«Из всех страстей человеческих, после самолюбия, самая свирепая – властолюбие. Ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий, как властолюбие.» ( В.Г. Белинский )

Для удобства дальнейших рассуждений рассмотрим некую обобществленную модель существования человеческого сообщества. При этом откажемся от известной гегелевской спирали и представим себе следующую картину.

Вокруг вертикальной оси, изображающей собой власть, т.е. организующую и направляющую силу в сообществе (племя, община, государство и т.п.) вращается некая область, представляющая подвластную часть сообщества (рабы, крестьяне, ремесленники, торговцы -–народ).

В дальнейшем условимся чаще всего рассуждать о государстве, хотя модель применима и для других типов человеческого сообщества.

Во власть во все времена и во всех сообществах проникали те их члены, которых психология выделяет как лидеров – людей, нуждающихся в руководящей роли и способных к ней, в отличие от ведомых – исполнителей чужой воли. Считается, что в любом сообществе число лидеров составляет 5-7% от общего количества членов. Лидеры, конечно в различной степени, но обязательно обладают неким особым качеством, которое древние греки называли харизмой и которое по сей день никто толком описать не может.

Добиваясь власти над себе подобными, лидеры используют ее в своих целях, всегда корыстных. С одной стороны они, таким образом, удовлетворяют жажду навязывать свою волю согражданам, с другой - получают различные блага, привилегии за счет подвластных им сограждан.

В древней Руси князь или воевода, не стесняясь того, в своем прошении к царю писал: « Прошу посадить меня на кормление в город такой-то». Отсюда, кстати, и произошли названия: «Престольный град», «Престол», «Столица». Правда, за кормление князья и бояре обязывались выполнять определенные функции, такие как вооруженная защита населения, сбор налогов, разбирательство конфликтов и т.п.

Очевидно, основная часть сообщества (народ) далеко не всегда мирится с таким положением. В нашей модели это соответствует наличию центробежной силы, как бы приложенной к области «народ», которая направлена по радиусу в сторону противоположную оси вращения (власти). Существование такой силы проявляется в изгнании князей и бояр от стола, восстаниях, стачках, забастовках, демонстрациях.

Власть в свою очередь, чтобы удержаться у кормила изобретает, организует и прикладывает к своему народу, находящемуся на круге вращения, другую силу – центростремительную. Если обе силы на какой-то момент времени равны, то сообщество находится в равновесном состоянии. В случае преобладания центробежной силы происходит смена власти (далеко не всегда на лучшую). В противном случае, когда центростремительная сила оказывается больше центробежной, происходит ухудшение положения народа и за счет этого улучшается жизнь власть предержащих. Еще Ломоносов знал, что если где-то чего-то прибавилось, то, значит, где-то этого на столько же убавилось (Закон сохранения вещества).

В соответствии с законами диалектики все находится в движении и развитии. Человеческое общество тоже. Развитию в нашей модели соответствует переход вращающейся вокруг вертикальной оси области «народ», на другую, более удаленную орбиту или увеличение радиуса вращения (R). При этом центробежная сила (F) увеличивается:

F = ma, а = ωR

Здесь : m масса,

a ускорение,

ω – угловая скорость вращения.

Власти приходится проявлять изобретательность, чтобы увеличить центростремительную силу и удержать систему в равновесном состоянии (народ в повиновении).

Этот процесс, начавшийся в незапамятные времена возникновения первых человеческих сообществ, продолжается в наше время. Он может закончиться только после создания идеальных сообществ типа Рая или теоретического коммунизма.

Время в целом, безусловно, положительно сказывается на развитии человеческого сообщества. При этом развиваются, совершенствуются возможности и способности человека, а, следовательно, и сообщества. Развивается наука, образование, культура, искусства, техника, экономика. По мере исторического развития человек все больше осознает несправедливость бытия и униженность своего положения относительно власти. Вместе с тем растут и силы сопротивления народа, растет центробежная сила в системе «власть – народ». Власть в свою очередь предпринимает все, чтобы сохранить свои привилегии, увеличивая различными способами центростремительную силу давления на народ. Поскольку процесс развития человека ничем не ограничен, вечна борьба между народом и властью.

Все способы увеличения центростремительной силы удерживания народа в повиновении условно можно разделить на две группы: физические и духовные. Наверное, не было времени, когда применялись бы только методы одной группы, всегда применялись их комбинации. Причем, если на ранней стадии развития человека преобладали физические, то с течением времени все большую роль начинают играть методы духовные. Очевидно, и те и другие постепенно совершенствуются. Власть предержащие никогда не жалели сил и средств на совершенствование методов удержания народа в повиновении. Лучшие умы человечества на протяжении всей его истории работали над этой проблемой, часто вопреки своим личным интересам. Человечество прошло путь от примитивных устрашений колдунов, через труды Платона и Макиавелли до современных научных институтов, центров и фондов; от камня и дубины – до дыбы, сажания на кол, распятия на кресте, электрического стула. И нет предела этому совершенствованию.

О том, что касается поведения народа, его реакции на повышение центростремительной силы давления, написаны горы литературы. Власти позаботились об этом. Достаточно разработаны психология личности и психология толпы, психология малых и больших групп. Ведь властям необходимо предвидеть поведение людей в различных ситуациях, чтобы своевременно принять действенные меры по увеличению центростремительной силы. Относительно самой власти, ее сущности, механизма возникновения причин, по которым один человек имеет возможность господствовать над другим, а одна группа людей – над другой (часто более многочисленной) – написано значительно меньше. Думается, что власти позаботились и об этом. Особенно это относится к популярной, доступной многим, литературе. И это естественно, ведь властям всегда было удобнее и проще господствовать над людьми, не размышляющими и не имеющими для этого ни возможности, ни подготовки, ни желания. Свободная мысль всегда была злейшим врагом власти, ибо она пробуждает центробежную силу в народе и заставляет власть действовать, а не только наслаждаться прелестями жизни. (Фрейд прав: человек по природе своей ленив.) Далее вниманию читателя предлагается попытка автора самостоятельно разобраться с механизмом и сущностью всякой власти. Насколько она удачна, – судить Вам!

Сразу оговоримся, что основные закономерности присущие взаимоотношениям двух человек (Робинзона и Пятницы) распространимы, на мой взгляд, и на взаимоотношения двух групп людей (и на систему «власть – народ»).

В.И. Даль определяет «власть» следующим образом: «Власть - право, сила и воля над чем-либо; свобода действий и распоряжений; начальствование; управление. Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть для каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Всякая власть от Бога».

Мы не будем касаться вопросов власти над имуществом, верховной (монархической) и Бога. Будем считать, что власть характеризуется возможностью навязывать свою волю одним человеком другому, одной группой людей – другой. Говоря о власти, мы будем подразумевать именно это.

Уже по определению всякая власть – насилие. Власть всегда основана на силе с одной стороны и характеризуется силой - с другой. Робинзон получил власть над Пятницей благодаря шпаге. Страх заставил Пятницу повиноваться. Следует различать два типа власти: административную и духовную. Что такое административная власть понятно: власть, определяемая должностью в иерархической системе управления ее носителя. Сила такой власти ограничивается законами, уставами, инструкциями и т.п.

С духовной властью сложнее.

Абсолютно ясно, что колдун, религиозный проповедник имеет власть над своей паствой. Художник имеет власть над частью людей знакомых с его творчеством. Певец или музыкант имеет власть над частью своих слушателей. Взгляните только на толпу поклонников какого-либо современного шоу-бизнесмена. Он явно может управлять сознанием и действиями этих людей.

Возникает вопрос: почему один и тот же человек имеет духовную власть над одними людьми и не имеет – над другими? Почему власть его почти абсолютна в одном случае и ничтожно мала в другом? Члены древнего религиозного ордена Ассасинов, не задумываясь, шли на смерть по приказу своего вождя. Подобные примеры можно привести и из современной жизни религиозных сообществ. В истории можно найти примеры и противоположного свойства, когда даже административная власть настолько слаба, что ее приказы не вызывают должной реакции. Так обстоит дело в сегодняшней России.

Представляется, что все дело в системе ценностей, существующей в обществе и глубине ее проникновения в сознание людей.

В основе всякой власти всегда лежит некая ценность. Властью обладает тот, кто владеет или распоряжается этой ценностью.

Под системой ценностей будем понимать совокупность материальных и духовных объектов (понятий), привлекательных для людей на избранном отрезке времени в избранном сообществе. Причем привлекательность здесь рассматривается как в положительном (вызывает положительные эмоции), так и в отрицательном смысле (вызывает отрицательные эмоции).

Источником ценностей являются биологическая и психологическая потребности людей. То есть, ценность во всех случаях отражает потребительские свойства материального или духовного объекта, в некоторых случаях совпадая с ним. Материальные ценности всегда совпадают с реально существующими предметами; духовные – характеризуют внутренние пристрастия человека. Так, например, к материальным ценностям относятся все предметы быта, к духовным – свойства личности: знания, умения, бескорыстие, мужество, честность, сопереживание и т.п.

В различных сообществах и в одном и том же в различное время, системы ценностей могут существенно различаться. На этом понятии следует остановиться подробнее, поскольку это, на мой взгляд, является основополагающим в человеческих взаимоотношениях.

Словами «Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог», начинает свое повествование евангелист Иоанн. Я думаю толковать эту фразу нужно следующим образом.

В основе всякого деяния лежит идея, замысел. Эта идея должна соответствовать христианскому понятию Совесть. Совесть и Бог – понятия тождественные. «Совесть (Бог) – часть души, где оцениваются поступки человека» (В.И. Даль). И, наконец, идея может быть чрезвычайно важна и сильна, как всесилен и всемогущ Бог.

Думаю, что это полностью относится и к системе ценностей, как идее, на которой строятся взаимоотношения в любом человеческом сообществе. Система ценностей лежит в основе политики, экономики и идеологии. Она оказывает решающее влияние на все стороны существования государства: тип государственного устройства, государственные институты, законы государства, мораль и нравственность, науку и искусство, экономику, психологию народа, мировоззрение (понятие Добра и зла, Справедливость и несправедливость) и т.д. и т.п.

При этом:

Политика – это совокупность управленческих мероприятий, проводимых в государстве для поддержания принятой за основу системы ценностей

Экономика – это совокупность законов, определяющих взаимоотношения между отдельными материальными ценностями непосредственно, либо через посредника деньги, а также способов получения самих материальных ценностей.

Идеология - совокупность методов, позволяющих повысить приоритет отдельных ценностей, либо сделать их в принципе привлекательным в глазах народа.

Юридические законы – выражение формализованного отношения государства к отдельным ценностям.

Нравственные законы (нормы) - выражение отношения общества к отдельным ценностям из принятой в государстве системы.

Добро – основное понятие нравственности: все то, что способствует утверждению принятой системы ценностей. Любое деяние считается добрым, если оно согласуется с системой ценностей его оценивающего индивида или сообщества. Чем выше приоритет ценности, которой соответствует деяние, тем более оно доброе.

Зло – антипод понятию «Добро».

Свобода – возможность внесения изменений в систему ценностей, принятую в государстве. Степень свободы определяется количеством граждан, имеющих возможность вносить эти изменения. При демократическом политическом устройстве таковых больше, чем при тоталитарном. Но ... , во-первых, в свободе нуждаются далеко не все граждане; во-вторых, злоупотребление свободой может приносить большой вред обществу. Поэтому свобода должна ограничиваться юридическими и нравственными нормами.

Роль системы ценностей в жизни становится особенно очевидной в переходное время, которое мы сейчас переживаем.

Рассмотрим это важное понятие в историческом развитии.

На самом раннем этапе существования человека, очевидно, наиболее привлекательным для него было то, что обеспечивало его естественные потребности, само его существование; защиту от неприятностей, приносимых внешней средой: еда, примитивная одежда и такое же примитивное укрытие (пещера). Это - явно материальные ценности. Владельцы ценностей являлись носителями власти.

По мере развития человека постепенно возникли и другие – духовные ценности. Он научился изображать детали окружающего мира на стенах жилища,изготовлять орудия труда и орудия борьбы с хищниками. Он стал меньше тратить времени на удовлетворение естественных потребностей. У него появился досуг – основа для духовного роста. Вместе с этим возникли и первые духовные ценности (привлекательные, неутилитарные вещи). Например, личные украшения, примитивные скульптурки и т.п. Появились и владельцы этих духовных ценностей – носители духовной власти.

Любой обладатель ценностей (чего-то привлекательного для другого человека) может поделиться с другим, а может и не сделать этого. Тот, второй, не имея какой-то ценности, но, желая ею обладать, становится зависимым от первого, подвластным ему. Естественно в те далекие времена большой ценностью были молодость и физическая сила. Обладатели этих ценностей представляли собой какую-то власть.

Подчеркнем это важное утверждение. Властью всегда обладает тот, кто владеет или распоряжается какой-то ценностью.

Ценность довольно субъективное понятие. Возможен случай (и не редкий), когда то, что является ценным для одного человека, никакой ценности для другого не представляет. Тогда и власть на последнего не распространяется. Например, если бы Робинзон вместо шпаги обладал кошельком с золотыми монетами, то, скорее всего, власть оказалась бы в руках не у него, а у Пятницы.

Очевидно, с течением времени количество привлекательных (ценных) вещей и понятий росло. Изменялись эти ценности и качественно. Со временем возникли и не материальные, не осязаемые – абстрактные ценности. Возникли мораль и нравственность. Если в первобытном обществе слабых, больных, старых соплеменников и пленных просто убивали и съедали (зачем пропадать напрасно пище), то на каком-то этапе особой необходимости в этом не стало. Постепенно утвердилось мнение, что есть людей нехорошо, Один обычай заменился другим. Нравственность развивается. Если первоначально властвовала физическая сила (кто сильней, тот и становился обладателем предметов быта и женщин), то со временем стали привлекательными и умственные способности человека. Например, охотничье искусство; способность организовать защиту от нападения соседей, изготовить орудие охоты и т.п. Действия сильного по овладению предметами быта стали осуждаться соплеменниками. Возникли соревнования между сильными и умными. Духовные ценности стали равными, а затем и выше физической силы. Правда, в настоящее время в России мы часто наблюдаем обратное, но хочется верить, что это временное отступление человека в своем развитии (назад к природе). Если не верить во временность этого явления, то нужно признать, что развитие человечества пойдет вспять, и мы когда-либо вернемся к первобытному образу жизни.

Уже из сказанного ясно, что одни ценности из общей системы обеспечивают само существование человека, другие - его духовную жизнь. Первые определяют биологическое (животное) начало человека, вторые – его духовное (социальное) начало или сущность.

Биологическое естество человека проистекает из его животного происхождения. В результате исторического процесса и естественного отбора оно закрепилось в нем на генетическом уровне. То есть, совокупность качеств и свойств человека, как биологического существа, передается по наследству (конечно, бывают и исключения). Духовное же начало в человеке создается окружающей социальной средой, путем воспитания личности.

Очевидно, качества, закрепленные генетически, значительно более устойчивы, неизменны. Ведь на их отработку природа затратила тысячи лет. Духовные же качества (ценности) в человеке менее устойчивы к влиянию внешней среды (слаб человек) и довольно легко изменяются от внешних воздействий. Это очень важно понять и усвоить, ибо, понимая это, легко объяснить все глобальные события, происходящие сегодня в нашей стране.

Именно на устойчивость биологического начала человека и была сделана ставка теми, кто планировал, готовил и организовывал наши «реформы», их идеологическую подоплеку и пропаганду средствами массовой информации. И они одержали победу, поскольку победа эта основана на борьбе биологического и духовного в человеке. На настоящем этапе развития человека она была предопределена. Жаль, что Горбачев и его окружение, объявляя гласность и открытость в СССР, не понимали этого. А может быть, понимали и перестраивались продуманно и целенаправленно, имея достойных учителей? Много свидетельствует в пользу последнего. Но окончательный ответ на этот вопрос даст только история. Надеюсь, что у зачинателей «реформ» не хватит цинизма признаться в истинных намерениях при жизни нынешних поколений.

Как уже говорилось, система ценностей постоянно развивается вместе с развитием человечества. По-видимому, ту ее часть, которая соответствует биологической сущности человека, нужно отнести к материальным ценностям, в отличие от духовных. Количество материальных ценностей растет с огромной скоростью особенно в последнее время на наших глазах вместе с прогрессом в науке и экономике.

Этого нельзя сказать о количестве ценностей духовных. Имеется в виду не количество книг, картин, музыкальных произведений и т.п., а нечто более общее – понятий, определяющих, что есть Добро и зло (что такое хорошо и что такое плохо). Очевидно, эти понятия менялись во времени, но хочется верить, что в сторону верную, в сторону совершенствования, в сторону более полного отражения истины.

Уместно отметить, что почти все науки занимаются материальными ценностями, а религия и искусство – духовными. То есть, науки в большинстве своем работают над утверждением биологического начала в человеке, а искусства – социального. Все виды искусства создают и внедряют в сознание человека духовные ценности.

Основные духовные ценности, плоды труда многих поколений людей, нашли свое концентрированное выражение в десяти христианских заповедях (правильнее сказать заповедях Моисея) и девяти блаженствах, изложенных в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Аналогичная нравственная составляющая существует и в других религиозных учениях (Мухамеда, Будды и т.д.). Ведь всякая религия обязательно включает нравственную и культовую составляющие. Причем нравственные составляющие всех религиозных учений очень близки по духу. Мы здесь опираемся на Библию только потому, что она ближе русскому человеку, чем, скажем, Коран.

Надо отметить два обстоятельства.

Во-первых, библейские духовные ценности, называемые сейчас общечеловеческими, дал миру еврейский народ.

Во-вторых, духовные ориентиры советского общества, закрепленные в Моральном кодексе строителя коммунизма, в основном отражают те же библейские духовные ценности. То есть, рассуждения нынешних демократов о бездуховности советского общества беспочвенны и лживы.

Разработкой и внедрением в сознание людей духовных ценностей всегда занимались специальные люди: колдуны, жрецы, монахи, специалисты-идеологи. Плоды их трудов оформлялись в виде религиозных учений, философских теорий, государственной идеологии и т.п. Интересно, что все религиозные учения возникли первоначально в интересах облегчения жизни простого народа (увеличивали центробежные силы), но кончалось всегда тем, что власти и учения и их проповедников привлекали для своих целей. Для увеличения центростремительной силы, удерживающей народ «на круги своя». Ничего не поделаешь! Потому они и власти!

Рассмотрим вкратце Моисеевы заповеди и прокомментируем их. Они достойны того. Это действительно общечеловеческие ценности. Исполнение их позволило бы всему человечеству жить в мире, любви и согласии.

1. Я – Господь Бог твой и не должно быть у тебя другого Бога кроме меня. Если толковать понятие Бог, как Совесть, внутренний судья, то заповедь призывает к одинаковой оценке событий и явлений всеми людьми. Очевидно, что это привело бы к единому пониманию всего происходящего на Земле и объединило людей.

2. Не создавай себе кумира (идола), не покланяйся ему и не служи ему. Эта заповедь – уточнение первой.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Заповедь призывает серьезно, ответственно подходить к библейским рекомендациям (христовой морали), не кощунствовать, быть верным данному обещанию (слову).

4. Шесть дней недели делай свои дела, седьмой день посвяти Господу Богу твоему. Иными словами, периодически остановись, человек, отвлекись от повседневных забот, проанализируй: все ли твои деяния хорошо согласуются с Совестью. Скорректируй свою жизнь в случае необходимости.

Первые четыре заповеди как бы описывают систему оценивания качеств личности человека (Бога, Совесть). Очевидно, для оценивания нужны некие критерии, мера. Роль меры выполняет система (шкала) христианских ценностей. Основными рисками (штрихами) на этой шкале служат остальные шесть заповедей.

5. Почитай отца и мать своих, чтобы тебе было хорошо и долго прожил ты на Земле. Заповедь призывает к уважению, любви и заботе к родителям; повиновению своим наставникам. В противном случае исчезнет чувство благодарности. Не сможет новое поколение воспользоваться опытом предшествующих.

6. Не убий. Бог заповедовал любить других, как самого себя, не делать другим того, чего себе не желаешь. Убийство здесь понимается шире, чем физическое лишение жизни.

7. Не прелюбодействуй. Заповедь ограждает людей от разврата: соблазнительных зрелищ, пьянства, сквернословия. Всего того, что не способствует оставлению после себя физически и нравственно здорового потомства.

8. Не воруй. Заповедь запрещает воровство, грабеж, обман – все способы безнравственного обогащения.

9. Не произноси ложного свидетельства на своего ближнего. Это запрет на ложь, клевету, доносительство, очернение доброго имени. Кто не хочет грешить против этой заповеди, тот должен быть правдив во всех случаях жизни.

10. Не завидуй. Зависть и неблагодарность великий Кант считал самыми чудовищными, дьявольскими качествами человека. Заповедь запрещает не только делать другому какое-то зло, но даже помышлять об этом. Ибо от дурных мыслей недалеко и до дурных дел.

Христианские заповеди крупными штрихами определяют, что есть Добро и зло. Чем должен руководствоваться человек, чтобы жить в мире и согласии с самим собой и с окружающей средой.

Девять блаженств Нагорной проповеди Иисуса Христа в концентрированном виде, а все остальные книги Библии на примерах и притчах, указывают пути исполнения заповедей, т.е. нравственные нормы (законы), исполнение которых людьми приведет к всеобщему благоденствию.

Вот эти блаженства.

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженными здесь называются люди, особо отмеченные Богом (Совестью, Высшим судьей), счастливые, достойные высокой оценки. Иначе говоря, счастливы те, которые осознают свое несовершенство. Они будут вознаграждены.

2. Блаженны плачущие, ибо утешатся. Счастливы те, которые сокрушаются о своем несовершенстве и стремятся к совершенству.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Счастливы незлобливые, скромные, живущие в мире и согласии с другими людьми. За ними будущее.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Высокой оценки заслуживают сильно желающие правды (праведной, нравственной жизни), ибо они могут добиться ее.

5. Блаженны милостливые, ибо они помилованы будут. Высоко оцениваются сострадательные, прощающие обиды, ибо окружающие будут относиться к ним так же.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Высоко оцениваются не имеющие дурных (безнравственных) мыслей, ибо они скорее достигнут согласия с Совестью.

7. Блаженны миротворцы, ибо они назовутся Сынами Божьими. Миротворчество высоконравственно.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Высокой оценки заслуживают те, которые ради жизни в соответствии с высокой моралью, готовы претерпевать гонения и невзгоды.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и неправедно злословить на меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Будьте готовы пострадать за нравственную жизнь.

В общем случае, с точки зрения христианской морали, добрым считается всякое деяние, которое способствует выполнению нравственных законов. То есть, доброта – это вовсе не всепрощение и вседозволенность. В случае необходимости она вполне допускает самые жесткие меры воздействия, вплоть до смертной казни и убийства врагов Отечества.

Какую-то часть христианской системы ценностей можно считать вечной и непререкаемой. Некоторые ценности носят классовый и временный характер. Вдаваться в подробности мы не станем. Ясно, что исполнение заповедей привело бы к возникновению Рая на земле. Это неосуществимая мечта. Но хочется верить, что человечество постепенно будет приближаться к этому идеалу. Пока же до этого далеко. Например, американцы, которые больше других пекутся об общечеловеческих ценностях, в каждом кинофильме разве не нарушают моисеевых заповедей? Разве не они создали себе кумира в виде доллара и не покланяются сами и не заставляют поклоняться другие народы? Разве не они обесценивают человеческую жизнь в своих кинобоевиках и тем самым способствуют убийствам? Это и есть истинная двойная мораль и лицемерие. Но наши кремлевские власти не хотят замечать этого.

Всякая государственная власть берет на вооружение ту систему ценностей, которая, с ее точки зрения, поможет ей легче создавать центростремительную силу давления на народ. Так, в СССР существовала одна система ценностей. Назовем ее альтруистической или социалистической. В буржуазном мире – другая буржуазная или эгоистическая. В них есть что-то общее, но есть и различия в ценностях и отношениях к ним. Думается, что наш советский социализм нельзя считать результатом естественного развития человечества. Это искусственно созданная недостроенная политическая система. Социалистическая система ценностей была основана на аристократической с добавлением специфических ценностей, связанных с общественной собственностью на средства производства. Ее нельзя считать установившейся. О чем свидетельствуют события новейшей истории.

Наивысшего расцвета в своем развитии духовная составляющая системы ценностей, на мой взгляд, достигла во времена поздних монархий в Европе.

В XIX веке в большинстве европейских стран у власти уже длительное время находилась аристократия во главе с монархом. Она была вполне удовлетворена материально, поэтому духовная сфера жизни в ее среде заняла ведущее место.

Высшими ценностями в это время считались воинские доблести: готовность к защите верховной власти и Отечества, к самопожертвованию ради них; верность верховной власти, Богу и данному слову; мужество и отвага, патриотизм, готовность придти на помощь другу, обиженному и оскорбленному, долг, честь и достоинство, справедливость, бескорыстие, рыцарское отношение к женщине, уважение к предкам и верность их заветам. Широко распространены были: презрение к подлости, предательству, трусости, корыстолюбию, коварству. Достоверно известно, что в аристократической среде отсутствовал культ денег. Совершенно очевидно, что преклонение перед золотым тельцом с одной стороны и честь и достоинство – с другой, несовместимы.

Деньги в ранг божества были возведены в буржуазной среде. Позже с приходом к государственной власти буржуазии, они становятся всеобщим кумиром. В течение нескольких веков существовал кодекс дворянской чести. Несмотря на то, что кодекс, конечно, идеализировал дворянство, он способствовал духовному совершенствованию человека, а потому сыграл положительную роль.

Социалистическая система ценностей была дальнейшим развитием и продолжением аристократической. Своевременной или несвоевременной, удачной или неудачной для советской власти – это другой вопрос.

Система ценностей принятая в обществе, находит выражение в нравственности (морали), как совокупности норм и правил поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу. Она закрепляется в виде обычаев, нравов и, таким образом, распространяется уже не только проповедниками, но и самим народом ( от отца к сыну, от соседа к соседу).

В соответствии с двумя типами ценностей, входящих в систему, существует два типа законов, поддерживающих значимость этих ценностей: юридические и нравственные. Юридические законы принимаются людьми, стоящими у власти. Естественно в ее интересах. Вместе со сменой власти изменяется система ценностей, изменяются и эти законы. Лучшие из этих законов – суть закрепленные юридически нравственные нормы. Законы нравственные изменить значительно труднее. Необходима смена нескольких поколений людей, чтобы изменить обычаи и нравы народа.

Отсюда очевидно, что для построения у нас в России буржуазного общества потребуется смена 2-х – 3-х или более поколений, т.е. минимум 50-75 лет. А все обещания «светлого будущего» нашими государственными деятелями через 8-10 лет – суть обман.

Как уже говорилось, сила власти во многом зависит от глубины проникновения духовных ценностей в сознание людей, от действенности нравственных законов. Пока новые нравственные законы в России еще не работают (как, впрочем, и юридические), отсюда и слабость государственной власти.

Власть сильнее тогда, когда сильнее закон, ее поддерживающий, т.е. значимее соответствующая ценность. При сильной государственной власти каждый гражданин чувствует неотвратимость юридической и нравственной оценки всего им содеянного.

Итак, в основе всякой власти лежит обладание некоей ценностью. Сила власти определяется значимостью этой ценности. Значимость ценности поддерживается законами.

Положив в основу существования человеческого общества систему ценностей, можно получить философскую концепцию, которая позволит анализировать прошлое и предвидеть будущее. Это относится как к поведению отдельного человека, так и государства (его внутренней и внешней политике).

Изучите систему ценностей своего знакомого, расставьте отдельные ценности в соответствии с их приоритетами в его понимании, и Вы поймете, почему он поступал именно так, а не иначе в прошлом и сможете предвидеть его будущие поступки.

То же можно сказать и о государстве.

Проиллюстрируем механизм возникновения власти простейшими примерами.

В начале о власти административной.

Пример 1.

У Вас в квартире испортился водопроводный кран. Вы идете в домоуправление к мастеру. Мастер может послать к Вам сантехника, а может и не послать, найдя какой-либо предлог. Он в данном случае представляет для Вас власть. В случае, когда у Вас нет необходимости к нему обращаться, он для Вас властью не является. Когда течет водопроводный кран, можно и потерпеть некоторое время, т.е. мастер для Вас не слишком сильная власть. Если же у Вас в квартире прорвало водопроводную трубу, то сила власти мастера домоуправления над Вами становится значительно больше. Вы уже готовы на все.

Таким образом, власть мастера базируется на опасении (страхе) не получить сантехника (ценность), а сила ее над Вами - на значимости этой ценности. Мастер в данном случае сам не является обладателем ценности, но он распоряжается ею. Это положение распространимо на чиновника любого уровня, и оттого, чем большей ценностью (для Вас ) он распоряжается, тем выше его власть над Вами.

Сама власть также входит в систему ценностей и за обладание ею борются и будут бороться впредь.

Пример 2.

Вы встречаете в магазине инспектора ГИБДД. При этом он никакой власти над Вами не имеет (если, конечно, Вы ему не подчинены по службе). Совсем иное дело, если Вы встретите его на дороге за рулем автомобиля, нарушив Правила дорожного движения. В этом случае он может Вам дать возможность сохранить свои деньги или заставит заплатить штраф. Очевидно, сила его власти определяется величиной штрафа. И здесь присутствует ценность, ее значимость и страх.

Особо нужно сказать о криминальной власти. По видимому, ее следует отнести к административной. Криминальный мир существует параллельно официальному, государственному, но живет по своим законам и понятиям. Обратите внимание, с каким почтением относятся нынешние журналисты к криминальным авторитетам – носителям криминальной власти. Это говорит об огромной ее силе в сегодняшней России, сравнимой с силой государственной власти. Криминалитет всегда был и еще долго будет во всех государствах. Наличие его определяется различием в системах ценностей, исповедуемых различными людьми. Сильная государственная власть ограничивает в действиях группы людей, исповедующих отличные от общественных ценности. Слабая – этого сделать не может, а иногда и не хочет.

Само понятие «криминал» – очень относительно. Во время советской власти, например, спекуляция, обогащение – считались криминалом; при буржуазной демократии – это бизнес, поощряемый властями.

Криминальные авторитеты, обогатившись, становятся героями нашего времени, легализируются, входят во власть и становятся очень почитаемыми людьми (бизнесменами, банкирами, депутатами, губернаторами). Способы получения богатства и власти умалчиваются. Так было в США, так происходит сейчас в России. Чем однороднее, в смысле исповедуемой системы ценностей, общество, тем меньше в нем криминала. Так, население КНР превышает население США в четыре раза, а криминала в Китае в три раза меньше, чем в США.

Конечно, очень важна воля государственной власти, ее желание покончить с криминалом. В сегодняшней России криминальный мир – база для становления класса буржуазии, буржуазной экономики. По этой причине власти не ведут и не будут вести с ним в ближайшее время решительной борьбы.

Криминальная власть пренебрегает всяким гуманизмом, основана на животном страхе людей за свою жизнь и жизнь близких, а потому очень сильна. Она легко навязывает свою волю.

Теперь рассмотрим примеры власти духовной.

Пример 3.

С экрана Вашего телевизора вещает журналист. Он высказывает какие-то мысли, соответствующие Вашему мировоззрению, Вашим взглядам на обсуждаемое. Журналист обладает мыслями, представляющими для Вас ценность. Он для Вас – авторитет, власть. Постепенно Вы привыкаете к нему, прислушиваетесь к его суждениям. В какой-то момент времени он начинает излагать мысли для Вас новые. При этом журналист начинает использовать свою власть над Вами. Он внушает Вам свои воззрения. Берегитесь его, если он хитер и коварен. Он может внушить совсем Вам не свойственное, обратит Вас в свою веру. А если это новое для Вас будет повторено многократно?! Вспомните хорошую русскую пословицу: «Назови меня сто раз свиньей и я захрюкаю». Именно этот метод и используется в настоящее время нашими продажными журналистами для изменения общественного сознания, для внедрения американской системы ценностей в сознание народа России.

Пример 4.

На эстраде поет певец. Тексты его песен, музыка, голос певца созвучны Вашей душе, находят в ней отклик, они Вам нравятся. Творчество певца представляет для Вас ценность. Певец является обладателем этой ценности – властью для Вас. Он имеет возможность навязывать Вам свои взгляды.

Через некоторое время Вы читаете или слышите его интервью. При этом он осмысленно или неосмысленно использует свою власть над Вами для внушения Вам определенных взглядов. Представьте себе, что певец получил некоторое вознаграждение и высказывает мысли и суждения возможно ему даже несвойственные, но нужные кому-то для внедрения в Ваше сознание. Можно такое допустить? Не только можно, но и нужно признать, что это происходит постоянно, особенно во время предвыборных компаний.

Аналогично можно говорить о власти писателей, поэтов, художников, скульпторов, музыкантов, ученых и других творческих личностей. Значительная их часть сейчас активно участвует в процессе замены социалистической на буржуазную систему ценностей, продавая свои властные возможности нуворишам, понимая или даже не осознавая это. И это интеллигенция, которая по определению должна служить духовным ценностям, и так легко перешла на службу ценностям материальным!

Несколько слов о религиозной власти.

Религиозная власть, носителем которой являются служители культа, относится к духовной. Она базируется на духовной составляющей системы ценностей и поддерживается нравственными нормами, обычаями, обрядами. Сила духовной власти определяется глубиной проникновения религиозных ценностей в сознание верующего человека, его верой в Бога, принятием Символа веры. Религиозная власть зиждется на страхе человека перед смертью. Отсюда, очевидно, и то, что вера в Бога укрепляется вместе с прожитыми годами и достигает максимума в старости. Религиозная власть будет существовать вечно, пока существует смерть. Эта власть всегда использовалась государством для удержания народа в повиновении. Советская власть поступила недальновидно, объявив войну религии и не использовав огромной опыт религиозных институтов в своих целях.

Служитель культа, опираясь на веру человека во Всевышнего, имеет возможность дать верующему специфическую ценность – душевное облегчение. Уменьшить чувство страха перед грядущей смертью и Страшным судом. Поскольку страх этот очень велик, власть духовенства может быть очень сильной. В истории было немало случаев, когда власть духовенства была выше власти административной, государственной.

Именно поэтому нынешняя власть в России не жалеет сил и средств для возрождения всех религиозных конфессий, строительства храмов и религиозной пропаганды. Кроме того, духовенство – социальная база для создания класса буржуазии – опоры государства.

Таким образом, властью для обывателя может являться не только государственный чиновник, но и представитель духовенства, и творческая личность, и врач, и учитель детей, и дворник на улице и т.д. и т.п.

И Вы, уважаемый читатель, в какой-то момент для кого-то являетесь властью. Все люди в обществе взаимосвязаны и взаимозависимы.

На разных этапах своего развития сравнительный вес или значимость духовных и материальных ценностей в общей их системе могут быть различны. Первоначально были более значимы ценности материальные. Постепенно на первый план выдвигались духовные ценности. С приходом к государственной власти буржуазии аристократическая система ценностей, естественно, заменяется на буржуазную с преобладанием материальных ценностей. То есть человечество, пройдя в своем развитии один виток гегелевской спирали, возвращается к первоначальному состоянию, но на более высоком уровне. По-видимому, это объясняется техническим и научным прогрессом, позволившими существенно расширить производство и дать народу большее количество и разнообразие предметов быта и услуг. Надо полагать, что дальнейшее развитие производства приведут к еще большей значимости материальных ценностей и уменьшению значимости ценностей духовных.

Иными словами, в результате технического прогресса биологическое начало в человеке торжествует. В пределе, если этот процесс не направить в нужное русло, человек может вернуться в духовное состояние питекантропа, когда он подобно свинье, стоя ногами в корыте, будет потреблять огромное количество пищи материальной, не замечая неба, солнца и всей прелести окружающего духовного мира. Печальный вывод!

Я вовсе не против прогресса. Известно, что остановить его нельзя. Но прогресс должны направлять разумные люди. И не в тупик. По мере развития человек должен удаляться от своего исходного (животного) состояния. Беда в том, что власти удобнее сдерживать это движение. Так легче создавать адекватную центростремительную силу.

В настоящее время в России практически все печатные издания, каналы телевидения и радио усиленно пропагандируют материальные ценности, укрепляя тем самым биологическую сущность человека. Стараются перенести законы животного мира на человеческое общество, способствуют тому же боевики и даже красивые фильмы фирмы Би-Би-Си о животных внушают людям, что закон конкуренции неумолим: слабый должен погибнуть и не следует этому сопротивляться; человеческая жизнь имеет нулевую ценность.

Так называемая сексуальная тематика ведет к ликвидации в системе ценностей такого важного понятия как стыд. А ведь стыд – это внешнее проявление Совести. Уничтожая стыд, уничтожается и Совесть. Совесть (или Бог по В.И. Далю) – это часть души, где оцениваются поступки человека. Лишая человека Совести, лишают его возможности критически оценивать свои поступки, т.е. лишают человека нравственного судьи. А нравственный судья, присутствуя при всех деяниях человека, значительно эффективнее судьи общественного, государственного. Причем в настоящее время речь идет о том, чтобы начать процесс изжития Стыда и Совести на самых ранних этапах жизни человека (естественно, это проще, поскольку он еще не сформировался, этот внутренний судья) в начальной и средней школе (речь идет о раннем сексуальном воспитании детей). Разве это не возврат к животному состоянию? Купить же интеллектуалов для обоснования таких начинаний у власти всегда были и будут возможности.

По воле власти духовные ценности могут быть и выше материальных, а их носители обладать большей властью, чем административная. Если административная власть себя скомпрометировала в глазах народа, ослабла, то можно, выражаясь современным языком, раскрутить представителей духовной власти, искусственно поднять их авторитет и использовать для увеличения центростремительной силы. Так поступили власти в России в 1996 году при президентских выборах. Доверие к Ельцину и его окружению к этому времени упало до величины близкой к нулю, а выбирать его в президенты истинные хозяева страны считали необходимым. Не было другой подходящей фигуры. Тогда была куплена армия журналистов, певцов, танцоров и прочих шоу-бизнесменов. Они разлетелись по всей Руси Великой, стали петь, плясать, болтать, а заодно и насиловать сознание простых людей, обещая золотые горы в случае выбора Ельцина и страшные бедствия в противном случае. И, надо признать, деньги украденные ранее у народа Чубайсом и К˚ и купленные за них духовные лидеры одержали победу.

Так Пугачева, Киркоров, Якубович, Киселев и иже с ними за деньги банкиров помогли удержаться у власти клике Ельцина еще один срок и еще 4 года разворовывать, разрушать, уничтожать Россию.

Этот прием широко применялся, применяется и будет применяться впредь. Кто же достигает власти над ближним вообще, и особенно ее вершины? Какими качествами должны обладать эти люди?

Вероятно, искать ответы на эти вопросы люди начали в глубокой древности. Во всяком случае, в книге Экклезиаста (Библия) можно прочитать: «Не проворным достается успешный бег, не храбрым победа и не разумным богатство, но Воля и случай для всех их». В те далекие времена, когда были написаны эти слова, считалось, что власть дается Всевышним, но какую-то роль при этом играет и случай – стечение обстоятельств. Естественно, выступать каким-либо образом против власти, не выполнять ее распоряжений, значит выступать против самого Бога. А Бог все видит, все знает и везде присутствует и не всегда прощает грехи. Он может жестоко наказать. Это положение не могло не использоваться властью в интересах своего укрепления. Что и делается уже десятилетия. В приведенной цитате из Экклезиаста одновременно упоминается и то, что не имеет значения. Думается, что дело обстоит не совсем так.

Прежде всего, известно, что высшей человеческой страстью после самолюбия, является властолюбие. И оно играет весьма значительную роль. В Римской истории, например, были времена, когда императоры менялись очень часто. При этом решающую роль играла их личная охрана (гвардия). Она просто убивала своего хозяина, когда тот становился в ее глазах недостаточно щедрым. Затем начальник гвардии приходил в сенат и объявлял, что возведет в императорское достоинство любого, кто больше заплатит (своего рода аукцион). Присутствующим была известна печальная участь предшественника, тем не менее, всегда находился желающий быть провозглашенным императором.

Надо сказать, что во все времена и у всех народов правители находятся в постоянном страхе смерти. Традиция политических убийств восходит к самому отдаленному прошлому, когда убийство правителя (вождя) представлялось вполне обычным актом, означавшим завершение срока правления. Этнографы застали этот обычай у некоторых африканских народов и в наше время.

Редкостью было, когда кто-нибудь из императоров Древнего Рима умирал своей смертью. От рук убийц погибли: Юлий Цезарь, Калигула, Домициан, Нерон. Вряд ли была в Риме более опасная профессия, чем император. Так, например, только с 193-го по 285-й год было убито 19 императоров. Как же велика должна быть жажда власти, побуждавшая каждого из них стремиться к ее вершине, чтобы через год, полгода и даже через месяц оказаться убитым, отравленным или задушенным во время сна. Кто из них помятуя участь предшественников, мог надеяться избежать общей судьбы? Да и время, прожитое на вершине власти, не было временем торжества, радости и счастья. Это была жизнь на краю пропасти, жизнь затравленного зверя. Ужас в том, что он не мог знать, когда и кем будет нанесен последний удар, и только смерть освобождала властителя от постоянного страха.

А вспомните покушения на Наполеона, Павла I, Александра II, Гитлера…

Быть убитым только одна из опасностей, подстерегающих любого правителя. А ведь существует еще опасность быть скомпрометированным, оказаться во власти шантажистов, которые постоянно следят (и очень внимательно) за каждым шагом политического деятеля. Но самая большая опасность, конечно, утрата власти.

«Моя любовница – власть. Я слишком дорогой ценой купил ее, чтобы позволить похитить ее у меня или же допустить, чтобы кто-нибудь с вожделением поглядывал на нее», - писал Наполеон.

Платят страхом за власть не только коронованные особы и диктаторы. Традиция политических убийств унаследована и современной демократической системой правления. Уже на самой ее заре из 76 президентов Национального конвента, рожденного Великой французской революцией:

- было гильотинировано - 18

- покончили самоубийством - 3

- сосланы - 8

- объявлены вне закона - 22

- заключены в тюрьму - 6

- помешались - 4

Итого: 61 из 76.

Страх, таившийся прежде у тронов, переселился теперь в президентские дворцы, кабинеты министерств, губернаторов, мэров, депутатов, прокуроров, промышленников. Сказанное в полной мере относится и к сегодняшней России. Какую бы армию охранников не создавали правители, они никогда не избавятся полностью от вероятности быть уничтоженным очередными претендентами на власть. Уж слишком велика тяга к ней! Нельзя не привести примеры, подтверждающие это, из новейшей истории.

Ельцин в 1996 году, имея за плечами пять инфарктов миокарда, рискуя каждый день оказаться в морге, идет на президентские выборы, предав попутно своих близких друзей и соратников, народ и Россию. Власть много дороже всего, даже собственной жизни!

Существует мнение, что не чувство превосходства над другими людьми, а чувство собственной ущербности предрасполагает человека к властвованию. Болезненно переживая какую-то свою ущербность, человек может пойти по пути компенсации этого чувства разрушительной страстью к возвышению над всеми и вся.

Эта мысль была известна людям еще в давние времена. В книге судей (Библия) можно найти такую притчу.

«… Растения решили выбрать себе царя. Но ни одно благородное растение – ни маслина, ни виноград – не захотело променять свое место в природе на власть над другими. Принять власть согласился только колючий терновник, ни на что не пригодный и бесполезный.» Смысл притчи ясен: власть удел худших! Естественно, стремящийся к власти, так не считает!

Не думаю, что современные претенденты или обладатели власти, не знают об очень вероятном печальном исходе их жизни. Прекрасно знают, однако, количество претендентов не убывает. Слаб человек! Биологическая его сущность, поклонение материальным ценностям (деньгам) в нем очень сильно. Не слишком далеко оторвался он от живой природы.

Вершин власти достигают, как следует из всей истории человечества, увы, не самые умные, не самые образованные, не самые умелые, далеко не самые нравственные и не самые талантливые люди. Во все времена в период правления какого-либо императора или президента, на подвластной ему территории жили люди, превосходившие его по всем параметрам. Покопавшись в памяти, каждый найдет примеры, подтверждающие это.

Одно несомненно: правитель – всегда харизматик. На мой взгляд, в это понятие входят такие качества личности как: властолюбие, себялюбие, честолюбие, воля, решительность, целеустремленность, способность держать удар, т.е. способность продолжать борьбу после поражения, недоверие и подозрительность, а главное – презрение ко всяким принципам, будь то юридические или нравственные.

Например, у кумира наших нынешних реформаторов Петра I, все современники дружно отмечали крайнюю нравственную неразвитость, почти полное отсутствие внутреннего судьи. Это обстоятельство и позволило ему так легко расстаться с вековыми традициями и обычаями своего народа и силой насаждать новые, ему не свойственные.

Такие важные, казалось бы, качества личности как: образование, разум, общая культура, коммуникабельность, ораторские способности у правителя могут быть весьма посредственными. Посмотрите на наших представителей власти и Вы согласитесь со мной.

«Я знал в разных странах политических деятелей, достигших высоких постов, и был поражен тем впечатлением интеллектуального убожества, которое они производили», - писал Сомерсет Моэм.

О подозрительности и всеобщем недоверии правителей общеизвестно. «Я не верю никому, я верю только в то, что все люди – мерзавцы», - любил повторять Александр I.

«Политика и нравственность несовместимы»,- говорил Л.Н. Толстой. И с ним нельзя не согласиться. Необходимо это иметь в виду постоянно, когда слушаете любого политика! Мы же, русские люди, всегда жили надеждой на справедливость, высокую нравственность наших правителей. «Вот приедет барин, барин нас рассудит!» Отсюда чрезвычайная доверчивость нашего народа. Его так легко одурачить! Что и делается в новейшей истории. Пора нам научиться быть более критичными!

