К 175-летию академика Н.И. Кареева
Николай Иванович Кареев (1850 – 1931 гг.), родился 24 ноября (6 декабря) 1850 года в Москве в семье мелкопоместного обедневшего дворянина. Детские годы проводил в деревне Аносово Смоленской Губернии. Получил дворянское воспитание, окончил 1-ю Московскую губернскую гимназию. По окончании гимназии в 1869 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. По окончании курса обучения был оставлен при кафедре всеобщей истории для подготовки к профессорскому званию. В 1876 году сдав кандидатские экзамены уехал во Францию для сбора материала по теме диссертации. Кандидатскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» Н.И. Кареев успешно защитил в Московском университете в 1879 году. Работа в том же году вышла отдельной книгой (монографией) на русском языке, а затем была переведена на французский. Став кандидатом наук, некоторое время он преподавал в Московском университете историю Европы XIX в., затем уехал в Варшаву. С осени 1879 г. по конец 1884 г. состоял экстраординарным профессором Варшавского университета, откуда также получил заграничную командировку для подготовки докторской диссертации («Основные вопросы философии истории». М., 1883). Это сочинение вызвало большую полемику, на которую Кареев отозвался книгой - «Моим критикам» (Варшава, 1883).
Н.И. Кареев был сторонником русско-польского сближения на основе равноправного партнерства, отрицавшего политику самодержавия. С этих позиций читал курс всеобщей истории, занялся изучением прошлого Польши. Опубликовал несколько работ на эту тему. Свидетельством доверия к нему польского общества и ученых стало избрание Н.И. Кареева в 1902 г. членом – корреспондентом Краковской Академии наук.
В 1884 г. защитил в Москве докторскую диссертацию «Основные вопросы философии истории» (опубликована в 3-х томах в 1883 – 1890 гг.), в которой с позиций позитивизма проанализировал взаимоотношения философии и исторического знания. По мнению Кареева, история – это наука преимущественно эмпирическая и описательная («кладовая фактов»), а философия истории – наука теоретическая и конкретно-историческая, исследующая закономерности общественных изменений. Важнейшими в историческом процессе являются экономический и социальный факторы. Вместе с тем, большое значение для исторического прогресса имеют идеи, мыслительная жизнь общества и деятельность отдельных личностей.
В 1855 г. Н.И. Кареев переехал в Санкт-Петербург и вся его дальнейшая жизнь, научно – педагогическая и общественная деятельность были связаны со столицей Российского Государства. В Петербургском университете работал приват-доцентом, затем профессором по курсу всеобщей истории. Одновременно преподавал на Высших женских курсах, в Александровском лицее, экономическом отделении в Политехническом институте. На базе университетских курсов подготовил и опубликовал семитомный (в 9 книгах) научный труд «История Западной Европы в новое время (1892 – 1917)». Другим важным исследованием стала книга «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1890г.).
Придерживаясь либеральных и демократических взглядов, Кареев выступал с критикой политики самодержавия в отношении высшей школы. За поддержку требований студенчества, был уволен из Петербургского университета и с Высших женских курсов. Вернулся к работе лишь во время Первой русской революции (1905 – 1907). В годы революции участвовал в депутации ряда литературных и общественных деятелей Петербурга, обратившись к властям с просьбой отказаться от применения силы против народной манифестации 9 января 1905 г. («Кровавое Воскресенье»). За участие в депутации он был арестован и несколько дней провел в каземате (тюремной камере тайной полиции) в Петропавловской крепости.
Возможно и по этой причине, профессор Кареев вступил в конституционно – демократическую партию (кадетскую), которую возглавляли: историк П.Н. Милюков (доктор Кембриджского университета, министр иностранных дел Временного Правительства 1917 г.), известные ученые и общественные деятели В.И. Вернадский (академик РАН, заместитель министра просвещения Временного Правительства 1917 г.), П.Б. Струве (академик РАН, депутат 1-й Государственной Думы) и В.Д. Набоков (юрист, депутат 1-й Государственной Думы, отец писателя В.В. Набокова). В 1905 г. профессор Кареев был избран в 1-ю Государственную Думу от партии кадетов. Отстаивал переход России к парламентской демократии, выступал в защиту прав и свободы личности, ратовал за формирование Правительства, ответственного перед Государственной Думой.
В 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук. Для Н.И. Кареева на первом месте всегда стояла наука, а не политика или идеология. Вместе с тем, понимая ответственность перед народом, сложную ситуацию в обществе, был гласным (депутатом) Петербургской городской Думы, редактором исторического отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, председателем Исторического общества при Петербургском университете.
В творчестве академика можно выделить три основные темы его научных исследований: французская революция, русско-польские отношения, проблемы философии истории. Последняя имеет большое методологическое значение для научной разработки и чтения учебного курса начала ХХ века по экономической истории.
Н.И. Кареев создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживается сильное влияние «первого» позитивизма (определение единственным источником истинного знания эмпирические источники и отрицание ценности философского исследования), а также трудов П.Л. Лаврова («критически мыслящей личности, социалистического идеала») и Н.К. Михайловского (теоретик «народничества», «сельская община, как основа построения социалистического общества»). Ученый пытался осуществить синтез социального и исторического знания, в связи с этим подверг критике за методологическую односторонность подхода все известные ему концепции знания. В качестве синтетической дисциплины рассматривал философию истории, включающую в себя теоретическую и конкретно-исторические части.
Теория истории занимается проблемами гносеологии (теория исторического знания, или «историка») и социологии (социальная статистика и социальная динамика), изучающей морфологию (наука о форме и строении) и механизмы развития общества. Взгляд на социум как на процесс дает историология. Как и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимания находится идея социального прогресса, исследуемая с разных сторон историей (феноменологическая наука) и социологией (номологическая, законо-устанавливающая наука).
Основными идеями Н.И. Кареева в социологии были: субъективный элемент при изучении общества, психологический и этический аспект личности, взаимодействие личности и социальной среды, интегральный характер социологии, анализ общества через статику и динамику.
Согласно идеям своей школы резко выступал против фаталистически – детерминистской трактовки общественного прогресса (предопределение событий). Он утверждал, что социальная организация фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимая в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть орудиями чужой воли.
Средство достижения идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта.
После Октябрьской Революции Кареев не эмигрировал, остался со своей страной, народом, и фактически поддержал Советскую власть в трудный период гражданской войны и «военного коммунизма». Но публиковать статьи и книги становилось все труднее. Ученый призывал сторонников исторического материализма к диалогу с представителями других направлений социологической мысли, вынашивал идею теоретического синтеза марксистского экономизма (трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо, процесс производства прибавочной стоимости К. Маркса) и психологизма «субъективной школы» (учет субъективного человеческого фактора в изучении социальных явлений).
В условиях перестройки высшего образования, Кареев как «буржуазный» специалист был уволен из Петроградского университета и Высших женских курсов. Испытывал материальные лишения: голод, безденежье и, как результат, - болезни и слабость. Тем не менее он являлся членом – корреспондентом АН СССР, в 1929 г. был избран почетным членом Академии наук СССР и ему при поддержке президента Академии А.П. Карпинского была назначена высокая пенсия.
Во многом благодаря труду и авторитету Н.И. Кареева в Ленинграде во второй половине ХХ века была создана научная и образовательная школа социологии с Социологическом факультетом СПбГУ (Скворцов Н.Г., Бороноев А.О.), кафедрой истории и теории социологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена (Воронцов А.В., Громов И.А.), кафедрой экономической социологии и труда СПбГЭУ (Сигов В.И.), НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ - СПбГУ (Семенов В.Е.), Институтом социально-экономических проблем АН СССР (Сигов И.И.), Ленинградским филиалом Института социологии АН СССР (Фирсов Б.М).
В РГПУ им. А.И. Герцена заслуженным работником высшей школы РФ, почетным профессором А.В. Воронцовым и профессором Малявиным С.Н. ежегодно проводятся Кареевские чтения, издается сборник выступлений и статей. Заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор, академик ПАНИ В.Е. Семенов работает над вопросами ментальности общества (глубинные культурные и социальные особенности) и общественных форм влияния на уровень труда, культуры, семьи, образования, поведения и, в целом, патриотизма современной российской молодежи, политической и культурной социализации, социального проектирования (решение актуальной социальной проблемы).
Академик Н.И. Кареев выступал за создание новой России, «которую точно так же будем любить, но Россию, которая будет существовать не сама для себя и не для охраны каких-либо исторических традиций – а для своих граждан».
Социология определяется академиком Кареевым, как «общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в нем совершающихся" (Кареев. 1919. С. 10).
Социальные явления имеют психическую основу, возникают в результате духовного и эмоционально-волевого взаимодействия индивидов. В фокусе интересов Кареева, как социолога и педагога, оказываются отношения личности, выступающей в качестве «источника» культурного творчества, инноваций и социальной среды, ограничивающей и нормирующей человеческие действия. В учении о методе, общепозитивистская антиметафизическая установка (когда изучению поддается только мир явлений), сочеталась у Кареева с представлением о невозможности устранить из исследовательской практики социальных наук «субъективный элемент» (мировоззрение ученого, нравственные оценки и т.п.).
Задача социологии по Карееву состоит в том, чтобы открывать совершенно новые законы, которые могли бы контролировать, регулировать общественные явления и в целом управлять ими в достаточно противоречивых условиях социальной реальности.
Ученый считал, что главное предназначение общеобразовательных учебных заведений - «всестороннее» умственное развитие учащихся, дополняемое их «нравственным» и «гражданским» воспитанием.
К сожалению, сокращение часов изучения курса социологии в университетах и предмета обществознания в средней школе (как и исключение из учебных программ), не способствует формированию устойчивого гражданского самосознания, правосознания и гражданско-государственного патриотического мировоззрения, в первую очередь молодежи, как важнейших факторов укрепления единства Российского общества – первостепенной задачи поставленной Президентом РФ.
Николай Иванович Кареев считается одним из первых и ведущих историков в рамках социологической науки. Его заслуга перед отечественной социологией заключается также в том, что в России он первый приступил к чтению систематического курса социологии, является автором первого в России учебного пособия по социологии, которое получило название «Введение в изучение социологии», как первоисточник.
Автор более 450 научных работ. Несмотря на то, что прошло большое количество времени после его смерти, многие из его трудов не опубликованы. Воспоминания ученого «Прожитое и пережитое» появились из печати только в 1990 году.
Основные социологические и педагогические воззрения академика Н.И. Кареева отражены в работах: «Основные вопросы философии истории» (1883г.); «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889г.); «Историко-философские и социологические этюды» (1895г.); «Введение в изучение социологии» (1897г.); «Общие основы социологии» (1919г.); «Основы русской социологии» (1919 – 1929 гг.).
В современном обществе научные труды Н.И. Кареева позволяют познать значение историософского подхода к исследованию исторического развития человечества для предвидения грядущих глобализационных, многополярных и геополитических процессов в мире (Арефьев М.А. и др. Историософия Н.И. Кареева: прошлое и настоящее. 2021)
Н.И. Кареев умер в феврале 1931 года и похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде. Сын ученого – Константин Николаевич Кареев (1883-1945гг.) - историк и статистик, подвергался арестам в 1928 и 1930 годах, находился в заключении и ссылки. Дочь ученого – Елена Николаевна Верейская (1886 – 1966 гг.) – советская детская писательница, коллега писателя С.Я. Маршака, супруга Георгия Семеновича Верейского (1886-1962 гг.), художника - графика, научного работника Гос. Эрмитажа, автора зарисовок В.И. Ленина на Конгрессе III Интернационала, народного художника РСФСР, академика Академии художеств СССР. Внук – Орест Георгиевич Верейский (1915-1993гг.) был известным художником – живописцем, графиком, иллюстратором, народным художником СССР, действительным членом Академии художеств СССР, другом поэта А.Т. Твардовского. Второй внук – Николай Георгиевич Верейский (1912 – 1996 гг.), кандидат геолого-минералогических наук, участник Великой Отечественной войны. Семья Н.И. Кареева проживала в Ленинграде, пережила Блокаду, на Большом проспекте Васильевского острова, дом 24, где установлена мемориальная доска.
(По материалам: История Российской экономической науки в лицах. Под ред. Г.Г. Богомазова. – Москва: Проспект, 2014.- 448с. и др. изданий).
Подготовил статью к печати : к.э.н., доцент,
профессор ПАНИ Горбунов Г.Ф.


Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: