Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Из  истории  отечественного  балетного  искусства

Юрий Григорович

В  известном  доме  на  Петровской  набережной  и  Троицкой  площади  в  Посадском  округе  Санкт-Петербурга,  рядом  с  бывшим  особняком  примы – балерины  Мариинского  императорского  театра  Матильды  Феликсовны  Кшесинской,  в  60-х  годах  ХХ  века,  перед  отъездом  на  работу  в  Большой  театр  столицы,  проживал  советский  и  российский  хореограф,  известный  танцовщик  и  балетмейстер  Театра  оперы  и  балета  им.  С.М.  Кирова,  Герой  Социалистического  Труда,  Лауреат  Ленинской  и  двух  Государственных  премий  СССР  и  Государственной  премии  России,  Премии  Правительства  РФ,  кавалер  ордена  Святого  апостола  Андрея  Первозванного,  орденов  «За  заслуги  перед  Отечеством»  I, II и III  степени,  двух  орденов  Ленина,    народный  артист  СССР  Юрий  Николаевич  Григорович.  Один  из  самых  выдающихся  хореографов  ХХ  века.  Автор  восьми  балетов,  редакций  всех  классических  балетных  постановок,  составляющих  основу  репертуара  Большого  театра.  В  2022  году  исполнилось  95  лет  со  дня  его  рождения !

Как  вспоминает  Юрий  Николаевич  Григорович,   несмотря  на  то,  что  он  уже  прожил  в  столице  почти  полвека,  знает  Москву  плохо,  так  как  вся  жизнь  и  работа  была  связана  с  Большим  театром  по  маршруту:  квартира – театр – квартира  в  пределах  Садового  кольца. А  по-настоящему  любимым  его  городом  остается  Ленинград  (Санкт-Петербург),  где  он  родился  в  1927  году,  учился,  захватил  начало  Ленинградской  блокады,  стал  известным  артистом  и  уехал  в  столицу  по  решению  ЦК  КПСС  и  Министерства  культуры  СССР  в  связи  с  назначением  главным  балетмейстером  Большого  театра  Союза  ССР.  Юрий  Николаевич  считает  себя  ленинградцем - петербуржцем  по  духу,  рождению  и  питерским  традициям!  И  гордится  этим  званием!

В  нашем  городе,  как  выдающемуся  танцовщику  и  балетмейстеру,  в  начале  60 –х  годов  ему  была  предоставлена   квартира  в  центре  города,  а  после  переезда  в  Москву  он  длительное  время  обитал  по  гостиницам  и  только  вмешательство  МГК  КПСС  помогло  получить  жилье  и  перепрописаться  в  столице.  Юрий  Николаевич  с  радостью  и  большим  желанием  приезжает  в  наш  город  повидаться  с  друзьями,  посетить  памятные  места,  походить  пешком  по  знакомым  с  детства  улицам, ностальгически  подышать  холодным  балтийским  ветром,  соприкоснуться  с  историей  Великого  города.  

С  10  лет  Юрий  Николаевич  по  инициативе  своей  мамы  Клавдии  Альфредовны  Григорович  (сестры балетного танцовщика Мариинского  театра  Георгия  Альфредовича  Розая),  занимался  в  Ленинградском  хореографическом  училище  им.  А.Я.  Вагановой  на  улице  Зодчего  Росси,  здесь  его  застала  Великая  Отечественная  война,  начало  Блокады  Ленинграда  и  эвакуация  в  Кострому.  В  1942  году  молодой  подающий  надежды  танцовщик  впервые  вышел  на  сцену  Пермского  театра  оперы  и  балета  (куда  был  эвакуирован  театр  им.  С.М.  Кирова)  в  премьере  балета  Арама  Ильича  Хачатуряна  «Гаянэ». 