На практике возможен случай, когда человек до прихода во власть и исповедовал общечеловеческие ценности и его понятие справедливости совпадало с общенародным, но придя к власти, он непременно перестроится. Ибо «короля делает свита». А вокруг него будут люди власти, со своим, отличным пониманием справедливости. Если же человек не сможет или не захочет пересмотреть свои прежние взгляды, то «свита» его отторгнет. Иного исхода не дано. Так, что упование на справедливого президента – несбыточная мечта!

Что касается понятия «разум», то оно вообще очень неоднозначно. До настоящего времени не существует единого, всех удовлетворяющего определения этого понятия. Сегодня у нас это понятие в быту исчерпывается афоризмом: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?!» То есть, разум человека отождествляется с богатством. Если руководствоваться таким критерием, то нобелевского лауреата академика Алферова явно нельзя считать человеком разумным. Мне кажется, что умение обогатиться и разумность могут считаться пересекающимися понятиями, но никак не совпадающими.

Понятие «разум» включают в себя: и образованность, и обучаемость, и логичность рассуждений, и способность абстрагироваться, и способность к анализу и синтезу и еще многое. В то время как обогатились при развале СССР, исключительно люди беспринципные, изворотливые и наглые, часто даже не слишком грамотные.

Беда в том, что примитивное толкование «разума» широко афишируется и наносит ущерб престижу действительно разумных людей, принижает их общественную роль, как носителей духовной власти.

На мой взгляд, интеллектуалы никогда и не могут достичь верщин государственной власти, поскольку в принципе не могут быть людьми решительными. Ведь им дано видеть одновременно множество альтернатив решения проблемы. А выбор из большого числа альтернатив всегда затруднителен. Человек же, видящий небольшое число возможных решений задачи, по причине своей меньшей осведомленности или неспособности к анализу, примет решение быстрее, проще и без особых колебаний.

Это утверждение, наверное, справедливо и для интеллигенции в целом. Интеллигентность предполагает, прежде всего, высокую духовность, нравственность. Именно высокая нравственность является критерием отличия интеллигента от интеллектуала. Заметьте, что в США обычно говорят об интеллектуалах, а не об интеллигентах. Это уже указывает на место духовности и нравственности в этой «образцовой» стране.

Конечно, здесь речь идет о настоящих интеллигентах, а не таких как нынешние, яркие творческие личности типа Н. Михалкова, который за свою не слишком длинную жизнь умудрился послужить трем богам: коммунизму, монархизму и демократии. И всегда преуспевал. Есть ли у подобных духовных вождей вообще какие-либо принципы? К великому сожалению, таковыми являются в настоящее время большинство демонстрируемых народу духовных вождей. Какой духовности и нравственности они могут научить народ?!

О роли системы ценностей, идеологии, слова в человеческом обществе говорит то обстоятельство, что власть вообще и верховная, в частности, далеко не всесильна. Если заглянуть в личные бумаги, письма и дневники многих правителей, мы там найдем великое множество самых благих намерений. Намерения эти не только остались неосуществленными, но нередко противоречили реальным поступкам авторов.

«Подвластным мне людям я старался не причинять горя»,- писал Тимур. «Всякая неприятность, которую я причинял другому, вызывала у меня душевное страдание; поэтому я всеми силами остерегался доставлять кому-либо горе». Читая эти строки трудно поверить, что так мог говорить человек, проливший море крови, истребивший целые народы, оставивший пепел на месте многих городов и селений. Тимура, которому приписывают эти слова, ничто не заставляло лицемерить и лгать. Находясь на вершине власти, он мог себе позволить быть искренним. Так же искренним мог быть Борис Годунов, когда во время венчания на Московское царство воскликнул: «Отче, великий патриарх! Бог свидетель, не будет в моем царстве бедного человека. Я последнюю рубаху разделю на всех!» Дав эту клятву, он бессилен был ее выполнить. А благие намерения Екатерины II, Александра I, Александра II,

Наверное, можно утверждать, что чем выше на иерархической лестнице власти находится человек, тем большим количеством нитей он связан с обществом, тем больше от него зависим. «Обрести власть - значит расстаться со свободой», - писал Бэкон. Все люди в обществе взаимосвязаны и взаимозависимы. Увы, возможности даже самых великих правителей ограничены общественными силами, идеологией людей, составляющих эти силы. По большому счету любой правитель только марионетка в руках породивших его общественных сил, времени и условий его правления. Как деталь государственной машины, он обречен вращаться в ту же сторону, что и остальные ее части, В направление же противоположном ходу событий, ему дозволено лишь обращать свои помыслы и пожелания. Конечно, в тех редких случаях, когда он имеет к тому склонность. Изменить направление хода событий может только изменение общественного сознания, системы ценностей, но для этого жизни одного правителя просто недостаточно. А в условиях выборности и сменяемости правителей и вообще нереально. Не следует ожидать этого. Нужно удобрять и поливать дерево общественного сознания и терпеливо ждать, когда плоды заданного свойства созреют. Думается, что в этом и состоит долг каждого, кто сегодня считает себя интеллигентом и не равнодушен к судьбе своей Родины, своей культуры, своего народа. И нужно спешить !

С сожалением следует констатировать, что в настоящее время мы, русские люди, быстрыми темпами теряем наше основное достижение – духовность. Все большую роль в нашей системе ценностей играют ценности материальные (деньги). Биологическое начало человека одерживает верх над социальным. Нужны экстренные, решительные меры в государственном масштабе, чтобы остановит этот процесс. Все средства воздействия на общественное сознание должны начать работать над повышением значимости духовных ценностей. Срочно необходима нравственная цензура для всех СМИ.

Итак:

1. Существование любого человеческого сообщества определяется принятой им системой ценностей. Она лежит в основе и политики, и экономики, и идеологии.

2. Две составляющие в системе ценностей (материальная и духовная) определяются соответствующими составляющими сущности человека: биологической и социальной.

3. Все люди в сообществе связаны соотношением «власть- подчиненный». Различие состоит только в силе и продолжительности власти. Говорить о свободе и независимости в обществе можно только с большими оговорками.

4. При любом проявлении власти обязательно присутствует опасение (страх) не получить некую ценность или получить ценность с отрицательным знаком (наказание).

5. Вершин власти достигают вовсе не лучшие в обычном понимании люди, но люди, обладающие особой совокупностью качеств (харизмой). Власть их не всесильна.

6. Власть не может быть бескорыстной. Она до тех пор будет соотноситься с народом как хищник и жертва, пока не будет поставлена под нравственный контроль.

7. Положив в основу существования человеческого общества систему ценностей, можно получить философскую концепцию, которая позволит анализировать прошлое и предвидеть будущее. Это относится как к поведению отдельного человека, так и к внутренней или внешней политике, проводимой государством.

Смирнов Игорь Павлович, литератор igorpavlovitch.narod2.ru