Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

psixologiya golosa

Я никогда не мог предположить, что мой исследовательский интерес, охватывающий достаточно широкие области знания, но, тем не менее, концентрирующийся на различных аспектах феномена голоса человека и его психике, приведет меня к написанию этой статьи. Однако, случайная встреча с давней приятельницей – известным косметологом, привела меня к мысли о том, что имеет смысл проанализировать влияние практик, входящих в метод голосовой психологической коррекции, на внешность и общее состояние здоровья человека.

Безусловно, гармонизация внешнего вида человека не может быть конечной целью практического применения голосовой психокоррекции. Процессы, запускаемые нами, проходят на более глубоком уровне, и, тем не менее, в качестве «побочного продукта» работы с клиентами, я неоднократно замечал существенные изменения их внешней привлекательности, и глубинное релаксирующее воздействие на организм приемов, используемых нами в работе, сравнимое с процедурами spa and wellness.

Довольно часто, после выполнения тех или иных практик во время группового тренинга или индивидуальных консультаций, я слышу от своих клиентов, что их состояние сейчас «как после хорошего массажа.. бани.. обертываний» и т.д. Каковы причины такого воздействия, и как можно использовать этот метод в работе специалистов в области косметологии и spa and wellness, я попробую проанализировать в данной статье.

Одним из базовых принципов работы по методу голосовой психологической коррекции является мысль о том, что большинство физиологических недугов нашего организма являются материальной проекцией психологических блоков и зажимов. Это утверждение, рассматриваемое с разных позиций такими авторами как В. Райх, А. Лоуэн, Ф. Александер и их последователями, нашло подтверждение в моей практике. Необходимо отметить, что я пришел к такому же взгляду на природу болезни независимо от упоминающихся мной ученых в процессе собственной работы с голосом человека, и могу подтвердить их выводы с позиций голосовой психокоррекции.

Эта парадигма, признаваемая частью представителей стандартной медицины, тем не менее, не имеет решающего большинства, и на практике применяется недостаточно активно. Автор концепции психосоматической медицины Ф. Александер писал: «Каждый телесный процесс прямо или косвенно подвержен влиянию психологических стимулов, поскольку организм в целом представляет собой единицу, все части которой взаимосвязаны между собой. Психосоматический подход поэтому может быть применен к любому феномену, имеющему место в живом организме. Такая универсальность применения объясняет заявления о грядущей психосоматической эре в медицине. В настоящее время не может быть сомнений в том, что психосоматическая точка зрения предлагает новый подход к пониманию организма как интегрированного механизма. Терапевтические возможности нового подхода установлены для многих хронических заболеваний, и это дает возможность надеяться на его дальнейшее применение в будущем.»[1].

Это заявление о «грядущей психосоматической эре в медицине» было продекларировано почти 60 лет назад, однако до сих пор психосоматический подход применяют очень немногие специалисты в области медицины. И сфера spa and wellness и косметологии представляется мне той областью знания, в которой такая концепция может быть использована наиболее успешно. Давайте рассмотрим возможность практического применения данной концепции в косметологии.
Как совокупность методик, корректирующих эстетические параметры внешности, косметология имеет дело с дефектами различных групп мышц человека и состоянием его кожного покрова. Инъекционные и физиотерапевтические методы, входящие в терапевтическое направление косметологии, воздействуют на тонус мышц человека, с целью приведения их в такое состояние, когда та или иная часть тела клиента будет соответствовать эстетическим канонам, приближающимся к эталонным. Однако, такой подход не учитывает психологические факторы, имеющие определяющее влияние на тонус мышц.

Человек, неосознанно блокирующий вербальное выражение эмоций, обязательно будет иметь нижнюю челюсть, находящуюся в спазмированном состоянии. Имея устойчивый негативный психоэмоциональный фон, человек будет щурить глаза и морщить лоб. Таская груз эмоциональных проблем, имеющих социальные корни, на своих плечах, неосознанно перенося центр тяжести тела на плечевой пояс, клиент будет иметь проблемы с эстетическими параметрами груди и живота. «Залом» области поясницы, также имеющий психосоматическую природу, неизбежно отразится на репродуктивной системе, состоянии ягодичных мышц и ног.
И без устранения психологических причин такого восприятия жизни, любые расслабляющие или стимулирующие инъекции в те или иные группы мышц будут иметь локальный и недолговечный эффект. Более того, психологический зажим, проецирующийся на определенную группу мышц, при внешнем воздействии на нее, перейдет на сопредельные мышцы, имеющие совместные с ними узлы иннервации, и вернется на «старое место», как только мышцы, испытавшие воздействие косметолога, вернут свою чувствительность.

Именно этим я могу объяснить те уродливые маски, которые мы можем наблюдать у некоторых людей, подвергающихся регулярным косметологическим процедурам. Разумеется, такая маска может быть следствием непрофессионализма какого-либо косметолога, но сам принцип подобного ухудшения эстетических параметров лица человека, при заявленной цели их улучшения, может корениться именно в отсутствии внимания к психологическим факторам, приводящим к возникновению того или иного мышечного зажима.

Изменение подобного положения вещей может быть только при включении в процесс работы с клиентом психологической компоненты, заключающейся в составлении карты его психосоматических зажимов, отражающихся на состоянии мышц. Базовыми направлениями психологии, способствующими составлению подобной карты, могут служить телесно-ориентированная психотерапия В. Райха [2], и психосоматическая медицина Ф. Александера.
Научное направление психологии голосовой трансформации и коррекции личности также использует голосовые и телесно-ориентированные практики, направленные, прежде всего, на устранение психологических блоков, локализующихся в различных группах мышц, и наше дальнейшее исследование этого вопроса мы будем проводить, базируясь на опыте таких практик.

Наиболее ярким примером воздействия метода психокоррекции на внешность человека, мне представляется случай, произошедшей с одной из моих клиенток, прошедшей групповой тренинг, и, в течение достаточно длительного времени получавшей индивидуальные консультации. Молодая женщина, занимающая солидную государственную должность, представляла собой сплошной комок нервов, отражающихся на ее внешности. Очень тяжелая нижняя челюсть, шея, утопленная в плечи, тяжелая, громыхающая походка при небольшом росте и миниатюрном телосложении, и полный букет проблем во всех сферах жизни – от работы до личных отношений.

Занималась она неистово и, спустя некоторое время, я начал замечать не только гармонизацию психологического состояния, но и явные изменения в ее внешности. Проблема была в том, что я никак не мог уловить момент, когда мышечные зажимы ее лица ослабевали и через спазмированную маску проступали его настоящие черты – большеглазой славянской красавицы. И, что еще хуже, я не мог показать ей ее истинное лицо – как только она подходила к зеркалу, прежний зажим возвращался в доли секунды.

Момент истины наступил как всегда неожиданно. Мы занимались по скайпу, и, уже в финале консультации, я предложил ей посмотреть на себя в камеру ее ноутбука... Это занятие затянулось еще на 40 минут, во время которых моя клиентка рассматривала свое настоящее лицо, затем она наблюдала, как ее мышцы сковывает привычный зажим, возвращая лицо в состояние той маски, которую она привыкла видеть в зеркале.

После этой консультации прогресс пошел семимильными шагами, и сейчас, уже давно завершив работу и связываясь с этой клиенткой раз в полгода для небольших корректировок, я вижу красивую женщину, давно забывшую о том, каким зажатым подростком она выглядела когда-то. Почеркну еще раз – задача вернуть ей природную красоту перед нами не стояла и явилась только побочным эффектом проработки ее психологических зажимов, материализованных в мышечном каркасе. Именно тогда, когда изменения ее внешности стали необратимыми, мне пришла в голову мысль о том, что, если бы мы работали в тандеме с хорошим косметологом, этот путь можно было бы пройти за 2-3 месяца.

Любой косметолог по определению прекрасно знаком со строением мышц тела человека, он может точно определить все отклонения от нормального физиологического тонуса любой мышцы. И экстраполяция принципов психосоматики на тонус мышц может дать ему дополнительные инструменты в работе, благодаря которым продуктивность его труда увеличится.

Исходя из своего опыта, я могу посоветовать обратить самое пристальное внимание на состояние мышц, управляющих движением нижней челюсти и сокращением диафрагмы. Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава влияет практически на все сферы жизни человека – от его осанки до состояния психики [3,4], и без учета этой особенности нашего организма любая процедура терапевтической косметологии представляется мне достаточно авантюрным мероприятием. Необходимо учитывать именно психологический аспект гипомобильности либо гипермобильности височно-нижнечелюстного сустава.

В своей работе я постоянно сталкиваюсь с тем, что расслабление нижней челюсти представляет собой одну из самых сложных задач. Гипертонус мышц, управляющих движением нижней челюсти, воспринимается человеком как объективная реальность, и требуется достаточно длительная работа, чтобы привести эти мышцы в естественное физиологическое состояние. Любая фиксация челюсти, в верхнем или нижнем положении, является неэффективной и способна только запутать клиента.

Для достижения состояния расслабления нижней челюсти я использую очень простое упражнение с участием голоса человека. Это негромкий «вздох облегчения», звучащий как Ох или Ах, с одновременным плавным опусканием нижней челюсти. При правильном выполнении этого упражнения, клиент ощущает, как расслабляется зона его шеи и плеч. Вздох должен быть достаточно длинным, причем опускание челюсти необходимо растянуть на весь период фонации.
После 2-3 повторений этого упражнения я очень часто наблюдаю, как нижняя челюсть человека начинает «жить своей жизнью». Это могут быть очень частые непроизвольные сокращения мышц, вызывающие быстрые движения челюсти вверх-вниз. Или движения по горизонтали, круговые движения и т.д. В этот момент запускается механизм саморегуляции, когда, независимо от воли хозяина, мышцы нижней челюсти начинают самопроизвольно избавляться от зажимов. И, что представляется мне особенно важным, ликвидируется не только соматическая, но и психическая составляющая этих зажимов.

Мышцы диафрагмы также являются одной из важнейшей зон психосоматических зажимов. Зажатая диафрагма не только кардинально меняет способ дыхания человека, отражаясь на состоянии его внутренних органов, но и влияет на поясничный отдел, ухудшая осанку и эстетические параметры этой зоны тела. Зажатый живот способен аккумулировать в себе множество негативных эмоций – от страха до ярости.

Расслабление диафрагмы также связано со звуком. Здесь я применяю комбинацию связного и парадоксального дыхания, многократно описанного мной в большинстве своих работ [5]. Дыхание набирается через рот, при этом верхняя часть живота немного выходит вперед. При пении негромкого звука А или О, живот не поджимается, а расслабляется еще больше. Это достигается за счет использования в качестве резонатора всей площади тела и специфической «вдыхательной установки», являющейся неотъемлемой составляющей «парадоксального дыхания».

Для большей эффективности данного упражнения в него включаются вышеописанные манипуляции с нижней челюстью. При объединении осознанной работы по расслаблению нижней челюсти и диафрагмы, синхронизации этих процессов, запускается механизм вывода психосоматических зажимов практически во всех зонах тела человека.

Таким образом, возвращаясь к теме данной статьи, можно расслабить основные зоны устойчивых мышечных спазмов, имеющих психосоматическую природу, и корректировать этот процесс с помощью косметологических процедур, имея в своем распоряжении дополнительный инструмент влияния на эти зажимы. Как видите, ничего сложного в описанных мной практиках нет, и основной навык, который необходимо освоить косметологу, желающему включить в свой арсенал приемы голосовой психокоррекции, это умение считывать психосоматические зажимы клиента по качеству звучания его голоса и тонусу мышц.
То же самое касается и составления «карты психосоматических зажимов» тела клиента. Для выявления четкой картины таких блоков достаточно попросить клиента стать в свободной позе, расставив ноги на ширине плеч, и раскачиваться всем телом из стороны в сторону движениями небольшой амплитуды. Руки при этом чуть вытянуты вперед на уровне диафрагмы, и тоже совершают плавные движения вправо-влево. Одновременно клиенту необходимо издавать негромкий протяжный звук на гласных А или О.

Характер движений клиента и изменение звучания его голоса могут дать исчерпывающую информацию о природе его психосоматических блоков. Во время выполнения этого упражнения зоны головы и шеи, плечевого пояса, поясничного отдела и колен движутся с достаточной степени автономности, что позволяет «считать» большинство его мышечных зажимов и определить психологическую природу их проявления. Это же упражнение используется мной для устранения обнаруженных психосоматических блоков, когда мы поочередно расслабляем зону того или иного зажима и проговариваем психологическую причину его возникновения.

Для получения еще более полной психосоматической картины я очень часто прошу клиента пройти вперед и назад, также пропевая гласные О или А. Обращая внимание на его осанку, положение стоп и угол наклона головы во время ходьбы, мы можем получить ясную картину личностного потенциала и убеждений, блокирующих полноценную реализацию любого человека. Повторюсь еще раз – главный навык специалиста в этом вопросе – это умение зафиксировать параметры психосоматических зажимов и дешифровать эту информацию.

Объем данной статьи не позволяет описать варианты психосоматических зажимов, проявляющихся в процессе выполнения описанных мною упражнений, более подробно эта тема освещена в моей монографии [6]. На практике закономерности этой взаимосвязи психического и телесного проявляются гораздо более явственно, и в данный момент мной подготовлена программа по обучению специалистов в области косметологии методам, описанным в этой статье.
Еще более широким полем для применения психосоматического подхода мне представляется сфера spa and wellness. Сама философия этого направления построена на принципах физического и психологического расслабления и гармонизации процессов, происходящих в душе и теле человека. И здесь очень важно понять, что процедуры spa and wellness способны быть не локальными методами для избавления человека от последствий стресса посредством глубинной релаксации, а иметь пролонгированное действие при формулировании и практической реализации принципов направленного устранения психологических установок, приводящих к возникновению стресса.

Исходя из результатов своей работы, я могу утверждать, что тело человека является наиболее точным инструментом выявления психологических установок, превращающих нашу жизнь в Рай или Ад. И работа с телом может корректировать эти установки в благоприятную для человека сторону в кратчайшие сроки. Инструментарий spa and wellness способен сделать этот процесс не только очень быстрым и эффективным, но и максимально приятным.

Выстраивание подобной работы мне видится следующим образом. На начальном этапе определяется «карта психосоматических зажимов» клиента, дающая точное представление о характере его психологических блоков и их проявлении на уровне тела. Затем клиент проходит курс релаксирующих процедур, трансформированных с учетом психосоматической концепции, с обязательным отслеживанием динамики ликвидации выявленных психосоматических блоков. Потом делается перерыв, во время которого клиент проводит самостоятельную работу, используя упражнения, рекомендованные специалистом, фиксируя изменения своего психосоматического состояния. Затем опять возвращается к специалисту spa-центра, способного объективно оценить динамику корректирующего процесса и назначить следующий курс spa-процедур. Этот цикл продолжается до кардинального изменения деструктивных психологических установок, отражающихся на состоянии мышц тела клиента.

Я убежден в том, что путь к душе человека через работу с его телом является наиболее эффективным способом изменения качества его жизни. В своей практике я точечно применяю некоторые приемы, которые могут быть отнесены к сфере spa and wellness. Массаж зон мышечных зажимов клиентов во время процедуры «простанывания», являющейся базовой техникой ликвидации психологических блоков, дал мне возможность сформулировать концепцию применения голосовых практик в области массажа [7]. Та же техника «простанывания», используемая во время банных процедур, показала высокую эффективность в избавлении клиентов от последствий стрессов, причем без бани ее эффект существенно меньше. После завершения ключевых этапов терапевтической работы мои клиенты в обязательном порядке используют различные водные процедуры, благотворно влияющие на их тело и психику.

Возможности индустрии spa and wellness в этом плане огромны, и целенаправленное применение психосоматического подхода, без сомнения, способны еще больше расширить эти возможности. Даже простое обучение клиента «парадоксальному дыханию», расслабление зон нижней челюсти и диафрагмы, описанных в разделе этой статьи, посвященному косметологии, способно в разы увеличить релаксирующий эффект большинства spa-процедур. Однако, основной задачей и косметологии и индустрии spa and wellness мне видится не точечное применение психосоматического подхода, а всестороннее глобальное изменение состояния психики и здоровья клиентов, способное стать реальностью при объединении методов этих областей медицины с концепцией психосоматики, и внедрении ее в практику.

Список литературы:
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. /Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. Стр. 2.
2. Райх В. Анализ личности. – СПб: Ювента, 1999.
3. Бабкин О.А. Височно-нижнечелюстной сустав: осанка при его дисфункции. Интернет-статья. https://osteopatbabkin.blogspot.bg/2015/08/TMJ-postura.html
4. Мишанина Ж.Ю. Роль височно-нижнечелюстного сустава в психической и физической жизни человека. – Интернет-статья https://www.b17.ru/article/52769/
5. Данилов А.В. Голос человека как инструмент психологической коррекции личности и улучшения социальных коммуникаций. – М: Перо, 2016.
6. Данилов А.В. Психология голосовой трансформации и коррекции личности. – М.: «Перо», 2018.
7. Данилов А.В. Концепция метода ликвидации мышечных
и психологических блоков с использованием техник голосовой терапии и массажа // Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики». – М., 2016. – №4; http://healthproblem.ru/magazines?text=103

Данилов А.В., доктор психологических наук, академик ПАНИ (Московское отделение).

Комментарии для этой записи закрыты