Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мировая  экономика  есть  мировое  хозяйство,  как  совокупность  национальных  хозяйств,  находящихся  в  зависимости  друг  от  друга  на  внешнем  рынке,  связанные  международным  разделением  труда,   политическими,  экономическими,  финансовыми  отношениями  государств,  которые  основываются  на  мировой  валютно-финансовой  системе. 

В  свою  очередь  государственный  долг – это  кредитные  обязательства  страны  перед  физическими  и  юридическими  лицами,  другими  государствами,  международными  компаниями,  банками  и  другими  субъектами  международного  права,  включающее  в  себя  обязательства  по  государственным  гарантиям.  Простыми  словами,  государство  берет  в  долг  денежные  средства,  чтобы  оплатить  свои  расходы,  и  обязуется  их  вернуть  в  установленный  срок,  и  с  процентами  (платой  за  кредит).

Размер  госдолга  измеряют  в  национальной  или  иностранной  валюте,  а  также  в  процентах  по  отношению  к валовому  внутреннему  продукту.  Госдолг   может  быть  как  внутренним,  так  и  внешним,  а  также  краткосрочным  (до  одного  года),  среднесрочным (от  года  до  пяти  лет),  так  и  долгосрочным (от  пяти  до  тридцати  лет).

Как  правило,  основная  причина  образования  долга –  когда  расходы  государства  намного  превышают  его  доходы,  т.е  имеется  значительный дефицит  бюджета.  По  традиционным  оценкам,  большой  процент  государственного  долга  к  ВВП,  как  правило,  свидетельствует  об  экономическом  неблагополучии  и  приближении  рецессии  или  даже  стагнации  национальной  экономики.

Государственный  долг  имеет  как  положительное  влияние  на  экономику  (занимают  средства,  чтобы  поддерживать  свою  экономику),  так  и  отрицательные  (сдерживание  инвестиций,  обслуживание  кредита,  перераспределение  доходов  с  расслоением  общества  и  социальной  напряженностью,  зависимостью  от  кредиторов  и  самостоятельной  внешней  политикой  и  др.).  Самая  серьезная  угроза – для  экономической  безопасности  страны  и  стабильности  бюджетной  системы.

По  данным  МВФ,   на  которые  ссылается  издание  Коммерсант  (от  23.10.2024г.  «Сто  триллионов  взаймы»,  эксперт  Кристина  Боровикова)  и  использует  Центробанк  РФ,  мировой  долг  превысил  в  2024  году  $100 трлн  или  93  процента   глобального  ВВП.  Отмечается,  что,  хотя  в  ближайшие  годы  в  большинстве  стран  уровень  госдолга  снизится  или  стабилизируется,   он  все  равно  будет  заметно  выше,  чем прогнозировалось   до    пандемии.   В  МВФ  предупреждают,  что  на  фоне  растущих  трат  на  здравоохранение,  борьбу  с  изменением  климата  и  оборону,  оценки  госдолга для  многих  государств  могут  быть  еще  неоднократно  повышены.  Ожидается,  что  рост  продолжится  до  конца  десятилетия  и  к  2030  году  приблизиться  к  100  процентам  ВВП, что  на  10  пунктов  выше  чем  было  в  2019  году  (до  пандемии).

По  прогнозам  МВФ,  в  ближайшие  годы  примерно  две  трети  стран  смогут  стабилизировать  или  снизить  уровень  долга, хотя   при  этом  он  может  быть  выше,  чем  ожидалось  до  covid - 19.  Общее  увеличение  на  фоне  такой  стабилизации  или  снижения  будет  происходить  потому,  что  на  государства,  у  которых  этот  показатель  будет  расти,  сейчас  приходиться  более  половины  мирового  госдолга  и  около   двух  третей  глобального  ВВП.

Из  доклада  МВФ  следует,  что  уровень  госдолга  США  к  концу  2024  года,  составит  121  процент  ВВП  страны  (в  2023г.  он  составлял  118,7  процента  ВВП),  а  в  2029  году  может  достигнуть  131,7  процента  ВВП,  т.е.  запредельный  показатель.

Рост  прогнозируется  и  для   госдолга  КНР,  причем  здесь  оценки  повышены:  ожидается,  что  в  2024  году  уровень  госдолга  увеличится  на  5,7  п.п.,  до  90,1 процента   ВВП,  в  2029  году -  до  111,1  процента  ВВП.  США  и  Китай  были  «антилидерами»  роста  показателя  по  итогам  2023  года – отношение  госдолга  к  ВВП  в  этих  странах  выросло  на  2  п.п.  и  6  п.п.  соответственно.  В  МВФ  ранее  отмечали,  что   при  сохранении  нынешних  подходов  к  фискальной  политике  госдолг  этих  стран  к  2053  году  удвоится.

Уровень  госдолга  в  зоне  евро,  по  прогнозам,  будет  расти  заметно  медленнее,  чем  в   Китае  и  США:  в  2024-м  он  составит  88,1  процент  ВВП  (в  2023-м  было   87,8  процента  ВВП),  в  2029  году  прогнозируется  89  процентов.  При  этом  тревожной  для  МВФ  видится  динамика  показателя  во  Франции:  без  дополнительных  мер  со  стороны  властей  госдолг  достигнет  124,1  процента  ВВП  в  2029  году,   который   власти  предполагают    снижать  до  112  процентов  ВВП  при  помощи  «вклада  богатых  граждан  и  крупных  компаний".

В   России  уровень  госдолга,  по  оценкам  МВФ,  в  2024-м  году  вырос  на  0,4  п.п до  19,9 процентов  ВВП,  в  2025 году  до  20,4  процентов  ВВП,  в  2029-м – 25,1  процента  ВВП.  По    сравнению  с  США  и Западными  странами,  Российская  экономика,  даже  в  условиях  колоссальных  экономических  санкций  и  затрат  на  оборонно-промышленный  комплекс  и  ведение  Специальной  военной  операции,  показывает  в  целом  положительный  результат!

Траты  западных  государств  растут  сразу  по   нескольким  направлениям:  это  в  том  числе  здравоохранение,  борьба  с  изменением  климата,  а  также – в  растущей  геополитической  напряженности – оборона  и  энергетическая  безопасность.  Уже  сейчас  предполагается,  что  при  крайне  неблагоприятном  сценарии  глобальный  госдолг  может  достичь  уровня  в  западных  странах   до   115  процентов  мирового  ВВП  на  горизонте  ближайших  трех  лет.

Как  показывает  Коммерсант  («Глобальному  долгу  убытка  не  видно.  Мониторинг  мировой  экономики»  от  17.10.2025,  эксперт Кристина  Боровикова),  в  2025-м  году,  уровень  глобального  госдолга  достигнет  94,7  процента  ВВП  (92,4  процента  в  2024-м  году),  считают  в  МВФ.  Спрос  на  заимствования  на  фоне  геополитической  напряженности (военной  операции  РФ  на  Украине,  торговых  и  других  войн  США  и  ее  партнеров)  продолжает  расти.    Во  многих  крупных  экономиках,  в  том  числе  Канаде,  Франции,  Японии   и   Великобритании,  госдолг  уже  превышает  100  процентов  ВВП.

«Антилидерами»  по  темпам  роста  госдолга  по  итогам  2025  года,  остаются  Китай  и  США.  В  этом  году  госдолг  КНР   вероятно  составит  96,3  процента  ВВП  (в  прошлом  88,3  процента), при  этом  уже  в  следующем  году  он  может  увеличиться  до  102,3  процента  ВВП.

В  США  госдолг  в 2025  году  вероятно  достигнет  125  процентов  ВВП(122,3  процента  ВВП),в  2026-м  году – 128,7  процента  ВВП.

При  сохранении  трендов,  к  2030  году,  госдолг  в  Китае  и  США  может  достигнуть   116,1  процента  и  143,4  процента  ВВП  соответственно.

Госдолг  РФ  в  отчете  за  2025  год  прогнозируется  на  уровне  23,1  процента  ВВП.    Отметим,  что  в  октябре  2025  года  Президент  РФ  говорил  о  том,  что  данный  показатель  остается  «относительно  небольшим», - ниже  20  процентов  ВВП. При  этом  в  МВФ  предполагают,  что  на  горизонте  ближайших  лет,  госдолг  РФ  продолжит  расти  и  достигнет  24,8  процента  ВВП  в  2026-м  и  32,8  процента  ВВП  в  2030-м  году. 

Российский  госдолг  находиться  сейчас  на  относительно  безопасном  уровне,  На  протяжении  последних  десятилетий  Россия  активно  работала   над  сокращением  своего  государственного  долга,  полученного    в  результате  кризисов  и  реформ  90-х  годов  ХХ  века. 

Как  считает  издание  «Правда.ру»  (26.04.2024 г.  Экономика.  Артем  Гапоненко), сравнительный  анализ  государственных  долгов  России  и  США  позволяют  сделать несколько  выводов:

-  во-первых,  несмотря  на  то,  что  США  имеют  гораздо  более  высокий  общий  объем  госдолга,   их  экономика  также  значительно  больше  чем  в  России.  Таким  образом,  процентное  отношение  государственного  долга   к  ВВП  США  значительно  выше,  чем  в  России.

- во-вторых,  хотя  оба  государства  сталкиваются  с  вызовами,  связанными  с  государственным  долгом,  их  подходы  к  управлению им  различны.  Россия  стремиться  активно  сокращать  свой  долг,  в  то  время  как  США  часто  используют  долг  для  финансирования  своих  программ  и  проектов.

В  мире  нет  ни  одного  государства,  которое  не  имело  бы  никаких долгов, - пишет  издание  «Фонд  стратегической  культуры»  (07.12.2023 г., профессор  В. Катасонов).  Долги  в  той или  иной  мере  присутствуют  во  всех  секторах:  государственного  управления  (суверенный  долг),  финансовом,  нефинансовом (реальный  сектор  экономики),  секторе домашних  хозяйств  (долги  физических  лиц).

И  вот  как  примерно  выглядит  мировая  финансовая  пирамида  (топ-20) на  2023  год  в  трлн.  долларов: США – 32,9;  Великобритания – 8,7;  Япония – 4,34;  Нидерланды – 3,79;  Франция – 3,28;  Ирландия – 3,26;  Италия – 3,10;  Германия – 2,81;  Канада – 2,65;  Китай – 2,45;  Швейцария  2,30;  Австралия – 1,90;  Гонгонг – 1,82;  Испания – 1,67;  Бразилия – 1,49;  Швеция – 1,03;  Мексика – 0,88;  Сингапур – 0,82;  Норвегия – 0,84;  Южная  Корея -  0,67.

Для  справки,  Россия  оказалась  за  пределами  топ – 20,  на  29  месте  с  госдолгом  в  размере  282  млрд. долларов.

Примечательно,  что  в  списке  топ – 20  большинство  стран  относится  к группе  экономически  развитых  стран.

  Все  страны  т.н. «большой  семерки»  оказались  в  топ-10.  Поэтому  появляется  некоторое  сомнение,  что  секрет  успехов  так  называемых  экономически  развитых  стран   заключается  не  в  том,  что  у  них  есть  какие-то  внутренние  источники  (резервы)  экономического  развития,  а  в  том,  что  они  умеют  заимствовать  на  внешних  рынках,  по  существу  живут  в  долг,  перекредитовываются  и  «процветают»  за  счет  наращивания  внешнего  долга.  Как,  например, во  второй  половине  ХХ  века   и  начале  XXI  века   многие  страны  Евросоюза,  поддерживая  свою  промышленность  и  уровень  жизни  людей  во  многом  за  счет  поставок  относительно  дешевых  российских  энергоресурсов,  одним  из  основных   статей  затрат  и  себестоимости  продукции.

Уровень  внешней  задолженности  страны  является  важным  параметром,  который  принимается  во  внимание  при  оценке  общего  экономического  положения  страны.   Рейтинговые  агентства  в первую  очередь  фиксируют  внимание  на  государственном  внешнем  долге.  Но  по  возможности  они  стремятся  оценить  также  суммарный  внешний  долги  сопоставить  его  с  валовым  внутренним  продуктом  (ВВП). 

В  соответствии  со  стандартами   Европейского  экономического  и  валютного  союза,  размер  государственного  долга  не  должен  превышать   60  процентов  годового  ВВП.  ПО  суммарному  внешнему  долгу  таких   стандартов  нет, но  по  оценке  экспертов,  желательно,  чтобы  он  не  превышал  100  процентов  ВВП.  Поскольку  для  обслуживания  внешних  долгов  стране,  имеющей  задолженность  выше  100  процентов,  необходимо  обеспечить  прирост  ВВП,  за  счет  которого  можно  выплачивать  проценты  по  обслуживанию  долга.  Но  в  последние  годы,  как  известно,  среднемировые  темпы  прироста  ВВП  весьма  скромны,  таких  темпов  может  оказаться  недостаточно  для  обслуживания  внешнего  долга.  Многочисленные  исследования  показывают,  что  рост  мирового  ВВП  безнадежно  отстает  от  роста  внешнего  долга  многих  стран.

Академик  РАН  и  НАН  Республики  Беларусь  С.Ю.  Глазьев  убежден,  а  многие  его  научные  прогнозы  и  предвидения  подтверждает  действительность, что  западная  система  управления  экономикой  рушится, - «она  такова,  что  80  процентов  денег,  долларов  США,  которые  создает  печатный  станок  ФРС  США,  идут  не  в  производство,  а  в  подпитку  финансовых  пирамид».  Рост  американского  долга  (внутреннего  и  публичного  в  размере  36,79  трлн. долл. США  или  97,8  процентов  от  ВВП,  на  каждого  американца  приходиться  по  107  тысяч  долларов  долга, при  этом  основные  держатели  долга  США – Япония,  Китай  и  ФРС – прим. ред.).  Рост  госдолга  США  невозможно  остановить,  потому  что  он  давно  функционирует  по  принципу  пирамиды,  под  которой  формируются  финансовые  пузыри  (по  прогнозам,  долг  США  к  2030-му  году  по  оценкам  может  достигнуть  критического  уровня  в  размере  50  трлн.  долларов   или  118  процентов  от  ВВП  США. Американская  экономика  во  многом  держится  за  счет  политики  «глобализма»,  протекционизма  и  поддержки (обеспечения) странами  мира  доллара  – прим. ред.). 

Сегодняшняя  капитализация  американского  финансового  рынка  превысила  60  трлн. долларов  США, - это  больше  капитализации  всех  производственных  предприятий  мира.  Капитализация  рынков  деривативов  (фьючерсы  и  опционы – биржевые  контракты  и  инвестиционные  инструменты),  и  вовсе  оценивается  в  сумму  до  2  квадриллионов  долларов.

 Отвечая  на  вопрос  издания  «Эксперт»  академик  РАН  С.Ю.  Глазьев  ответил,  что  цикл  крахов  западных  финансовых  пузырей  составляет  7 - 8  лет  и  «через  год – два  мы  увидим  очередной  кризис,  но  он  не  будет  последним.  Финансовые  пузыри  являются  частью  западной  системы,  по  другому  она  работать  не  может.  Чтобы  не  предпринимал  новый  Президент  США,  он  не  сможет  вывести  экономику  США  из  под  обвала  долларовой  валютно-финансовой  пирамиды».

Некоторые эксперты  пытаются  использовать  еще  один  относительный  показатель  внешнего  долга.  Они  сравнивают  величину  внешнего  долга  с  размером  национального  богатства  страны.  Такое  сравнение  вполне  логично  и  обоснованно,  ибо  именно  национальное  богатство  можно  и  даже  нужно  рассматривать  в  качестве  обеспечения  возвратности  долга.  Другое  дело,  что  статистика  национального  богатства  во  многих  странах  не  ведется.  Но  уже  на  протяжении  многих  лет,  швейцарские  банки  UBS  и   Credit  Suisse  ведут  совместный  проект  по  оценке  национального  богатства  стран  мира.   Есть  ряд  стран,  у которых  внешний  долг  превышает  величину  национального  богатства. К  ним  относятся:  Ирландия – 357;  Судан – 284;  Монголия – 225;  Мальта – 179;  Багамы – 110.  Такую  задолженность  можно  считать  «запредельной».  Как  такие  страны  могут  выпутаться  из  внешней  задолженности  и  сохранить  свой  суверенитет ?

Согласно  последним  оценкам  на  2023  год,  суммарный  внешний  долг  всех  стран  мира  достиг  величины  более  77 трлн.  долларов,  что  составляет  более  80  процентов  мирового  ВВП  и  продолжается  его  дальнейший   рост.

МВФ  оценил  уровень  государственного  долга  России  2025  году,  который  будет  минимальным   среди  стран  большой  двадцатки  (G20) – 23,1  процента  ВВП.  При  этом  среднее  значение  показателя  для  стран  G20  с  развивающимися  экономиками  в  этом  году  достигнет  78,7  процента  ВВП,  для государств  с  развитыми  экономиками – 120,8  процентов.  При  таком  сценарии  глобальный  государственный  долг  достигнет  самого  высокого  уровня   с  1948  года.  Подтверждается  прогноз  многих  ученых,  теории  В.И.  Вернадского – А.И. Субетто,  научной  школы  Петровской  Академии  наук  и  искусств  о  нарастании  нового  мирового  экономического  и  экологического  кризиса  в  XXI  веке.   

                                                    Г.Ф.  Горбунов,

                                                    к.э.н.  доцент,  профессор  ПАНИ

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить