Выставки

МАСТЕР ГРАНД-ЖИВОПИСИ

- У Александра Устинова – неповторимый творческий язык, - сказал ректор Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Сергей Владимирович Курасов, открывая выставку заведующего кафедрой монументально-декоративной живописи Действительного члена ПАНИ Заслуженного художника России, - он всегда нас удивляет чем-то новым, необычным. Александр УстиновОб экспозиции нельзя сказать: нравятся 2-3 картины, нет, его работы нравятся все. Для студентов академии – это учебная лаборатория.

Это заявление правомерно по той причине, что ретроспективность содержательной стороны экспозиции сработала на показ самых разных техник, материалов и приёмов. Вряд ли можно сказать о том, что начинающие художники, у которых пока нет дипломов, беспечно прогуливаются вдоль созданного и выставленного Александром Устиновым - можно наблюдать, как они вникают, всматриваются, вслушиваются в листы и полотна, на которых – образы, и они завораживают.

- В мир Устинова надо вслушиваться, - говорит профессор кафедры живописи Александр Николаевич Власенко, - и речь не только о его музыкальном цикле, хотя особое звучание у триптиха: «Бетховен и звук», «Гендель и Бог», «Вагнер и изменённое сознание» (на снимке).

В них мысль обретает звучание, и на это «играет» особенная, «устиновская» техника – мастер использует сусальное золото, а оно, хотя это трудно себе представить, тоньше человеческого волоса в несколько раз. Мастеру не потребовались холсты: он в совершенстве владеет графическим искусством: образы великих музыкантов ровно легли на бумагу. Масло тут тоже ему не потребовалось – а вот тушь как раз по месту. Его графика – не что иное, как живопись.

Выставка - это момент прикосновения к талантливому выражению чувств, необычному переложению ощущений, объёмной мысли о сути былого и настоящего.

И вот снова – музыка: «Бах и небесная струна», «Юный Моцарт» - в высоких узких рамах, разделяющих два пространства: здесь – суетно и говорливо, там – торжественно и чисто. И торжественность, и чистота – через лаконичность форм и композиции.

ystinov zr

Творческие задачи Александр Устинов решает предельно просто: используя тушь и акрил, он доводит до совершенства пластический образ, говорящий зрителю куда больше, нежели обычный портрет.

Феномен Устинова-монументалиста в том, что он сумел создать собственную школу гранд-живописи - он приобщался к миру искусства в этой же академии  у педагогов: Г. М. Коржева, В. К. Замкова и А. А. Комарова.

Достойный ученик был у них. Им можно гордиться.

Влад КРАСНОЯРСКИЙ.