Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

 maxresdefaultввы

VII Международная научно-практическая конференция «Природа. Противоречия. Перспективы»[1] поставила для научного обсуждения проблему «Социально-экономическое развитие в эпоху трансформации глобального капитализма».

Раскрытие данной проблемы адекватным образом возможно только тогда, когда мы определимся с ответом на вопросы «А собственно говоря, в какую эпоху мы живем?», «Можно ли её трактовать как эпоху трансформации глобального капитализма?». Я считаю, что эта эпоха по своему содержанию далеко выходит за узкие пределы такого её представления, как «эпохи трансформации глобального капитализма». Последнее представление – только одна из граней переживаемой эпохи [9 - 22]. По моей оценке, теоретическая аргументация которой представлена мною в целом комплексе работ по ноосферизму, ноосферному экологическому духовному социализму, теории капиталократии, глобального империализма и экономического колониализма, ноосферной парадигме универсального эволюционизма [1 – 8 и др.], человечество переживает Эпоху Великого Эволюционного Перелома, которою оно не знало не только за всё время социальной истории, но и за всё время антропогенеза, и начало которой положено переходом глобального экологического кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы на рубеже 80- 90-х годов ХХ века [1, 4, 6 - 8]. И эта эпоха есть эпоха действия императива ноосферно-социалистических преобразований основ развития человечества на Земле, который одновременно выступает императивом выживаемости человечества в XXI веке, т.е. императивом выхода человечества из экологического тупика Истории, который породила рыночно-капиталистическая система мирохозяйственного воздействия человечества на гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов.

Сложившиеся к настоящему времени подходы к построению исторических, геоэкономических и геополитических диагностик, экспертиз и прогнозов в основном можно свести к следующим типам [1, 5, 7, 8 - 22]:

  1. Доминирование линейных прогнозов на основе принципа сохранения или консервации сложившейся геополитической и геоэкономической структуры мира с доминированием США (с обсуждением факторов, тенденций, появления новых геополитических акторов, угрожающих этому доминированию [5, 17 – 20 и др.]);
  2. Переход от однополярного мира с доминированием США (после демонтажа СССР в 1991 – 1992гг.) в форме «Pax Americana» к многополярному миру, но с сохранением рыночно-конкурентных отношений, т.е. с сохранением рыночно-капиталистической системы хозяйствования [10, 11, 15, 17 и др.];
  3. Доминирование технологических детерминизмов с сохранением либерально-рыночной доктрины развития мировой экономики [9, 10, 11, 15 – 21 и др.];
  4. Прогноз перерастания «холодной» и затем – гибридной – войны против СССР, потом против России как евразийской цивилизации, с вероятным переходом в фазу «горячей» 3-й мировой войны [9].

Мой прогноз, не отрицая указанные возможные сценарии, как отдельные частности, состоит в том, что назначение XXI века – это ноосферно-геополитическая и ноосферно-геоэкономическая трансформация мира, в которой России самой историей предуготовлена роль стать лидером Ноосферного (Ноосферно-Социалистического) Прорыва человечества. И в этом «прорыве» суть Эпохи Великого Эволюционного Перелома.

Почему именно так поставлен императив развития перед человечеством не только «логикой» исторического развития, но и «логикой» эволюции всей Системы Жизни на Земле – Биосферы?

Ответ на этот вопрос замыкается на ответ на другой вопрос «Почему именно в ХХ-ом веке Стихийная История человечества (в последние столетия – в рыночно-капиталистическом формате) натолкнулась на Экологические пределы в форме глобального экологического кризиса, а к концу этого века – уже в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы?».

Теоретический ответ на этот «второй вопрос» в рамках разработанной мною теоретической системы. Ноосферизма [1, 6 – 8 и др.] состоит в следующем.

Первое. До начала ХХ века, начиная с «Неолитической революции», история человечества состоялась как Малоэнергетическая Стихийная История, т.е. она находилась под защитой мощных механизмов Биосферы (законы Э.Бауэра – В.И.Вернадского – А.Л.Чижевского) по производству негэнтропии (организованности, структурированности живого вещества Биосферы).

Второе. В ХХ-ом веке произошел скачок в энергетике мирового хозяйства в целом в 10 в 7-й степени раз, что позволяет квалифицировать ХХ-й век как «Большой Энергетический Взрыв» в социальной эволюции человечества или «Энергетическую Революцию» [1, 5 – 8 и др.]. Этот скачок проявил несовместимость стихийных регуляторов экономического развития, в том числе рынка и частной капиталистической собственности, и большой энергетики мирохозяйственного воздействия человечества на Природу – Биосферу и планету Земля, как суперорганизмы.

Действует открытый мною «закон интеллектно-информационно-энергетического баланса» [6 - 8], который формулируется так:

 

·        чем больше со стороны хозяйства социальной системы (общества) воздействие по своей энергетической мощи на Природу – Биосферу и планету Земля, как суперорагнизмы, тем больше требуется лаг упреждения негативных экологических последствий от такого воздействия, и соответственно – тем более долгосрочным должно быть стратегическое управление будущим со стороны этой социальной системы (общества), и тем более наукоёмкими (и соответственно – интеллектоёмкими и образованиеёмкими) должны быть управление и олицетворяющая его власть.

Капитализм, а вернее глобальный империализм строя мировой финансовой капиталократии, в единстве с мировым рынком и системой экономического колониализма [2 - 5], по своей «природе» этот закон выполнить не могут, и поэтому превратились в механизм экологического самоуничтожения, который, если не будет ликвидирован человечеством, то превратится в механизм экологической гибели человечества на Земле уже в XXI веке.

Третье. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы возвестила о выходе на «арену» истории Большой Логики Социоприродной Эволюции, т.е. «логики» развития системы «Биосфера + Человечество», как единой системы, основанием которой и является энергетический базис хозяйственного природопотребления человечеством, как единым целым.

Именно эта «логика», во взаимодействии с Внутренней Логикой Социального Развития, которую постоянно и исследовали общественные науки до сих пор (формационный подход К.Маркса; цивилизационный подход Н.Я.Данилевского, П.А.Сорокина, А.Дж.Тойнби, О.Шпенглера, Ю.В.Яковца и др.; мирохозяйственные подходы Броделя, И.Валлерстайна, С.Ю.Глазьева и др.), и поставила перед человечеством тот «внешний императив», с которым оно сталкивается впервые, и который исходит не от Бога, и даже не из внутренней логики истории, а именно от Эволюции Биосферы, от Природы как «субъекта». По этому поводу Н.Н.Моисеев заметил, косвенно подтверждая выдвигаемое мною теоретическое положение [23, с. 273]: «Природа – не реквизит исторической сцены, как это традиционно считают историки, а её непосредственный участник. Это выражение можно воспринять как некий афоризм, но в действительности оно отражает глубокую реальность, игнорируя которую мы рискуем получить лишь искаженное представление о том, как в современных условиях развивается общество, когда природные факторы грозят кардинальным образом изменить его жизнь».

Наступил Конец, причем Экологический Конец рынку, институту частной собственности, капитализму. Косвенное подтверждение этому выводу мы находим в работах таких западных ученых, как Б.Коммонер [20], Д.К. и Д.Л.Медоуз [21], Р.Гудленд, Г.Дейли и С.Эль-Серафи [24], а также в работах С.Ю.Глазьева, В.Ю.Катасонова, В.А.Ефимова, М.Делягина, С.Г.Кара-Мурзы, Л.Г.Ивашова, В.А.Зубакова и др. [9 – 16].

Спасение человечества от экологической гибели связано с его переходом к социальной организации воспроизводства жизни общества на основе Ноосферного Экологического Духовного Социализма или Ноосферизма, и других альтернатив у человечества нет.

Поэтому Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть одновременно смена парадигм истории – переход от Стихийной истории на основе доминирования закона конкуренции и «права сильного» (принцип Гоббса «человек человеку – волк») к управляемой истории на базе доминирования закона кооперации и общественного интеллекта, но в новом – ноосферном – качестве, как управляемой социоприродной эволюции (единственной форме устойчивого развития человечества в будущем) [1 – 8 и др.].

Данный теоретический вывод подкрепляется ноосферной парадигмой универсального эволюционизма [1, 6 - 8], реализующей синтез дарвиновской (автор – Ч.Дарвин; доминанта в прогрессивной эволюции закона конкуренции; знаменитая триада – наследственность, изменчивость отбор), кропоткинской (автор – П.А.Кропоткин; ключевая роль в прогрессивной эволюции сотрудничества, взаимопомощи, любви; я это положение Кропоткина перевел в теоретическое положение о ключевой роли в этой парадигме закона кооперации, действие которого сопровождается «механизмом интеллекта», как механизмом опережающей обратной связи или управления будущим с опережением) и берговской (автор – Л.С.Берг; концепция номогенеза, утверждающая наличие общих законов, направляющих прогрессивную эволюцию по определенному руслу) парадигм.

Этот синтез лежит в основе моего открытия о существовании 2-х метазаконов, направляющих любую прогрессивную эволюцию, сопровождающуюся ростом сложности эволюционирующих систем: (1) мета закона сдвига от доминирования закона конкуренции и механизма естественного отбора к доминированию закона кооперации и механизма интеллекта; (2) метазакона интеллектуализации или «оразумления» прогрессивной эволюции (как следствие действия первого метазакона). Из этого положения вытекает, что появление человека (человеческого разума) в процессе прогрессивной эволюции Вселенной, в том числе прогрессивной эволюции живых систем Биосферы на Земле, является не случайным, а закономерным, отражающим действие указанных метазаконов. И переход Биосферы в Ноосферу, на который, как на закон глобальной эволюции, указал В.И.Вернадский, есть не случайность, а отражение проявления действия указанного метазакона «оразумления» прогрессивной эволюции Биосферы.

В свете указанных теоретических положений Ноосферизма, переживаемая Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть эпоха перехода Биосфера в Ноосферу, переход человечества в состояние (или качество) ноосферного человечества, чей коллективный (общественный) интеллект (Разум) начинает управлять социоприродной эволюцией, соблюдая законы-ограничения, диктуемые действием обратных связей гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля, как суперорагнизмов. Поэтому Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть эпоха «Родов Действительного – Ноосферного – Разума» и соответственно становления планетарной кооперации народов-этносов и, как следствия такой кооперации, становления «Мира без Войн и Насилия». Это означает, что заканчивается вместе с глобальным империализмом и геополитика, рождаемая «Анти-Разумом» мировой финансовой капиталократии, и происходит рождение Ноосферной геополитики, исходящей из доминирующей роли закона кооперации.

Ноосферная трансформация мира, которая и есть ноосферная социалистическая революция, охватывающая весь XXI век, начнется из России, а вернее теоретически и идеологически она уже началась в России в форме набирающего силу ноосферного научно-образовательного движения, создания основ единой ноосферной науки о человеке и обществе и единого ноосферного непрерывного образования.

Россия – евразийская, общинная, с самым холодным климатом (т.е. с высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни общества) и с самым большим пространством-временем (хронотопом) бытия, цивилизация. Из-за высокой энергетической стоимости воспроизводства жизни в ней всегда доминировал закон кооперации в форме «общинности» (доминанты коллективизма, «соборности»), кооперации многих народов и национальностей во главе с русским народом, сопровождающийся ценностями правды, любви, справедливости. Именно это цивилизационное качество России и явилось одним из главных детерминантов Социалистического Прорыва человечества именно с её территории в 1917 году и появления мощной социалистической державы на карте мира в лице СССР, спасшей весь мир в 1941 – 45 гг. от гитлеровско-фашистского рабства. Россия-СССР первой совершила, на базе социализма, Космический Прорыв 4 октября 1957 года (запуск первого спутника Земли) и 12 апреля 1961 года (облет вокруг Земли на советском космическом аппарате, в ближнем космосе, Юрия Алексеевича Гагарина). Именно, благодаря теоретическому научному прорыву В.И.Вернадского – через создание учения о переходе Биосферы в Ноосферу – в 20-е – 30-е годы ХХ века в СССР, а затем его развитию в СССР и России, появлению Ноосферной научной школы и Ноосферизма, как стратегии Ноосферного Прорыва, Россия призвана возглавить Ноосферный Прорыв человечества в XXI веке и спасти человечество от его неминуемой, на рыночно-капиталистических основаниях, экологической гибели.

Итак, в логике геополитических прогнозов на ближайшие десятилетия доминируют: (1) логика геополитической конкуренции; (2) положение о неизбежности 3-й мировой войны в связи с крахом «долларовой империи»; (3) взгляд на экономическую мощь США и Китая, их конкуренцию как главное основание геополитической и геоэкономической динамики (на базе мирового рынка); (4) взгляд на мировые экологические процессы как «периферийные» по отношению к логике геоэкономической конкуренции; (5) ставка на глобальную манипуляцию противоречиями крупных религий мира, лежащих в основе крупных цивилизаций (пример – концепция С.Хантингтона [25]). «Смешение карт» в этих прогнозах произойдет в 2025±5 году! И уже начало 2020-го года, когда появление «каронавируса» в Китае и начало его эпидемии, а также обвал многих рынков под воздействием «информационной паники в мире», вполне возможно – искусственно разжигаемой, может быть и есть начало процесса такого «смешения карт».

Грядет ноосферная социалистическая революция, которая, по моему прогнозу, начнется с ноосферного прорыва России и охватит весь XXI век! Эта революция и определит содержание уже разворачивающейся Эпохи Великого Эволюционного Перелома.

Поэтому стратегия развития России в XXI веке – становление Ноосферной России, и соответственно – ноосферной управляемой (планово-рыночной – на первом этапе) экономики и ноосферного научно-образовательного общества [1 - 8].

Литература:

 

  1. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001 – 537с.
  2. Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм. – СПб.: Астерион, 2009. – 572с.
  3. Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. В.Г.Егоркина. – СПб.: Астерион, 2011. – 108с.
  4. Субетто А.И. Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: ноосферно-социалистический прорыв или экологическая гибели человечества? – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. – 44с.
  5. Субетто А.И. Экономический колониализм и крах рыночных реформ в России. Наступление эпохи великих ноосферно-социалистических преобразований: научно-философский очерк/ Под науч. ред. Президента Петровской академии наук и искусств д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2019. – 52с.
  6. Субетто А.И. Ноосферная Россия: стратегия прорыва (основания ноосферного россиеведения)/ Под науч. ред. проф., д.т.н., д.пс.н., д.п.н. В.В.Лукоянова. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2018. – 340с.
  7. Субетто А.И. 200-летие Маркса и грядущее 150-летие В.И.Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм – «повестка дня» на XXI век/ Под науч. ред. Президента Петровской академии наук и искусств д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2018. – 108с.
  8. Субетто А.И. Ноосферная миссия России в XXI веке (философско-социально-экономические очерки)/ Вступ. ст. Л.А.Зеленова; под науч. ред. президента Академии гуманитарных наук д.э.н., проф. В.Т.Пуляева. – СПб.: Астерион, 2020. – 152с.
  9. Глазьев С. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают («Коллекция Изборского клуба»). – М.: Книжный мир, 2016. – 512с.
  10. Глазьев С. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах («Коллекция Изборского клуба»). – М.: Книжный мир, 2018. – 768с.
  11. Катасонов В.Ю. Закат эпохи либерализма. Хроника финансового Апокалипсиса (Серия «Финансовые хроники профессора Катасонова») (Выпуск VIII). – М.: Книжный мир, 2019. – 512с.
  12. Ефимов В.А. Россия – альтернатива апокалипсису. – М.: Изд-во АСТ, 2015. – 352с.
  13. Делягин М. Путь России: Новая опричнина, или Почему не нужно «валить из Рашки». – М.: Эксмо, 2011. – 416с.
  14. Кара-Мурза С.Г. Спасти Россию, как нам выйти из кризиса. – М.: Алгоритм, 2013. – 272с.
  15. Ивашов Л.Г. Мир на изломе истории. Хроника геополитических сражений. – М.: Книжный мир, 2018. – 608с.
  16. Ивашов Л.Г. Опрокинутый мир. – М.: АО «Издат. Дом» «Аргументы недели», 2020. – 384с.
  17. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Междун. отношения, 2020. – 256с.
  18. Платонов О., Райзеггер Г. Мировая гегемония Америки Летопись кровавых преступлений. – М.: Алгоритм, 2012. – 368с.
  19. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. – М.: «Альпина», 2001. – 335с.
  20. Коммонер Б. Замыкающийся круг – Л.: Гидрометеоиздат, 1974. – 280с.
  21. Медоуз Д.К., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. – М.: Пангея, 1994. – 364с.
  22. Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания. – М.: ФГУП «Щербинская репография», 2002. – 86с.
  23. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М.: «Аграф», 1998. – 480с.
  24. Goodland R., Daly H., El Serafy S. (Eds.). Environmental Building on Brandtland. Washington DC. World Bank.1991
  25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003. – 635с.

Справка об авторе

 

Субетто Александр Иванович: доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, директор Центра ноосферного развития Научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления (филиала РАНХиГС при Президенте России), профессор кафедры истории религии и теологии Факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), член президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества

 

[1] Настоящая статья является кратким изложением доклада автора на пленарном заседании в Финансовом университете при Правительстве РФ 6 марта 2020 года (ведущие – профессора Д.Е.Сорокин, А.Г.Грязнова, М.Л.Альпидовская)