Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

             кас

            От имени Президиума ПАНИ президент Академии А.В. Воронцов поздравил  с 80-летием академика ПАНИ, адмирала И.В. Касатонова, который известен, в том числе, тем, что в смутное время сумел сохранить для России Черноморский флот и, тем самым, заложить основу для возвращения Крыма на Родину. Именно его решение не присягать Украине фактически сохранило официально признанный русский плацдарм на крымской земле. В настоящем материале приведена как информация о жизненном пути Касатонова, так и его рассказ "от первого лица" о борьбе за российский флот в Крыму. 

Игорь Владимирович Касатонов родился 10 февраля 1939 года в городе Владивостоке. Во время Великой Отечественной войны жил в эвакуации в городе Ирбит Свердловской области. В 1956 году, после окончания средней школы с серебряной медалью, поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. П. С. Нахимова, которое окончил с отличием в 1960 году по специальности «ракетное вооружение».

Начинал службу лейтенантом на эсминце Черноморского Флота «Гневный», командовал одной из батарей корабля. В 1961 года совершил на эсминце «Упорный», будучи командиром боевой части корабля, морской переход из Чёрного моря вокруг Европы, а затем - Северным морским путём на базу Тихоокеанского флота (ТОФ). На «Гневном» командовал батареей крылатых ракет, провёл 6 успешных боевых пусков. В 1966 году заочно окончил Севастопольский приборостроительный институт. Окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ в 1967 году. В 1972 году, после окончания Военно-морской академии, принял командование новейшим БПК «Очаков», досрочно получив звание капитан 2 ранга.

С 1975 по 1977 год и с 1979 по 1980 год проходил службу в должности начальника штаба дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота. В 1979 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил имени К. Е. Ворошилова. С 1980 года командовал 30-й дивизией кораблей Черноморского флота.

С апреля 1982 года по апрель 1988 года командовал Кольской флотилией разнородных сил. С апреля 1988 года по 14 сентября 1991 года - заместитель командующего Северным флотом, возглавлял первый (после окончания Второй мировой войны) визит советских военных кораблей в США. Всего за время службы на флоте провёл 15 дальних океанских походов и выполнил 10 боевых служб.

С сентября 1991 года по 26 сентября 1992 года командующий Черноморским флотом.

В 1991 - 1992 годах благодаря адмиралу Касатонову, его жесткой позиции и грамотным действиям Черноморский флот бывшего СССР был сохранен для России.

4 января 1992 года объявил Черноморский флот российским и одновременно запретил личному составу флота принимать украинскую военную присягу до принятия политического решения руководством России и Украины о судьбе флота. В эпоху борьбы за флот он опирался на Военный совет ЧФ, учитывал мнения черноморцев, ветеранских организаций, умело взаимодействовал с прессой. Действенную помощь и поддержку ему оказывали патриотические общественные объединения и партии Севастополя, Крыма и России. «Моряки выполнили мой приказ: «Украинскую присягу не принимать!» В поддержку я получил из России сотни телеграмм от простых людей, от руководства ни одной»,- вспоминал потом адмирал. И только через год после этого Ельцин начал переговоры с Кравчуком о разделе флота.

26 сентября 1992 года назначен Первым заместителем Главнокомандующего ВМФ России. В этой должности в 1999 году адмирал Игорь Владимирович Касатонов закончил действительную военную службу. В настоящий момент советник в военной структуре. Имеет учёную степень кандидата военных наук. Основные награды Игоря Владимировича:

       Орден Красной Звезды

       Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени

       Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени

       Орден «За военные заслуги»

       Орден «За морские заслуги» (2014)

       Почётный гражданин города Петергофа (1996)

       Почетный гражданин города Полярного Мурманской области (2004)

ЗА РЕШАЮЩИЙ ВКЛАД В СОХРАНЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННУЮ НА СБЕРЕЖЕНИЕ РУССКОГО МИРА, АКАДЕМИКУ ПАНИ, АДМИРАЛУ И.В. КАСАТОНОВУ ПРИСУЖДЕНА ВЫСШАЯ НАГРАДА ПЕТРОВСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ИСКУССТВ - ПРЕМИЯ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.  

Династия Касатоновых

кас2

Моряки Касатоновы. С портрета на своего сына адмирала Игоря Касатонова и внуков капитана 1-го ранга Александра (слева) и полковника юстиции Кирилла смотрит адмирал флота Владимир Афанасьевич Касатонов. Фото: Из личного архива Игоря Касатонова.

кас3

28 января 1992 года. Новороссийск. Тяжелый разговор о будущем Черноморского флота (слева направо): главнокомандующий ВМФ Владимир Чернавин, министр обороны СССР Евгений Шапошников, президент России Борис Ельцин и командующий КЧФ Игорь Касатонов на крейсере.

 Материалы об адмирале Касатонове предоставиил П. Валивач. 

 В завершении приведем воспоминания самого адмирала.

ТРЕТЬЯ ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

Без Крыма и Севастополя нет и не может быть России.
 
Утратив их окончательно, наша страна лишилась бы права называться и быть Великой державой.
 
Легитимное и естественное возвращение полуострова и главной военно-морской базы Юга России — Севастополя позволило ликвидировать брешь в системе безопасности страны с юго-западного стратегического направления. В условиях перманентного продвижения НАТО на Восток это жизненная необходимость не только для нашего государства, но и всего славянства, русского мира, наших друзей и союзников.
 
На протяжении трех веков Запад не оставлял попыток добиться отсоединения Крыма от России. Крымская война 1853–1856 гг. и первая оборона Севастополя унесли жизни более миллиона человек. Против России выступила серьезная европейская коалиция, которая жаждала одного — расчленить Россию. Идеологом этого плана был британский лорд Пальмерстон. Война велась не только в Крыму, но и в Закавказье, на Балтике, в Кольском заливе, на Камчатке. План английского лорда провалился — Россия устояла.
 
В Первую мировую войну Черноморский флот полностью господствовал на Черном море и планировал высадить десант в составе целого корпуса в район пролива Босфор. Однако Гражданская война разрушила все эти планы, и как следствие Крым стал последним оплотом Белого движения, а Россия оказалась без военного флота на Черном море.
 
Усилиями Советской России Черноморский флот был восстановлен и с началом Великой Отечественной войны первым открыл огонь по немецко-фашистским захватчикам. За Крым и Севастополь развернулись ожесточенные бои. Вторая оборона Севастополя вошла в историю нашей Родины как пример героизма и стойкости советского народа, армии и флота. Немцы рвались к бакинской нефти, но и в этот раз все их попытки были сорваны.
 
То, чего Запад не добился силой, в одночасье рухнуло при реализации "демократических реформ". И опять, как в страшном сне, возникла проблема Крыма и Черноморского флота.
 
Безопасность России на самом кризисном — Юго-Западном стратегическом направлении оказалась под угрозой. С передачей Крыма Украине, как это выходило по логике действий руководителей "беловежской тройки", практически весь Черноморский — ракетно-ядерный — флот переходил Украине, которая никогда не имела своей государственности.
 
Для подавляющего большинства населения Севастополя и Крыма, моряков Черноморского флота это стало большой бедой, а для России — национальным унижением. Как командующий Черноморским флотом, весь декабрь 1991 года я пытался достучаться до руководства России, но моряков-черноморцев тогда так и не услышали. 
 
Это был большой натовский проект, имевший целью лишить Россию Черноморского флота, а вместе с этим доминирования в Черном море и в Восточном Средиземноморье. Этот план также не удался. Волею судьбы мне выпала честь организовать и возглавить третью оборону Севастополя.
 
Как это было...
 
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще было подписано соглашение, в котором говорилось: "С образованием СНГ СССР прекращает свое существование". 30 декабря в Минске состоялась встреча глав государств Содружества, на которой ВМФ был отнесен к стратегическим силам, решающим задачи в интересах всего СНГ. Однако практически сразу Украина интерпретировала достигнутое решение в свою пользу, объявив, что все находящееся на ее территории, в том числе и практически весь Черноморский флот со своей главной базой в Севастополе, принадлежит только ей.
 
Чтобы официально это зафиксировать, требовалось одно — принятие присяги на верность Украине.
 
Российская сторона ничего не оспаривала. Списал флот со счетов и Генштаб в Москве, сняв его со всех видов довольствия.
 
В этих условиях, опираясь на поддержку большинства сослуживцев, которым я ранее изложил свою позицию, я принял самостоятельное решение: руководствуясь интересами России, воинским долгом, ответственностью перед севастопольцами и подчиненными, не выполнять новые законы Украины, директивы ее президента, приказы ее министерства обороны в части перевода Черноморского флота под ее юрисдикцию.
 
Между тем принятие присяги было назначено на 3 января 1992 года. В этот день вся огромная 700-тысячная группировка советский войск на Украине начала принимать присягу Киеву. Это касалось и ЧФ.
 
Ни тогда, ни позже никто не ставил мне задач по сохранению флота. Необходимо было самостоятельное решение, и я его принял, объявив 4 января, что ЧФ — российский, что он подчиняется министру обороны СНГ маршалу авиации Е. Шапошникову, командующему ВМФ В. Чернавину, что по его судьбе необходимо политическое решение, для достижения которого мы готовы взаимодействовать с минобороны Украины.
 
Моряки выполнили мой приказ — "Не принимать украинскую присягу". 
 
17 января 1992 года мне удалось изложить свое видение ситуации в Москве в Кремлевском дворце съездов в присутствии шести тысяч российских генералов, адмиралов и офицеров. Помню, когда я шел к трибуне, все встали и приветствовали меня стоя.
 
В конечном итоге мои старания увенчались успехом. 29 января 1992 года в Новороссийске состоялась наша встреча с Б. Ельциным. На ней присутствовали Е. Шапошников и В. Чернавин. Выслушав меня, президент согласился с моими доводами.
 
3 августа 1992 года в Ялте Б. Ельцин и Л. Кравчук, министры обороны, иностранных дел, госимущества и других профильных министерств и ведомств подписали Соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе ЧФ бывшего СССР. Тем самым президент России гарантировал обеспечение гражданских, политических, экономических и социальных прав военнослужащим российского ЧФ. 
 
Теперь все действия, касающиеся судьбы флота, решались в рамках переговорного процесса. Проблема ЧФ вышла на президентский уровень, все эти процессы стали легитимными и, наконец, государственными. С этого момента российские моряки-черноморцы стали юридически защищенными.
 
Последние 23 года я занимался проблемами флота и Севастополя в закрытом и открытом режиме. При этом многократно убеждался в том, что если бы черноморцы дрогнули и не поддержали меня в 1992 году, то уже давно в Севастополе сидели бы натовцы и продолжали свое "расширение на восток". Все эти годы в Севастополе и Крыму поддерживался русский дух и уверенность жителей полуострова в том, что Россия обязательно вернется! В Одессе, где Черноморский флот не стоял, этого добиться не удалось.
 
Автор — первый заместитель главнокомандующего ВМФ РФ в 1992–1999 годах адмирал Игорь Касатонов

Комментарии для этой записи закрыты