 Кстати  и  знаменитый  в  ХХ  веке  Кировский  театр  получил  свое  название  в  честь  известного  руководителя  города  -  большого  ценителя  и  почитателя  русского  балета,  активно  оказывавшего  помощь  артистам  в  трудные  20-30 годы.                                                                                   

В  1944  году  вместе  с  хореографическим  училищем  Юрий  Николаевич  вернулся  в  Ленинград  и  после  его  окончания  в  1946  году был   принят  в  балетную  труппу  Театра  оперы  и  балета  им.  С.М.  Кирова. Был  первым  исполнителем   партии   Дона  Карлоса  в  балете  Леонида  Якобсона  «Каменный   гость».  Исполнил  ведущие  партии  в  16 балетах.  Друг  лауреата  Сталинской  премии,  балетмейстера заслуженного  артиста  РСФСР  Николая  Александровича  Зубковского,  ученик  русского  танцовщика, великого  педагога  заслуженного  артиста  РСФСР  Владимира  Ивановича  Пономарева.  В  послевоенном  Ленинграде  Юрия  Григоровича  увидела  и  высоко  оценила  его  искусство  танца  прима – балерина  Кировского  и  Большого  театров,  Герой  Социалистического  Труда,  народная  артистка  СССР  Галина  Сергеевна  Уланова.

         В  молодые  годы  Юрий  Григорович  начал  пробовать  себя  в  роли  балетмейстера  и  постановщика  спектаклей  во  Дворце  культуры  им.  А.М.  Горького: «Аистенок»,  «Славянские  танцы»,  «Семеро  братьев»  и  в  1957  году  на  сцене  Кировского  театра  ставит  балет  «Каменный  цветок»  композитора  Сергея  Сергеевича  Прокофьева  в  четырех  актах  и  восьми  сценах  с  прологом  и  эпилогом  на  либретто  поэтессы,  либреттиста,  супруги  композитора  Прокофьева  С.С. - Миры Александровны  Мендельсон  и  балетмейстера  лауреата  трех  Сталинских  премий,  народного  артиста  СССР  Леонида  Михайловича  Лавровского  по  мотивам  уральских  сказов  Павла  Петровича  Бажова. 

Премьерой  22  апреля  1959  года  (как  в  то  время  было  принято  к  дню  рождения  В.И.  Ленина) дирижировал  заслуженный  артист  РСФСР  Юрий  Всеволодович    Гамалей,   второй  режиссер  спектакля  народная  артистка  РСФСР  Алла  Яковлевна  Шелест,  народный  художник  СССР  лауреат  Ленинской,  Сталинской  и  Государственной  премии  СССР  Симон  Вирсаладзе,  в  главной  партии Хозяйки  Медной  горы  блистала   народная  артистка  РСФСР  Алла  Евгеньевна  Осипенко.  Это  был  грандиозный  успех,  который  по  оценке  театральных  критиков  превзошел  первую  постановку  балета  в  Большом  театре  главного  балетмейстера Леонида  Лавровского  (также  петербуржца  и  довоенного  выпускника  хореографического  училища  им.  А.Я.  Вагановой). 

 По  просьбе  Министерства  культуры  СССР  в  1959  году  Юрий  Григорович  перенес  редакцию  своей  постановки  на  сцену  Большого  театра  Союза  ССР,  где  Хозяйку  Медной  горы  великолепно  станцевала  Герой  Социалистического  Труда  народная  артистка  СССР  неповторимая  Майя  Михайловна  Плисецкая.  И  вновь  был  оглушительный  успех,  который  предопределил  будущее  назначение  Юрия  Николаевича  главным  балетмейстером  Большого  театра  на  долгие  три  десятка  лет.

 Редакцию  балета  «Каменный  цветок»  Юрия  Григоровича  впоследствии  поставили  во  многих  музыкальных  и  балетных  театрах  России.  Как  писали  театральные  журналы  тех  лет,    балет  «Каменный  цветок»  декларировал  симбиоз  советского  драматического  балета  и  отвергавшегося   балетного  симфонизма  (музыкальной  полифонии  в  хореографии),  став  поворотным  моментом  в  развитии  хореографического  искусства  СССР  второй  половины  ХХ  века.  С  этой  постановки  началось  многолетнее  тесное  творческое  содружество  Юрия  Григоровича  с  художником –постановщиком  Симоном  Вирсаладзе  во  многих  спектаклях  балетмейстера,  изменившие  эстетику  Большого  театра.

