных иллюстраций. Разнообразны и техники, в которых выполнены произведения: живопись, графика, гелиевые ручки...

Елена Лебедянская, член-корреспондент академии, ответственный секретарь Союза художников Подмосковья, создала серию работ, в которых отражена тема Великой Отечественной. Она великолепный портретист, и в этом посетители интернет-порталов могут убедиться, открыв страницу с живописными изображениями участников войны: дедушки по отцовской линии Федора Петровича Романова и дедушки по материнской - Акима Сергеевича Пьянцева.

В форме разведчика и с автоматом, во взгляде - решительность и уверенность в нашей Победе. Это Федор Романов, который ушел на фронт добровольцем, хотя у него была бронь: он работал на заводе "Энергомаш". В ряды защитников Отечества он встал, когда фашисты подошли к Москве. В одном из ожесточенных боев Федор Романов был тяжело ранен и долго пролежал на стылой земле. В полевом госпитале его не смогли спасти. Похоронен в Братской могиле.

Матрос стоит на корме бронекатера и внимательно смотрит на гладь Волги - этот момент жизни на войне Акима Сергеевича воссоздала на холсте знаменитая внучка. Он следил за тем, чтобы катер не приблизился к минам, которые немцы бросали на парашютах в реку на подступах к Сталинграду. Стоял такой же матрос и на носу катера. Он однажды не увидел впереди по ходу судна злосчастную мину. Произошел взрыв - вся команда погибла, за исключением Акима Пьянцева. Он едва смог доплыть в ледяной воде до берега и, зацепившись рукой за куст, выбрался на берег.

"Среда. 9 Мая" - это собирательный образ Москвы праздничной: за яркими вспышками салюта наблюдают люди, они радуются и плачут, а высоко в небе - Георгий Победоносец на коне. В руках воина - Красное полотнище.

Старейший художник России, член-корреспондент ПАНИ Юрий Ефимович Купцов с пользой для себя и искусства проводит время в самоизоляции: он за месяц создал две работы для нашей выставки тем самым пополнив свою серию "Дети войны". Ему близка эта тема, потому что он сам пережил то время ребенком. Отец Ефим Матвеевич вырыл в подмосковном поселке Сходня землянку, потому что осколками от немецких бомб изрешетило кровлю дома, и в землянке семья прожила несколько лет.

Воспоминания о событиях детства послужили поводом для рисунка "Сыночек": мать стоит у могилы сына, погибшего на фронте, а рядом с ней - внук. Сюжет трогает сердце глубиной чувств, которые читаются на простом русском лице.

Столь же сильный эмоциональный подтекст - на рисунке "Беженки": у двух сестренок погибли родители, они лишились дома. Подошли к заброшенному строению, присели отдохнуть от долгой дороги. Вокруг - праздничная атмосфера, День Победы, но девочкам не верится, что наступил мир.

Продолжает галерею портретов "Сержант Победы" Галины Михайловны Семиглазовой, члена-корреспондента ПАНИ. Это русский солдат, образ которого навеян воспоминаниями о родном человеке, его художник называет: деда Митя. "Военных снимков Дмитрия Федоровича Абросимова, к сожалению, нет, но образ деда хранится в моей памяти, - рассказывает Галина Мизайловна, - а тут еще в газете увидела снимок ветерана, очень похожего на моего дедушку, и это вдохновило меня на создание этого полотна. Дмитрий Федорович был и остается легендарной личностью, особенно для жителей села Новоникитино Оренбургской области, где он был председателем колхоза до войны, а пройдя с боями в составе Красной Армии через Европу до Берлина и расписавшись на колонне Рейхстага, вернулся домой и вновь был избран председателем. В общей сложности, у руля колхоза он стоял 37 лет. Дедушка с гордостью вспоминал, как за один из боев ему вручал орден Славы сам Жуков. Я помню глаза деда: серьезные, грустные и с едва уловимой хитринкой".

Таким и написан "Сержант Победы". С орденами на гимнастерке. С охапкой сирени. Смотришь на этот образ - и мурашки по коже. А еще тебя охватывает чувство гордости за таких людей, как Дмитрий Абросимов. Его подвиги на фронтах: боевом и мирном - должны быть увековечены памятником на Родине. За это всеми руками и ногами его односельчане. Достойные люди.

Портретом очень дорожит Наталья Дмитриевна. Он был создан год назад, когда дочери героя исполнилось 90 лет и портрет отправился на выставку Союза художников. "Мама тогда сказала, что без него в квартире стало как-то непривычно, скучаю без него", - вспоминает Галина Михайловна.

Сергей Скачков следует традициям отечественного изобразительного искусства, и его реалистические рассказы о жизни человека и природы не могут не волновать.

"Фронтовик" - эта живописная работа трогает до слез: на скамейке у простого деревенского дома сидит пожилой человек в обмундировании солдата Великой Отечественной, на груди у него боевые награды, а в руках - гармошка... Чего в этом образе больше - печали или радости? О чем думает старик, которому было уготовано судьбой - молодым испытать все ужасы войны.

Батальный жанр давно забыт, тем радостнее увидеть работу Сергея Скачкова в этом статусе "Подвиг политрука". На переднем плане - крупным планом молодой офицер, который ведет в атаку роту. Так и слышится его громкое "Ура! За Родину! Вперед! За мной!"

Гармошка-двухрядка была спутницей Александра Петровича Елисеева на его фронтовом пути: ее напевный "голос" в какой-то мере скрашивал суровые дни солдат. Однажды в окопе, когда боец заиграл на гармони, к нему подошел солдат, который узнал по владимирскому наигрышу земляка.

"Мой дядя родом из деревни Большое Григорово слыл лучшим гармонистом Селивановского района Владимирской области, откуда ушел на фронт, - рассказывает член-корреспондент ПАНИ Александр Анатольевич Голышев, - вернулся с фронта без правой руки. Мальчишкой я часто видел дядю Сашу в выцветшей гимнастёрке - таким он сохранился в моей памяти, и спустя много лет, образ русского солдата воплотился в портрете. Изобразил дядю сидящим на завалинке своего дома, из которого ушёл на фронт, нежно с грустью и с тоской обнимающего любимую двухрядку".

«Недопетые песни» (2018) - так назвал племянник свое посвящение всем русским солдатам. Ветеран приклонил седую голову в пилотке к гармони, которую обнял левой рукой. Эта рука - одна из важных деталей в композиции картины. Она приковывает внимание зрителя, который понимает, сколь мощный человек перед ним. Сильный характером.

Поэзией веет с работ, выполненных в технике холодного батика академиком ПАНИ, преподавателем художественного отделения Центральной детской школы искусств Химок Еленой Владимировной Стёпиной.

Это настроение передано автором и в названии - «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие с полей, / Не в землю нашу полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей... » (2020). Песня Марка Бернеса у нас на слуху, и глядя на произведение Елены Степиной, ловишь себя на мысли о том, что в душе звучит эта волнующая мелодия. Интересно передала художник атмосферу «Праздничной Москвы. Салют Победы!» (2005).

Два портрета: партизана и ветерана - представлены на выставку академиком ПАНИ, заведующей художественным отделением Центральной школы искусств Химок Натальей Валерьевной Алексеевой. Столь выразительными эти образы стали, благодаря тому, что художник в совершенстве владеет техникой масляной пастели.

Партизан в телогрейке, на которой прикреплена боевая медаль, шапке с красной лентой, в руках - автомат. Взгляд устремлен в небо - это намек на то, что партизанские отряды ждали, как манну небесную, самолеты с большой земли. На них партизанам доставляли оружие и боеприпасы, провизию и одежду.

Ветеран изображен на фоне стола, на котором стоят фотографии его семьи. Взгляд тяжел и задумчив, мысли фронтовика - там, на передовой, где полегли его товарищи.

Графическая работа "Вечная слава героям" члена-корреспондента ПАНИ Марины Сибиряковой выполнена в стиле плаката, на котором начертан этот лозунг и годы: 1941-1945.

На переднем плане - фронтовик, на груди которого сияют ордена и медали. Он стоит в окружении фрагментов памятников в городах, разрушенных фашистами.

Академик Омар Годинес представил для нашей экспозиции картину, посвященную памяти воспитанников Ивановского Интердома,

кубинских воинов-интернационалистов: командира стрелкового взвода, младшего лейтенанта Красной Армии Энрике Вилара Фигередо, геройски погибшего 30 января 1945 года в районе населённого пункта Фюрстенау в Восточной Пруссии, и Альдо Виво, командира разведгруппы, бойца народного ополчения 265-й стрелковой дивизии, погибшего на печально знаменитом Невском «пятачке».

Академик ПАНИ Мария Вальдес Одриосола запечатлела на холсте "Салют в честь Дня Победы". Он освещает Московский Кремль. Автор делится своей радостью со зрителем, используя сочные краски.

Такой же прием использует член-корреспондент ПАНИ Ольга Семеновна Полякова, правда, ей потребовалась яркая палитра для того, чтобы передать ужас от "Бомбардировок Москвы".

Лилия Бирюкова (Лиля Даль) запечатлела Героя Советского Союза Нину Максимовну Распопову,

командира звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старшего лейтенанта. Сильный характер, ум и торжество - эти качества знаменитой летчицы удалось мастеру передать в полной мере.

Светлана Рудягина, член-корреспондент академии, создала образ солдата времен войны,

плавно переходящий в образ ветерана наших дней. Человек, который прожил долгую жизнь после Победы, несет в себе память о далеком времени. Для него День Победы 9 мая 45-го стал точкой отсчета. Художник рассказала о том, как она работала над портретом: "Рисую эту картину, я думала о своих двух родных дедах, которые погибли: один в первые дни войны, другой - освобождая Ленинград. Сложно выразить словами то, что я попыталась сделать красками, соединив два потрета в один".

Вторая работа Светланы Юрьевны "Синий платочек". "Я рисовала женщину, думая о родной бабушке, - поясняет мастер, - она проводила на фронт мужа, оставшись с тремя детьми на руках. Бабушка всегда носила на голове платок, прибирая волосы, но на моей картине она, окруженная природой, наедине со своими мыслями. Журавли символизируют отнятую войной радость полноценной семьи". Картина навевает мелодии песен военных лет...

Особняком стоят иллюстрации Надежды Сапуновой к книге Евгении Рудневой "Пока стучит сердце",

в которой размещены дневники и письма штурмана 46-го женского бомбардировочного авиационного полка. Его летчиц называли "ночными ведьмами".

Евгения мечтала стать астрономом, поступила в МГУ, но началась война, и девушка ушла на фронт. На страницах книги - рисунки Надежды Сапуновой: "На фронте", "Армия", "Летчицы", "Полет в вечность". Они дают визуальное представление о том, через какие испытание прошла героиня.

Академик, профессор ПАНИ Кира Тимофеевна Гаврилова написала жанровое полотно "Родные берега"

в память об отце Тимофее Григорьевиче Еремееве и предках, донских казаках, охранявших нашу государственную границу.

Свой вклад в экспозиционную коллекцию внес заслуженный художник России, академик ПАНИ, председатель Союза художников Подмосковья Александр Иванович Беглов. Он предоставил две работы из серии "Бойцы народного ополчения".

Приглашаем пройтись по интернет-экспозиционному пространству, где нашлось место и для произведений академиков ПАНИ.

Влад Красноярский, искусствовед, профессор изобразительного искусства, член Союза художников России