Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опрос ВЦИОМ свидетельствует о наличии противоречий в обществе, в том числе в Церкви …


Попробуем сначала проанализировать основные данные опроса. Среди общей всевозрастной выборки православными себя считают 63% опрошенных, представителями исламской религии - 5%, католиками - 1%, протестантами разных направлений - также 1%. Вызывают недоумение нулевые показатели по приверженцам иудаизма и буддизма (объяснение этому на сайте ВЦИОМа я не нашел). Верующими в Бога, но не принадлежащими к какой-либо конфессии, называют себя 6% респондентов, колеблющихся между верой и неверием - также 6%. И, наконец, неверующих было 15%, остальные 3% - затруднились ответить. Удивительно, что, когда я сравнил эти данные с данными ВЦИОМа за 2006 год (см. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб. Изд-во СПбГУ. 2008. С. 183-184), оказалось, что данные тринадцатилетней давности почти не отличаются от современных. В 2006 году православных было также 63%, представителей ислама - 6%, католиков - 1%, буддистов - 1%, всех остальных конфессий - !%, неверующих - 16%. Больше было только верующих, не принадлежащих к конфессиям - 11% (по сравнению с 6% в 2019 г.), а графа «колеблющиеся между верой и неверием» в 2006 году ещё отсутствовала. Судя по этим сравнительным данным, никакого кризиса в православии и других конфессиях нет, скорее не то стабильность, не то застой.

Однако, приведенные данные являются хорошим примером того, как обобщающая картина скрывает сущностные, более глубокие процессы. За массивом леса не видно деревьев. Понятно, почему К. Родин в своем комментарии остановился на одной, но важнейшей детали - распределении данных о конфессиональной принадлежности самых молодых среди опрошенных, людей в возрасте от 18 до 24 лет. Здесь-то и скрывается надвигающийся кризис. По сравнению со всеми другими четырьмя более старшими возрастными группами, где православными себя считают от 62 до 74% респондентов, в молодежной группе к православным верующим себя относят только 23% (!). Впрочем, всё-таки я не могу быть уверен в этой цифре. Да, ряд данных, в том числе данные нашего исследовательского центра, свидетельствует о снижении процента православных верующих среди молодежи, но не настолько. Вместе с тем, различные тревожные данные об отношении к православию накапливаются. Июньский опрос ВЦИОМ «О национальной гордости великороссов» (см. моё интервью на РНЛ, 15.06.2019 г.) показал, что РПЦ перестала быть одной из главнейших ценностей российских граждан. По данным различных исследований, рейтинг Патриарха снижается, как и рейтинг Президента.

Противоречий в обществе, в том числе в Церкви, накопилось немало. Кстати, в опросе, результаты которого мы обсуждаем, приводятся данные о мнении 34% опрошенных о том, что принимать крещение необходимо во взрослом сознательном возрасте, а не в младенчестве. Боюсь, что все эти противоречия будут нарастать, тем более, что антирелигиозная пропаганда и одновременное массированное развращение общества только усиливается. Телевидение и интернет-источники круглосуточно демонстрируют антиправославные, антицерковные пасквили, вроде выступлений бесоодержимого А.Невзорова, и фильмы, подобные мерзейшему «Русскому бесу». Активно рекламируются всевозможные суеверия, экстрасенсы, «ясновидящие», гадалки, астрологи и даже «потомственные ведьмы». Практически все отечественные сериалы стали криминальными (даже комедии), насыщенными сценами убийств, истязаний, насилий, разврата, предательства, героями которых выступают бандиты, мошенники и аморальные продажные полицейские и чиновники. Всё это по законам подражания, внушения и психического заражения внедряется в реальную жизнь, а потом из реальности, ещё более изощренно и извращенно, переносится соответствующими сценаристами и режиссерами на экраны «зомбоящиков» и компьютеров. А население это потребляет. По данным недавнего исследования «Левада-центра» просмотр фильмов и сериалов является наиболее популярным занятием у наших сограждан (сие к сведению тех, кто думает, что телевизор смотрит только некое меньшинство обездоленных). К сожалению, наша Церковь слабо противостоит этому откровенному оскотиниванию населения. Президент на последней встрече с общественностью ненароком признался в том, что мы, кажется, «построили общество потребления». И это, действительно, так и есть.

Последнее время каждый день на телеканале «Санкт-Петербург» можно увидеть вульгарную рекламу, где женщина в состоянии потребительской одержимости орёт: «Беру! Беру!», сметая с полок универсама какие-то банки со жратвой. И это на одном из наших самых пристойных, лучших телеканалов. О рекламе вообще невозможно говорить без содроганья, настолько она пошлая, непристойная, примитивная, грубо давящая на «основные» инстинкты. На ней вырастают миллионы российских детей. Власть отказалась от нравственно-культурной регуляции виртуальных потоков массового искусства и информации, запуганная либеральными «голыми королями» шоу бизнеса и полуголыми «светскими львицами».

Чего же удивительного, что поколение уже родившееся и выросшее в недоразвитом капиталистическом обществе потребления отказывается от православной веры, заменив её поклонением глобальному золотому тельцу и языческому гламуру. Грядущий хам, о котором вещал в начале ХХ века Дмитрий Мережковский, снова возродился. Наше общество уже давно в кризисе и он заражает даже некоторых людей Церкви, вот появился и термин «церковный гламур». Только стремление воплотить в жизнь наши русские идеалы, выраженные в девизе: «Православие. Правда. Справедливость!», могут спасти наше общество. Вспомним об этом.

Валентин Евгеньевич Семёнов, академик ПАНИ, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции СПб»научный руководитель НП «Центр политических и психологических исследований»