В  1961  году  Юрий  Николаевич  на  сцене  Кировского  театра  в  Ленинграде  поставил  вместе  с  Вирсаладзе  балет  «Легенда  о  любви»  азербайджанского  композитора  народного  артиста  СССР  Арифа  Меликова,  ставший  событием  балетного  искусства  в  России  и  мире

В  1961 – 1964  годах  Юрий  Григорович  продолжал  активно  работать  в  Театре  им.  С.М.  Кирова,  поставил  7  балетов,  занимался  педагогической и  репетиторской  деятельностью, его  уважал  коллектив  «звездной»  балетной  труппы,  дирекция  театра  и  руководство  города,  ленинградские  любители  балетного  искусства.  Но  в  1964  году  Министерство  культуры  СССР  во  главе  с  Е.А.  Фурцевой  настояло  на  переезде  Григоровича  Ю.Н.  в  Москву  и  назначении  главным  балетмейстером  Большого  театра, художественным  руководителем  балетной  труппы.

Начался  московский  период  творческой  деятельности,  но  Юрий  Николаевич, как  ленинградец,  согласился  возглавить  кафедру  хореографии  в  Ленинградской  консерватории,  в  то  же  время  поставил  в  Большом  театре  8  оригинальных  балетов  (в  т.ч.  «Щелкунчик»  П.  Чайковского,  «Спартак»  А. Хачатуряна,  «Иван  Грозный»  и  «Ромео  и  Джульетта»  С. Прокофьева,  «Золотой  век»  Д. Шостаковича),  7  редакций  классических  балетов   (в  т.ч.  «Спящая  красавица»  и  «Лебединое  озеро»  П. Чайковского,  «Раймонда»  А. Глазунова,  «Баядерка»  Л. Минкуса,  «Жизель»  и  «Корсар»  А. Адана),  18  спектаклей  в  Краснодарском  театре  балета,   54  спектакля  в  театрах  России,  Швеции,  Италии,  Турции,  Франции,  Болгарии,  Финляндии, Южной   Корее,  Чехословакии,  Белоруссии,  Башкирии,  Грузии,  Польше.  На  сцене  Большого  театра  в  эти  годы  блистали  «звезды»  советского  балета  народные  и  заслуженные  артисты   М. Плисецкая,  Н.  Бессмертнова,  Е.  Васильева,  Н. Павлова,  Н.  Сорокина,  Н.  Семизорова,  И. Лиепа,  Л. Семеняка,   С. Захарова,  В. Васильев,  Н. Фадеечев,  М.  Лавровский,  М. Лиепа, В.  Гордеев,  А.  Годунов,  А.  Лиепа  и  многие,  многие  другие  мастера  балетной  труппы,  которая  составляла  более  250  артистов.  В  истории  балета  это  время  назовут  «золотым    веком  Большого  театра»  и  «эрой   Григоровича».

Постановка  «Щелкунчик»  П.И.  Чайковского   на  сцене  Большого  стала  первым  оригинальным  спектаклем  хореографа.  Если  ранние  работы  Юрия  Николаевича  представляли  балет,  как  сказку  для  детей,  то    свое художественное  видение  произведения  он  наполнил  глубоким  философским  смыслом.  Это  было  новое  слово  в  мировом  искусстве  балета.  «Есть  вещи,  которые  как  идею  можно   очень  хорошо  переложить  на  язык  танца,  на  язык  движения,  когда  отсутствует  слово,  но  есть  чувство  и  страсть,- говорит  Юрий  Николаевич. – Меня  вдохновляет  на  творчество  две  вещи.  Чаще  всего  это  музыка,  она  толкает  возможность  что-то  рассказать.  Также  мне  важен  сюжет,  который  можно  пересказать  не  менее  интересно,  чем  в  литературе».

Знаковыми  спектаклями  поставленными  Юрием  Григоровичем  считают  балет  «Спартак»  композитора  А.И.  Хачатуряна,  восхищающего  зрителя  яркой  музыкой  и  эпической  сюжетной  линией  (1968 г.)  и  «Лебединое  озеро»  П.И.  Чайковского,  с  одной  из  самых  знаменитых  интерпретаций   Ю. Григоровича   в   мировом   балете  (1984 г.).

«Ромео  и  Джульетта»  (С.  Прокофьева,  1978 г.)-  мировая  премьера  состоялась  в  Парижской  национальной  опере.

По  воспоминаниям  деятелей  искусства  и  театральных  критиков,  невиданный  творческий  взлет  и  блистательное  мастерство  балетной  труппы  Большого  театра  в  70 – 90 –е  годы  ХХ  века  во  многом  определялось  высокопрофессиональным  и  требовательным  стилем  творческого  руководства  главного  балетмейстера.   «В  любом  деле  должна  быть  дисциплина.  Если  ее  нет – все  заканчивается.  В  искусстве  тем  более.  Только  при  очень  слаженной  работе  может  быть  какой-то  общий  результат.  Я  стараюсь  поддерживать  дисциплину», - говорил  в  интервью  Юрий  Николаевич.  

 Вместе  с  выдающимся  художественным  руководителем  всемирно  известного  БДТ  им.  А.М.  Горького  в  Ленинграде Героем  Социалистического  Труда,  лауреатом  Ленинской  премии,  народным  артистом  СССР   Георгием  Александровичем  Товстоноговым  в  60-80-х  годах  ХХ  века,  для  достижения  творческих   высот  в  искусстве,  великие  режиссеры  по  образному  определению  Товстоногова  формировали  «Театр  как  добровольную  диктатуру».  

В  2016  году  в  Мариинском  театре  по  инициативе  художественного  руководителя  народного  артиста  России  Валерия  Абисаловича  Гергиева,  через  60  лет  с  момента  первой  постановки  Юрием  Николаевичем  балета  «Каменный  цветок»,   под  его  же  руководством  вышла  новая  редакция  прекрасного  русского  балета к  125-летию  композитора  С.С.  Прокофьева  и   к   90-летию  великого  советского  балетмейстера.

«Любовь  к  стране  должна  быть  деятельной… Если  у  руля  настоящие  патриоты  своего  дела -  театр,  завод,  фабрика  будут  развиваться.  От  людей  зависит.  Делом  доказывать  свою  преданность  стране  надо…  Новейшая  история  государства  учит  нас  всех  новому  отношению  к  деньгам,  они  формируют  образ  жизни.  Понятно,  люди  должны  наконец  жить  хорошо  в  настоящем  времени.  Но  ставить  это  во  главу  угла,  делать  жизненной  целью,  сносить  рамки  морали  в  погоне  за  рейтингом,  денежным  довольствием ?... Нет  и  нет !  Как  привить  молодому  поколению  духовность,  нравственные  идеалы ?  Только  серьезное  искусство  способно  кого-то  воспитать.  В  советское  время  культуре  уделялось  большое  внимание.  И  сегодня  уделяется,  но  как-то  по  другому…  Пропагандировать  нужно  именно  серьезное  искусство,  а  «попса»  и  сама  себе  дорогу  пробьет». (Ю.Н.  Григорович)

«В  культуре  никаких  санкций  к  России  быть  не  может.  Большое  искусство  нельзя  запретить,  это  то,  что  уже  связывает  нас  всех – людей,  даже  живущих  по  разные  стороны  границы!  И  мы  своих  воспитанников  отправляем  по  всему  миру.  Большой  театр  имел  успех  на  Западе,  на  Востоке,  за  океаном  везде  и  всегда -  и  в  разгар  холодной  войны,  и  сейчас !  Так  было,  есть  и,  хочется  думать,  будет.  Наши  артисты – большие  профессионалы,  приезжающие  не  просто  по  запросу  публики   повеселить  ее -  у  нас  всегда  была  Миссия !» (Ю.Н.  Григорович) 

Сейчас  Юрий  Николаевич  Григорович  на  пенсии,  но  продолжает  консультировать  и  поддерживать  движение  к  совершенству   в  искусстве  молодого  поколения  российских  танцовщиков.  И  говорит  о  том,  что  «важно  не  терять  интерес  к  жизни  и  профессии,  не  сидеть  дома,  а  постоянно  находиться  в  деле !»  Пожелаем  ему  крепкого  здоровья,  жизненной  энергии  и  новых  творческих  успехов ! 

Геннадий   Горбунов,

профессор  ПАНИ

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить