Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Выступление на Всероссийском семинаре в ДДТ «Созвездие» г.о. Химки.

Прежде чем приступить к изложению своего взгляда на роль практических заданий при освоении дополнительной общеразвиваюшей образовательной программы «Пути к профессии журналиста», хочу поздравить вас с сегодняшним праздником, по сути, провести блиц-тест на знание истории российской журналистики, - с каким праздником?

13 января 1703 года в России по указу Петра Великого вышла первая русская газета. Какая? «Ведомости».

81 СЛАЙД 1

Вот так выглядел логотип «Ведомостей», а название было пространным – в нем заключалось направление, в рамках которого государем предписывалось публиковать материалы: «Ведомости, о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в московском государстве и во иных окрестных странах».

Ответившему правильно я дарю свою книгу «Палитра времени», вышедшую в свет в издательстве «Литера М» города Рязань в 2015 году.
Книга позволит мне плавно перейти к теме выступления.

Она рекомендована как пособие для практикумов на факультетах журналистики по теме «Жанры журналистики», в том числе и в МГУ имени Ломоносова. Здесь размещены мои журналистские материалы, написанные во всех жанрах, многие изначально были телевизионными, но впоследствии переложены на язык печатной прессы.

Итак, какое место во всей системе занятий занимают практические задания?

На этот вопрос есть ответ в пояснительной записке к программе «Пути к профессии журналиста», написанной мной 25 лет назад, но претерпевшей не одну переработку:

СЛАЙД № 2

«Актуальность и педагогическая целесообразность реализации данной программы обусловлена популярностью и престижностью профессии журналиста. В отличие от других существующих программ по журналистике данная программа является практико-ориентированной (работы детей печатаются в химкинской прессе), а также помогает ребятам определиться в выборе своей будущей профессии».

Программа двухгодичная: в первый учебный год провожу 144 часа, из них на теорию отвожу 55 часов, а на практику – 89. Второй год – по сути, обучающиеся, в основном, выполняют практические задания: из 144 часов на этот раздел отведено 126 часов.

Ничего сложного в выполнении такой программы нет, поскольку обучающиеся занимаются на базе редакций городских газет: «Вперед» и «Химкинские новости», и ребятам предоставляется возможность публиковаться в них. Вот уже на протяжении 18 лет ежемесячно выходит молодежное приложение «Полный вперед!», которое готовится к печати обучающимися в объединении «Журналистика».

СЛАЙД № 3, 4 ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД

91

92
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми выпусками приложения (его вам раздаст моя ученица Юлия Маякова, которая в этом году завершает обучение по программе «Пути к профессии журналиста» и готовится к поступлению на журфак МГУ). Юлия с начала учебного года опубликовала несколько статей.
Надо видеть глаза ребят, чьи статьи выходят на страницах газет! Они светятся счастьем! Свои репортажи, очерки и заметки начинающие журналисты с радостью показывают родителям, бабушкам и дедушкам, а они, в свою очередь, замечая способности своих детей к журналистике, поддерживают их! И это очень важно в профориентационной работе, в воспитании интереса к профессии, любви к русскому языку, тем самым мы, педагоги дополнительного образования, привносим свою лепту в формирование личности, действуя в этом направлении параллельно со школой.

Что касается профессии, пути к которой я открываю детям, то о ней ребята не имеют возможности узнавать в стенах своих школ: нет такого предмета, да и кружки есть не везде. А ведь очень важно – дать возможность школьникам попробовать свои силы в столь интересном деле. Вывод напрашивается сам собой – занимаясь в учреждении дополнительного образования, дети осваивают знания, которые станут основой для главного дела своей жизни. Что в этой ситуации дополнительное, а что главное – вопрос, как говорят, интересный...

Чтобы практические задания принесли ожидаемый результат, пользу, необходимо постоянно находить новые подходы к реализации индивидуальных способностей ребят, ведь даже состоявшиеся журналисты проявляют свой талант не во всех жанрах: кто-то замечательно делает репортажи, как, например, выпускник нашего объединения «Журналистика» 1999 года Егор Колыванов, успешно окончивший журфак МГУ и начавший свою карьеру репортера на НТВ со второго курса; у кого-то превосходно получаются очерки, рецензии, статьи... В минувшем году нашу школу окончила Анастасия Марьина, поступила на журфак МГУ, а за серию интересных публикаций в свои 18 лет стала членом Союза журналистов России.

Знакомство с жанрами журналистики строится следующим образом: теоретический материал подкрепляется детальным анализом примера из СМИ, а потом – даю редакционное задание – написать материал по всем правилам жанра.

Одна из эффективных практических форм освоения профессии – участие в Московском международном форуме «Одаренные дети».

СЛАЙД № 5, 6

93

94

В этом году он будет проходить 21-й раз, и его лозунг таков: «Ни одного дня без доброго дела». Среди 21-й номинации есть и «Союз юных журналистов». Начиная с 2012 года, ребята из нашей школы журналистики берут Гран-при, и в этом нет ничего удивительного, потому что они основательно готовятся к творческим сражениям на форуме, а на него допускают только тех, кто отлично выполнил домашние задания в 1-м заочном туре, написав очерк об известном журналисте, монолог от его имени, обращённый к современникам, реферат, эссе и мини-резюме, а также придумав и создав плакат на тему форума. Сейчас к нему готовятся пять обучающихся. Сдать материалы можно до 14 февраля. На 2-м и 3-м очных турах нужно показать себя знающим, как донести информацию до читателей.

СЛАЙД № 7, 8

95

96

И ещё одна форма практических заданий – трудовая бригада юных журналистов. Она создается на летние месяцы, благодаря действующей в округе Химки программе летней занятости подростков: они работают в редакциях местной прессы в качестве корреспондентов, посещая мероприятия из медиаплана администрации округа, причём за это получают зарплату.

Особое внимание уделяю словоупотреблению, тем самым значительно расширяя знания ребят по русскому языку. На такую тему, например, как имена собственные и нарицательные в школах отводится 1 час, и этого, как оказывается, слишком мало, чтобы дети смогли сориентироваться в вопросах: как написать «президент России», если везде пишут первое слово с большой буквы... А ведь это имя нарицательное, так же, как «химчане», которое на билбордах почему-то пишут с большой буквы. На орфоэпию в школе тоже отводится время по минимуму, и ребята не понимают, почему я на занятиях по дикции произношу аббревиатуры: «ЭФЭРГЭ» и «США», а не «ФЭЭРГЭ» и не «СЭШЭА». Дети увлекаются поиском примеров лексико-стилистических ошибок, и вот что иногда находят:

СЛАЙД 9 ЧЕРНИГОВСКАЯ ГАЗЕТА

97

Завершая выступление, хочу привести слова директора ДДТ «Созвездие» округа Химки Людмилы Фёдоровны Романовой о взаимодействии школы и учреждений дополнительного образования детей в рамках новых образовательных стандартов:

«Документы ФГОС, с одной стороны, значительно повышают статус внеурочной деятельности, а с другой – снижают значение и место дополнительного образования детей. Работая в учреждении дополнительного образования, мы никоим образом не хотим «раствориться» во внеучебной деятельности в рамках ФГОС, а наоборот сохранить уникальность системы дополнительного образования».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить